«Пулавчаки» против Люфтваффе
Преувеличенное представление о численности польской боевой авиации заставило гитлеровцев опасаться ответных ударов по рейху. В результате большая часть истребителей была оставлена для решения задач ПВО, а в боях над Польшей приняло участие немногим более 200 немецких истребителей Вf.109. В ходе войны одной из главных целей для 810 германских бомбардировщиков стала польская аэродромная сеть. Характерно, что результаты ударов стороны оценивают по-разному.
Широко распространено мнение, сложившееся под влиянием быстрого успеха блицкрига и отчасти геббельсовской пропаганды о том, что большая часть польских истребителей была уничтожена на земле. Польские же исследователи отвергают эту точку зрения. Вот их аргументы. Из 118 потерянных польских истребителей 56 самолетов сбиты в воздухе. Из них 32 — истребителями противника, 10 — экипажами бомбардировщиков и по 7 машин — немецкой и польской (!) зенитной артиллерией. Остальные 62 самолета относились к категории тяжело поврежденных при вынужденных посадках, летных происшествиях и т. п. Эффективность ударов противника по аэродромам оценивается польскими исследователями невысоко: потери составили не более 9 уничтоженных на земле истребителей из боевых подразделений. Следует, однако, отметить, что бомбардировщики и особенно учебные подразделения пострадали в существенно большей степени.
Пилоты польских истребительных эскадрилий доложили об уничтожении в воздушных боях 147 самолетов противника (не считая сбитого по ошибке PZL P.23 «Каras» из 42-й эскадрильи). В числе сбитых — 23 истребителя противника (10 Вf.109 и 13 Bf.110), 101 бомбардировщик (10 Ju-86, 17 Ju-87, 30 Do-17 и 44 Не-111), а также 23 самолета других типов. Особенно успешно действовали истребительная эскадра (52 сбитых) и дивизион Ш /3 армии «Познань» (36 сбитых). Суммарные потери германской авиации в ходе польской кампании достигли 286 уничтоженных самолетов (из них 79 истребителей) и до 280 тяжело поврежденных.
В ходе войны стали известны первые польские асы, такие как поручик Станислав Скальский — 6 побед (два Do-17, один Ju-87 и три Нs-126) и подпоручик Иероним Дудвал — 4 победы (Вf.110, Не-111,Ju-86, Нs-126).
Разумеется, устаревшие польские истребители с максимальной скоростью менее 400 км/ч, не могли конкурировать с Вf.109Е. Этим и объясняется соотношение потерь истребителей 2: 3 в пользу немцев. Однако потеря 13 из 95 Вf.110 должна была заставить задуматься руководство люфтваффе, но этого не произошло.
В ходе войны для поляков открылся еще один фронт. 17 сентября 1939 года советские войска пересекли польскую границу в пяти местах. Это не могло не вызвать столкновений, в том числе и в воздухе. И они произошли. Один из польских пилотов атаковал звено СБ. Два из них сбил и после этого совершил вынужденную посадку в расположении советских войск. Другой летчик, подпоручик Тадеуш Кос, подбил Р-5. Третий пилот, подпоручик Заторский, был сам атакован звеном советских истребителей и сбит в районе местечка Сарны.
Уцелевшие польские самолеты стали перелетать в Румынию. Часть оказалась в Советском Союзе. Позднее, в 1941-1942 годах, румынские ВВС использовали до 40 польских истребителей типа Р.11 на восточном фронте. Около 70 машин этого типа выпустил по лицензии румынский завод IАR. Немцы применяли польские самолеты в учебных целях. А вот польских летчиков они использовать не смогли. Значительная часть их снова встретилась в небе с немцами во Франции и над Лондоном. До последнего дня войны в боевых порядках союзников не исчезали самолеты с красно-белой эмблемой польских ВВС.
Источники:
Котельников В. Накануне Второй мировой // Крылья Родины. 2001. №4. С. 19-21.
Котельников В. «Пулавчак» — герой сентября 39-го // Авиация и космонавтика. 1999. №9. С. 11-17.
Медведь А. Польские «чайки» против «мессеров» // Крылья Родины. 1992. №5. С.31-32.
Кукуруза Л. Война в небе Западной Украины // Авиация и время. 2004. №6. С. 29-34.
Автор: Инженер-технарь