Истребитель ОКБ ХАЗ - Грушин Гр-1 (ИДС). СССР. 1940 год


Несмотря на кажущуюся схожесть с немецким Мессерсшмиттом Bf.110, грушинский ИДС имел конструкцию в корне от него отличную. Лонжероны крыла имели коробчатое поперечное сечение. Их стенки и полки были выполнены из сужающихся стальных полос, сваренных в замкнутый контур. Узлы разъема лонжеронов имели оригинальную конструкцию с поперечными гребенками.
Постройка истребителя, который заранее получил обозначение Гр-1, была закончена всего за 9 месяцев. Статические испытания на прочность конструкции заняли всего несколько дней и, после устранения мелких недостатков, ранней весной 1941 года прототип самолёта был отправлен для прохождения натурных продувок в ЦАГИ. Для этого Гр-1 в июне 1941 года пришлось разобрать и отправить в Москву. Сборку истребителя предстояло провести на заводе №185, однако по пути из Харькова эшелон попал под бомбежку. Прототип был сильно поврежден, а вся проектная документация сгорела. В таких условиях дальнейшие работы по Гр-1 решили не продолжать. К тому же, к сентябрю 1941 года уже строился серийно Пе-3, а истребитель Таирова Та-3 находился на стадии завершающих испытаний и тоже был готов к серийному производству. А ведь в Гр-1 закладывались впечатляющие лётных характеристики.
По расчетам Грушина на оптимальной высоте 7200 метров его истребитель мог развивать максимальнуюскорость до 650 км\ч, а на высоте 5000 метров - 645 км\ч. Практический потолок Гр-1 составлял 11700 метров, максимальная дальность полёта (при полной заправке топлива 2550 литров) - 1890 км. При этом, самолёт имел разбег всего 400 метров и пробег 450 метров.

Даже по сравнению с Та-3 истребитель Грушина смотрелся очень перспективно, однако реально подтвердить высокие боевые качества Гр-1 так и не удалось. Как поступили с поврежденным самолётом так и осталось неизвестным. Возможно, во избежание захвата противником останки прототипа полностью уничтожили.
Сам П.Д. Грушин был направлен на работу на завод №21, где занимал должность главного инженера, а затем и заместителя главного конструктора С.А. Лавочкина. После войны он работал над созданием зенитных ракет и впоследствии был удостоен звания дважды Героя Социалистического труда.


ТТХ:
Модификация Гр-1
Размах крыла, м 16.80
Длина, м 11.60
Высота, м 3.88
Площадь крыла, м2 42.00

Масса, кг
пустого самолета 5420
нормальная взлетная 7650
топлива 1860/2550

Тип двигателя 2 ПД АМ-37
Мощность, л.с. 2 х 1250

Максимальная скорость , км/ч
у земли 448
на высоте 650

Перегоночная дальность, км 1890
Практическая дальность, км 1380
Практический потолок, м 11700

Экипаж,чел 1

Вооружение:
четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (по 1250 патронов)
две 20-мм пушки ШВАК (по 300патронов)
Автор: fantast