Опоздавшие на войну

СУ-85.Самоходная артиллерийская установка. 1943 год

Поэтому в ОКБ-9 срочно изготовили новый ствол с измененной баллистикой и углубленными нарезами, оснащенному же им орудию присвоили индекс Д-10-85А. Теперь камору расточили под переобжатую гильзу более мощного боеприпаса к 122-мм пушке А-19. И хотя давление в канале ствола уменьшилось с 3150 до 3000 кг/куб.см, начальная скорость бронебойного снаряда весом 9,4 кг осталась весьма высокой - 1050 м/с.

При испытаниях в мае-июне 1945 г. самоходка на расстоянии 1000 м пробивала бронелисты толщиной до 155 мм. В то же время и у этой машины, как и у ее конкуренток, обнаружили все те же недостатки - неудовлетворительную устойчивость при ведении огня, низкую кучность, а также малую живучесть ствола.

К лету 1945 г. и в ЦАКБ В.Г.Грабина разработали и изготовили пушку Н-3-457 того же калибра, обладавшую той же баллистикой, что Д-10-85. Только ее выполнили без гладкоствольной дульной насадки, благодаря чему удалось заметно увеличить срок службы ствола и несколько улучшить кучность попаданий, что особенно важно при ведении огня по движущимся целям. Но и в этом случае дальнейшие работы над самоходкой большой мощности не сочли необходимым продолжать, поскольку военные действия в Европе прекратились, а для планируемых операций против Японии нашли достаточным боевую технику, состоящую на вооружении Красной Армии.

А вскоре настала пора приступать к созданию самоходных артиллерийских установок большой мощности нового поколения. Теперь в распоряжении конструкторов имелись и проверенные в ходе испытаний сведения об оптимальном соотношении массы заряда, давления пороховых газов в канале ствола, начальной скорости снарядов, которое должно было обеспечить будущим пушкам необходимые боевые эффективность и живучесть. Это же относилось и к ходовым частям - боевой опыт и обкатка экспериментальных машин позволили выявить их положительные и отрицательные стороны.