Русский "капитан Немо"



Однако выводы комиссии, хотя и столь благоприятные, были все же больше нацелены в будущее нового вида вооружения, так как, действительно, каких-либо сдвигов в пользу Российского флота в ходе русско-японской войны подводные лодки не принесли. И дело было не столько в их несовершенстве, сколько в отсутствии подготовленных команд, в недоверии к новой технике. Дело доходило до того, что подводным лодкам запрещали погружаться, о чем подробно рассказал в своих дневниках командир "Касатки" лейтенант А.В. Плотто. Какие уж тут скрытные торпедные атаки вражеских кораблей.

При всей занятости производственными делами, связанными, главным образом, с постройкой, М.Н. Беклемишев находил время и для проектно-конструкторской деятельности. Так, например, в мае 1905 года И.Г. Бубнов совместно с М.Н. Беклемишевым подготовили проект более совершенной подводной лодки "Акула". Лодка получилась вполне удачной и стала прототипом знаменитых "Барсов".

Учитывая особую остроту проблемы подготовки кадров для зарождающегося флота, М.Н. Беклемишев, к тому времени уже капитан 1 ранга, выступил одним из инициаторов создания в Либаве первого в России Учебного отряда подводного плавания, утвержденного Николаем II 27 марта 1906 года. Командиром отряда стал герой русско-японской войны, страстный сторонник развития подводного дела контр-адмирал Э.Н. Щенснович. Любопытно, что по его просьбе И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев и ряд других кораблестроителей-подводников были включены в число слушателей первого курса офицерского класса и, не кичась чинами, заслугами и опытом перед молодыми мичманами и лейтенантами, вместе с ними прошли полный курс обучения.

После окончания русско-японской войны М.Н. Беклемишев служил помощником заведующего подводным плаванием флота, возглавлял комиссию по приемке первой в России субмарины с единым двигателем "Почтовый" конструктора С.К. Джевецкого, а в 1908 году был назначен заведующим отделом подводного плавания Морского Технического комитета, где сразу же прослыл "возмутителем спокойствия ". Дело в том, что в течение двух лет (1907-1908 гг.), ссылаясь на отсутствие денежных кредитов, Морское министерство не заказало судостроительной промышленности ни одной торпедной подводной лодки, в то время как ведущие морские державы Запада, особенно Англия и Франция, интенсивно наращивали их строительство. М.Н. Беклемишев поставил вопрос о расширении отечественного подводного судостроения, что у многих высокопоставленных чиновников морского ведомства, приверженцев надводного флота, вызвало откровенное раздражение. Тем не менее, после оживленных дискуссий и бюрократических проволочек, Министерство включило в план заказов на 1909 года две новые субмарины И.Г. Бубнова типа "Морж" для Черноморского флота. Впоследствии лодки этого проекта хорошо себя зарекомендовали во время первой мировой войны, подорвав и уничтожив несколько турецких транспортников.



Важное место в служебной деятельности заведующего отделом подводного плавания МТК занимала разработка научно обоснованных заданий и технических условий на разработку подводных лодок, а также выбор готовых проектов иностранных и отечественных конструкторов для запуска в серийное производство.

Не умаляя технических и научных достижений зарубежных фирм, М.Н. Беклемишев отдавал предпочтение проектам русских кораблестроителей. "Можно с уверенностью сказать, - писал он в одной из докладных записок, - что в случае необходимости мы могли бы совершенно самостоятельно выстроить в самое короткое время, без всяких указаний иностранных инженеров, очень значительный по количеству и качествам подводный флот (были бы только для этого даны необходимые средства)".

Поддерживая живые связи с промышленностью и флотом, М.Н. Беклемишев часто бывал на судостроительных заводах, в проектных организациях, на соединениях подводных лодок, читал лекции в Либавском Учебном отряде подводного плавания. Многие из русских моряков, пройдя в разное время "беклемишевскую школу", стали впоследствии настоящими асами-подводниками. Например, награжденный Георгиевским оружием балтийский подводник лейтенант В.А. Меркушев, выводивший в первую мировую войну свою лодку "Окунь" в атаку на германские линейные корабли; командир "Касатки" лейтенант А.В. Плотто, возглавлявший во время войны с Японией отряд подводных лодок во Владивостоке, старший лейтенант И.И. Ризнич, совершивший в 1917 году на лодке "Святой Георгий" первый в истории русского подводного флота переход вокруг Европы, и другие.



В 1909 году по предложению и при личном участии М.Н. Беклемишева на Балтийском заводе была организована гидрофоническая мастерская - первое в России промышленное предприятие по изготовлению приборов звукоподводной связи системы талантливого инженера и изобретателя Р.Г. Нирегберга. Впервые установленная на подводной лодке "Карп", аппаратура "акустического телеграфирования через воду" обеспечивала подводную связь на удалении до 10-12 каб. и обнаружение шумящей цели - до 5-10 каб., что значительно повышало боевые возможности подводных кораблей.

За многолетнюю безупречную службу на флоте и заслуги перед Отечеством М.Н. Беклемишев был удостоен орденов Святого Владимира 4-й степени с бантом, Святого Станислава 2-й степени и Святой Анны 3-й степени. В 1910 году ему было присвоено звание генерал-майора по адмиралтейству.

После выхода в отставку Михаил Николаевич, по предложению начальника петербургского Балтийского завода генерал-майора П.Ф. Вешкурцева, работал консультантом заводского отдела подводного плавания, возглавлял военно-морской отдел Русского электротехнического общества, преподавал в Петроградском Политехническом институте.

Искренне преданный любимому делу, Михаил Николаевич сохранил связи с флотом и после революции. В первые годы Советской власти бывший генерал по адмиралтейству служил консультантом при Коллегии по военному судостроению, ведавшей постройкой и ремонтом боевых кораблей, затем некоторое время руководил отделом подводного плавания Морских Сил РККА.

В 1926 году по приглашению руководства Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро), отставной генерал по адмиралтейству М.Н. Беклемишев получил должность капитана парохода "Микула" - плавучей лаборатории для проведения сверхсекретных экспериментальных работ по созданию первых в стране радиоуправляемых торпедных катеров. В 1928-1931 годах М.Н. Беклемишев командовал на Ладожском озере находившимся в распоряжении Остехбюро опытовым судном "Конструктор" (бывший миноносец "Сибирский стрелок"), которое использовалось для отработки новых образцов морского оружия. В апреле 1931 года, когда М.Н. Беклемишеву шел 73-й год, бывший генерал, вторично уходит в отставку.



Заканчивая рассказ о русском "капитане Немо", как с почтением называли Михаила Николаевича некоторые современники, необходимо отметить, что его старший брат, Николай, сын Владимир и внук Михаил, также посвятили себя морской службе. Генерал-майор Николай Николаевич Беклемишев был известным ученым-гидрографом, в честь которого на картах Берингова моря значится "гора Беклемишева". По стопам старших Беклемишевых пошел и названный в честь деда внук Михаил.

18 февраля 1936 года на 78-м году жизни замечательный русский подводник, один из создателей первого российского боевого подводного корабля, генерал по адмиралтейству Михаил Николаевич Беклемишев скончался. Умирая, он сказал сыну: "На могилу мою не ходи. Считай, что я навсегда ушел в море". Похоронен М.Н. Беклемишев в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где покоится прах многих выдающихся наших соотечественников.

Источники:
Лавров В. Первые российские подводные плаватели. СПб.: Судостроение, 2006. С. 21-24.
Балабин В. Генерал по Адмиральтейству. // Морской сборник. 1998. №10. С. 76-78.
Инфантьев В. По местам стоять, к погружению. Л.: Лениздат, 1977. С. 77-82, 85-91.
Рассол И. Иван Григорьевич Бубнов. Жизнь и творчество. 1872-1919. М.: Элмор, 1999. С. 98- 103.