«Разрушитель» Вилли Мессершмитта
Решение о запуске в серию «сто десятого» было принято в январе 1937 года, однако лишь в апреле 1938 первая четверка машин экспериментальной серии приступили к испытаниям. Поскольку двигатель DВ 600 к тому времени сняли с производства, а новый DВ 601А еще не изготовлялся, то на истребители поставили 610-сильные моторы Юнкерса Юмо 210В, а также новые трехлопастные винты. Скорость снизилась до 430 км/ч. Вооружение составили четыре 7,9-мм пулемета МС 17 в носовом обтекателе и один 7,9-мм МС 15 в задней части кабины.
Затем последовала небольшая (45 экз.) серия «В» с двигателями Юмо 210С, имеющими непосредственный впрыск топлива в цилиндры и двухступенчатый турбонагнетатель. Эти самолеты развивали скорость 450 км/ч и использовались в основном в учебно-тренировочных подразделениях. В конце 1938 года на завод Мессершмитта в Аугсбурге начали поступать двигатели DВ 601А (1050 л. с.). Машины серии «С» с этими двигателями развивали скорость 540 км/ч на высоте 6000 м, а дальность полета составляла 1100 км, с двумя подвесными баками по 550 л дальность возрастала до 1410 км.
Нацистская пропаганда так широко разрекламировала новый истребитель, что им заинтересовались разведки других стран. Французской секретной службе удалось завербовать некоего Франца Оттила, бывшего военного летчика. Устроившись работать на заводском аэродроме механиком, Оттил в мае 1939 года угнал один из первых серийных Bf.110С-1, намереваясь посадить его на французской авиабазе. Но в тумане летчик заблудился, и на вынужденной посадке самолет взорвался.
Если первоначально завод выпускал только две машины в месяц, то с лета 1939 года Мессершмитт резко увеличил интенсивность производства, кроме того, заказ на выпуск Bf.110 получили еще три завода других фирм, и эти самолеты стали исчисляться сотнями.
В нападении на Польшу участвовали три авиаэскадры Bf.110, насчитывавшие 95 машин. 1 сентября 1939 года они эскортировали бомбардировщики, нанесшие удары по Варшаве и Кракову. Тогда же состоялся первый бой Bf.110С с польскими истребителями ПЗЛ Р-11С, скорость которых не превышала 370 км/ч. «Мессершмитты», спикировав на набирающие высоту Р-11С, сбили четыре и повредили до 20 самолетов без потерь со своей стороны. Но при налете на Лодзь немцам повезло меньше — в бою на виражах более легкие Р-11С сбили три Bf.110С-1, потеряв две свои машины. Вскоре, сломив сопротивление польской авиации, «сто десятые» перешли к действиям по наземным целям. Всего с 1 по 28 сентября немцы потеряли 12 «стратегических» истребителей.
Аналогично события развивались при захвате Норвегии: в воздухе и на земле уничтожались старые норвежские бипланы Глостер «Гладиатор», а затем Bf.110 вылетали только на штурмовку. В этой кампании участвовали истребители новой модификации — Bf.110D с увеличенной дальностью полета. Экипаж сократили до двух человек (на месте штурмана установили топливный бак). Дополнительный грушевидный бак емкостью 1200 л подвешивался под фюзеляжем. Самолеты хорошо зарекомендовали себя в дальних рейдах к арктическим портам — Нарвику и Тронхейму.
Но победная эйфория начала гаснуть: во время нападения на Францию в немногочисленных боях Bf.110 вынуждены были становиться в оборонительный круг, где каждый самолет прикрывал хвост переднему. Но такая тактика не всегда помогала. За три недели боев немцы потеряли 82 из 248 Bf.110. А во время воздушного наступления на Англию (операция «Полет орла») британская истребительная авиация, многочисленная и готовая к отпору, легкими и маневренными «спитфайрами» и «харрикейнами» нанесла сокрушительное поражение «сто десятым».
В нападении на Советский Союз участвовали две авиагруппы Ме-110 (как они обозначались у нас) во II и VIII воздушных корпусах. Советские летчики быстро нашли способ борьбы со «сто десятыми» — затягивали их в бой на вертикалях, где тяжелый, двухмоторный «мессер» проигрывал нашим легким истребителям. В дальнейшем на советско-германском фронте они применялись только как скоростные бомбардировщики, летая под охраной Ме-109. Неэффективным оказалось и применение Ме-110 для борьбы даже с По-2, ночными бомбардировщиками. Деревянно-полотняный «кукурузник» был невидим для радиолокаторов и теплопеленгатора. Недаром за сбитый По-2 награждали Железным крестом.
В конце 1941 года фирма Мессершмитта разработала новый двухмоторный истребитель Ме-210. Но со вступлением в войну США бомбовые удары по Германии резко возросли, и у немцев уже не было времени переоборудовать заводы для освоения новой машины. Пришлось модернизировать выпускаемые самолеты, разрабатывать для них новые системы вооружения.
Дневные истребители несли ощутимые потери от плотного оборонительного огня «крепостей», летавших сомкнутыми группами. Чтобы успешно раскалывать их строй, серию перехватчиков Bf.110F-2 вооружили дополнительно четырьмя ракетными снарядами калибра 210 мм. На истребителях Bf.110F-4/1 20-мм пушки заменили на 30-мм МК 108, такие же две пушки установили в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед. Прицеливание осуществлял летчик через призму коллиматора. Ночные перехватчики этой серии впервые оснащались радиолокационными прицелами FUG 202 фирмы Телефункен.
Чтобы хоть как-то облегчить самолет, в экипаже оставили только летчика, убрали хвостовой пулемет и бронезащиту стрелка. Кроме того, для кратковременного повышения мощности двигателя ввели систему впрыска в цилиндры закиси азота. Такой «чрезвычайный» режим длился 27 минут.
Несмотря на свои многочисленные недостатки. Bf.110G в качестве ночного перехватчика в руках опытного летчика был эффективным оружием. Так, с июня 1944 года в 1 эскадре ночных истребителей II авиагруппа, укомплектованная «сто десятыми», записала на свой счет до конца войны больше самолетов противника, чем 1 авиагруппа, перевооруженная на новые скоростные перехватчики Не-219.
С этим индексом выпускались также: разведчик Bf.110G-3 с максимальной скоростью 560 км/ч и радиусом действия (без баков) 900 км и ночной истребитель Bf.110G-4, оснащенный радиолокатором FUG 212. Последний, помимо штатного вооружения, нес в задней части кабины две «вертикальные» пушки МК 108.
И хотя Bf.110, образно говоря, цеплялся за воздух усами антенн, пламегасителями на двигателях, обтекателями пушек, из-за чего имел явно недостаточную скорость и плохую маневренность, но был все же лучше, чем переделанные в перехватчики из бомбардировщиков Ju-88 и Dо-217. Новые же ночные истребители Ме-210 и Hе-219 еще только проходили войсковые испытания, поэтому серийное производство Bf.110 продолжалось. В 1943 году было построено 1509 самолетов, в 1944 — 1518. Всего заводы выпустили 6050 Bf.110. В январе 1944 года число ночных авиагрупп увеличивается до 22, из которых 14 укомплектованы устаревшими «сто десятыми».
Начавшееся осенью 1944 года стратегическое наступление Советской Армии и союзников поставило нацистов в столь критическое положение, что командование люфтваффе бросило все имеющиеся в его распоряжении самолеты, в том числе и ночные истребители, на бомбежку наступающих советских частей. Поскольку господство в воздухе давно уже было за советской авиацией, для «стодесяток» началось подлинное избиение. За несколько месяцев практически все они были уничтожены. А в марте 1945 года завод Мессершмитта, успев выпустить за три месяца 1945 года 45 Bf.110, остался в тылу советских войск.
Источники:
Котельников В. Фирсов А. Тяжелые истребители Пе-3, Bf.110. // Авиация и Космонавтика. 1998. №5-6. С. 21-24, 60.
Иванов С. Мессершмит Bf.110 // Война в воздухе. №117. С.2-3, 7-12. 63-68.
Вехов С. «Страгический» истребитель // Крылья Родины. 1992. №1. С. 9-11.
Уильям Грин. Крылья люфтваффе (боевые самолеты Третьего рейха). Часть 5: Мессершмитт. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. С. 384-396.
Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. С.110-114.
Автор: Инженер-технарь