Высшая школа под угрозой! «Интернационализация» образования влечёт за собой серьёзные проблемы
В современном мире позиции конкретного государства в мировой экономике, культуре, а соответственно и в политике, во многом определяются тем, насколько эффективно функционирует система образования. Человеческий капитал в последние десятилетия превратился в наиболее ценный ресурс, распоряжение которым «по уму» гарантирует стране экономическое процветание и всестороннее укрепление позиций на мировом уровне. Это прекрасно понимает руководство всех развитых стран мира, рассматривая сферу образования в качестве стратегически важной для развития и укрепления потенциала государства.
Болонский процесс и Россия
Реформы образования, начатые в Российской Федерации еще в конце 1990-х гг., формально были ориентированы на то, чтобы повысить уровень, качество и востребованность российского образования в мировом масштабе, соответственно содействуя и повышению престижа страны в международной политике. Идеологи реформирования российского образования подчеркивали, что потребность в модернизации деятельности отечественных высших и средних учебных заведений вызвана необходимостью более полной интеграции России в мировое сообщество, в том числе и в сфере образования. Именно в этот период распространилось представление о мировом образовательном пространстве как о своеобразном «рынке услуг», на котором свободно конкурируют между собой конкретные государства и образовательные учреждения, привлекая студентов, преподавателей, научных работников более выгодными условиями учебы и труда, более высоким качеством преподавания и научных исследований. Естественно, что перед российским государством была поставлена задача по повышению конкурентоспособности системы отечественного высшего и среднего образования в мировом масштабе. С решением этой задачи связывались перспективные успехи Российской Федерации в экономике, науке и технологиях, культуре и искусстве. Однако реальность оказалась значительно дальше от тех радужных перспектив, которые рисовали сторонники реформирования системы образования.
Еще в 2012 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об образовании», в котором закрепляется дальнейшая интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство. Как известно, с начала 2000-х гг. российское высшее образование реформируется в соответствии с принципами Болонского процесса. Болонский процесс, как раз, и ставит задачу интеграции образовательных систем отдельных европейских государств в единое образовательное пространство. В основе стремления к интеграции систем образования Европы изначально стояли две цели — обеспечение дальнейшего строительства «единой Европы» и повышение конкурентоспособности европейских систем образования по сравнению с США и Японией. То есть, приведение европейских вузов в соответствие принципам Болонского процесса осуществлялось не только с целью совершенствования самой системы образования, но и с целью укрепления политических и экономических позиций Европейского Союза. Известно, что единственными достойными соперниками стран Евросоюза в экономическом и культурном отношении, в настоящее время, являются США и ряд наиболее развитых стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, а в последнее время — и КНР). В Российской Федерации реализация программы Болонского процесса в сфере образования первоначально ставила перед собой следующие задачи: повысить общее качество предоставляемых образовательных услуг, ориентировать предоставляемое высшее и среднее профессиональное образование на практику, повысить мобильность студентов, научных работников и преподавателей, унифицировать присуждаемые квалификации и ученые степени, чтобы они могли беспрепятственно котироваться за рубежом, сформировать систему кредитования для получения образования (по образцу европейских государств).
Интернационализация образования
Стремление повысить мобильность студентов и преподавателей было вызвано происходящими процессами глобализации. Экономическая глобализация предусматривает возможность трудоустройства в иностранных и транснациональных корпорациях. Соответственно, интернационализируется не только рынок труда, но и рынок образовательных услуг. В Средние века по Европе перемещались бродячие студенты, а сегодня «мобильные» студенты, аспиранты и преподаватели могут легко менять одну страну обучения или работы на другую, заключая контракты и переходя из вуза в вуз. Другое дело, что российские высшие учебные заведения пока не обладают привлекательностью для большинства иностранных студентов и, тем более, преподавателей. Объясняется эта непривлекательность скорее не низким качеством предоставляемого образования, а недостаточным финансированием учебных заведений, отсутствием развитой материально-технической базы, неудовлетворительной организацией социально-бытовой сферы. Поэтому более обеспеченные и перспективные студенты — не только из развитых стран, но и из стран «третьего мира», в Россию не едут, а предпочитают получать образование в США или странах Западной Европы, пусть даже там и выше цены на образовательные услуги. Сомнительно, что реформы российского образования приведут к внезапному и резкому росту его популярности среди студентов из других государств. Тем более, в том виде, в котором они осуществляются. Интернационализация образования оборачивается утратой богатых национальных традиций высшей школы, которая, хоть и не укладывалась в рамки «европейских стандартов», но на протяжении столетия готовила прекрасных специалистов высокой квалификации. Однако в угоду «интеграции в глобальное образовательное пространство» сегодня происходит постепенное разрушение тех сложившихся методов и механизмов образования, которые складывались на протяжении семи десятилетий существования Советского Союза и уходят своими корнями еще в дореволюционную эпоху.
Большинство иностранных студентов прибывает в Россию из стран "третьего мира"
По мнению сторонников реформы российского образования, за «интеграцией в мировое образовательное пространство» должны последовать и повышение качества российского образования, и обеспечение его доступности широким слоям населения, и рост открытости российской системы образования, и занятие достойных позиций на мировом рынке образовательных услуг. Как известно, прежде всего, в соответствии с принципами Болонской системы, в российских высших учебных заведениях был осуществлен переход на двухуровневую модель высшего образования. Официально этот шаг объяснялся необходимостью признания российских дипломов о высшем образовании в европейских странах. Так как в европейских государствах действует двухуровневая система высшего образования, российские дипломы специалистов вызывали многочисленные вопросы у сотрудников служб персонала, образовательных учреждений, то есть — прямо препятствовали российским абитуриентам и соискателям рабочих мест. Ведь европейские службы персонала, ориентированные на работу с бакалаврами или магистрами, не всегда могли сделать правильный вывод о том, как использовать конкретного специалиста, куда отправлять его на работу — на должность, требующую квалификации бакалавра или магистра. Теперь в вузах есть бакалавриат и магистратура, тогда как ранее был только специалитет и учреждения высшего профессионального образования выпускали категорию специалистов. В 2013 г. вступил в действие обновленный Федеральный закон «Об образовании», согласно которому в России официально закрепилась трехуровневая модель высшего образования — бакалавриат, магистратура и послевузовская подготовка кадров высшей квалификации. При этом, традиционные для России ученые степени кандидата и доктора наук пока сохранены, хотя стандарты Болонской системы не предусматривают существование степени кандидата наук и, соответственно, у российских кандидатов могут возникать сложности при признании их степени за рубежом. Но соответствие дипломов и степеней — далеко не единственная и, к сожалению, не главная проблема, стоящая перед отечественной системой образования. Модернизационные изменения в жизни российской высшей школы привели к появлению целого ряда серьезных проблем и противоречий, которые, по мере дальнейшего углубления реформы образования, только растут и порождают новые проблемы.
Сокращение профессоров — удар по вузам
Во-первых, речь идет о сокращении высших учебных заведений. Это сокращение в административных кругах почему-то называют оптимизацией, повышением эффективности вузов, хотя даже непрофессионалу очевидно, что повысить эффективность вузов, увольняя наиболее квалифицированную часть преподавательского состава — профессоров, невозможно. Напротив, за увольнением профессоров неизбежно последует снижение общего качества преподавания. Если преподаватели без ученой степени или кандидаты наук считаются более высококачественными специалистами, чем доктора наук, то о чем тогда речь? К чему тогда вообще вся иерархия ученых степеней и званий? Представляется, что подлинная причина этой «оптимизации» за счет сокращения профессорских ставок и количества профессоров в вузах — пресловутая экономия денежных средств. Проще уволить трех профессоров, на зарплату одного из них оставив трех доцентов или старших преподавателей, которые, вдобавок, возьмут на себя преподавательскую нагрузку за еще двух уволенных, чем платить высокую зарплату профессорам. Но ведь страдает от реализации такой модели, прежде всего, само образовательное учреждение. Страдают студенты, которые не получат качественных знаний и не смогут, впоследствии, трудоустроиться по специальности или полноценно исполнять свои обязанности на рабочем месте. Конечно, открыто никто не говорит о сокращениях в вузах. Работников высших учебных заведений просто «не проводят» по конкурсам, после чего отказываются заключать контракт с «не прошедшими конкурс» преподавателями. Способов отказать в продлении контракта много — и один из них как раз и связан с пресловутой «интернационализацией образования». Это — обязательное требование иметь публикации на иностранных языках в иностранных журналах. На первый взгляд — дело нужное, ведь публикации в иностранных журналах повышают рейтинг российского образования в мировом масштабе. Вроде как. А на деле? Почему профессор или доцент (условно) Урюпинского заборостроительного института должен иметь публикации в британских или французских журналах? Разве без публикаций своего научного руководителя на английском или французском языках его выпускники не смогут строить заборы в родном Урюпинске?
только квалифицированный педагог воспитает из детей настоящих граждан
Соответственно, в условиях отсутствия развитой молодежной политики государства единственным институтом, способным выполнять функции воспитательного характера (не будем сейчас рассматривать вооруженные силы — речь сугубо о гражданском сегменте общества), остались образовательные учреждения — школы, колледжи и лицеи, институты, университеты, академии. Однако в учреждениях высшего профессионального образования воспитательная компонента постепенно исчезла, что стало результатом утверждения прагматических принципов в качестве основного ориентира развития российского высшего образования. В современной России высшую школу ориентируют на подготовку специалистов, владеющих определенными знаниями и навыками и востребованных на отечественном и мировом рынках труда. Вплоть до настоящего времени на определенном уровне российские вузы с этой задачей справлялись, однако в угоду прагматическим интересам практически не уделялось внимание реализации воспитательных функций российского образования. Большинство российских студентов «выпало» из-под воспитательного влияния государства, что незамедлило сказаться на системе ценностей, поведении и мировоззрении многих молодых людей и девушек. Ведь отсутствие воспитательной политики в отношении молодежи неизбежно влечет за собой распространение социальных девиаций в молодежной среде, которые могут принимать как асоциальную форму в виде алкоголизма, наркомании и токсикомании, игромании, так и активную антисоциальную форму, проявляющуюся в совершении преступлений, в присоединении к агрессивным молодежным субкультурам или радикальным и экстремистским организациям. Нашумевшая история московской студентки Вари Карауловой — один из наиболее типичных примеров негативных последствий утраты высшими учебными заведениями воспитательных функций. Современным преподавателям главное, чтобы студент более-менее сносно учился, а каковы его ценностные установки, чем он интересуется и занимается, преподавательский состав интересует сегодня меньше всего.
В отечественной классической образовательной традиции в качестве основной цели полагалось не только профессиональное обучение учащегося, но и формирование «цельной личности», всесторонне развитого человека, который, помимо определенных знаний, обладал бы и соответствующими морально-этическими качествами. Именно эта модель лежала в основе образовательной политики советского государства. Воспитание учащегося рассматривалось как не менее важная функция образования, чем его обучение. «Стать людьми» молодежи помогали высшие и средние учебные заведения, преподавательский состав которых был, по сути, и воспитателями подрастающих поколений. Таким образом, в отличие от прагматично ориентированной западной системы образования, российское образование всегда отличалось гуманистической направленностью. Гуманистическая парадигма определяла развитие системы высшего образования в советский период и именно она закладывала в фундамент организации учебного процесса изучение не только профессиональных, но и общеразвивающих дисциплин, в первую очередь — философии и отечественной истории. В 1990-е гг. гуманитарная составляющая в высшем образовании была в еще большей степени усилена — теперь даже будущие «технари» изучали не только философию, но и социологию, психологию, другие социально-гуманитарные предметы (в зависимости от специфики конкретного вуза). Сегодня воспитательные функции университетов практически не реализуются, а то, что называют администрации вузов воспитательной работой, представляет собой скорее ее профанацию, выполняемую для отчетности и создания положительного имиджа высшему учебному заведению. Ведь формируемые по инициативе администраций вузов всевозможные студенческие организации не имеют влияния на основную массу студентов, а представляют собой небольшие группы карьеристов, которые используют их в качестве начальной ступени к последующему восхождению по карьерной лестнице в системе образования или молодежной политики. Воспитательные функции учебных заведений, по большому счету, сохраняются лишь в образовательных учреждениях силовых структур.
Интернационализация образования, осуществляемая в интересах интеграции России в «мировое образовательное пространство», неизбежно повлечет за собой дальнейшую прагматизацию системы высшего образования. Между тем, утверждение прагматической парадигмы в качестве определяющего вектора развития системы высшего образования представляет прямую опасность для безопасности страны и в плане «утечки мозгов», о которой уже сказано выше. Ведь прагматическая парадигма направляет студентов на поиск наиболее высокооплачиваемых мест работы, ориентирует на усвоение конкретных знаний, которые будут востребованы будущим работодателем, но в ее рамках невозможно привить патриотические ценности, воспитать достойного гражданина своей страны.
Прагматик, которому предложат за выполнение таких же функций в разы большую зарплату за рубежом, не задумываясь согласиться. Ведь ограничителей у него нет. С другой стороны, сложно представить себе утверждение прагматизма в качестве философии учебных заведений, где готовят «базовую интеллигенцию», то есть — учителей, врачей, работников культуры. Для данного сегмента российской системы высшего образования и сокращение преподавательского состава, и коммерциализация вузов, и подчинение их нуждам рынка могут рассматриваться как уничтожающие, поскольку подготовить полноценного врача или учителя можно лишь в том случае, если он проходит и соответствующее воспитание, формируется как личность, то есть — усваивает не только профессиональные знания, но и определенную модель поведения, представления о морали и нравственности, о допустимых и недопустимых поступках. В процессе воспитания будущих специалистов немаловажную роль играют и особые отношения «учитель — ученик», которые все реже встречаются в современной системе высшего профессионального образования.
Рассмотренные проблемы — лишь небольшая часть тех сложностей, с которыми уже начала сталкиваться Россия в процессе модернизации образования. Конечно, избежать инновационных изменений в системе высшего образования Российской Федерации не удастся, но, с другой стороны, государству следует контролировать процесс модернизации образования и направлять его, руководствуясь подлинными государственными интересами, а не интересами транснациональных корпораций, являющихся основными покупателями «мозгов» на мировом интеллектуальном рынке. Без развитой системы высшего образования современная Россия существовать не сможет, но развитая высшая школа — это далеко не всегда копирование западного опыта и попытка угнаться за другой цивилизацией. Развитая высшая школа — это фундаментальность образования, профессионализм, высокие моральные качества, патриотизм и сохранение российских университетских традиций.
Использованы фотографии: http://www.centerasia.ru/, http://health.ej.by/.
Болонский процесс и Россия
Реформы образования, начатые в Российской Федерации еще в конце 1990-х гг., формально были ориентированы на то, чтобы повысить уровень, качество и востребованность российского образования в мировом масштабе, соответственно содействуя и повышению престижа страны в международной политике. Идеологи реформирования российского образования подчеркивали, что потребность в модернизации деятельности отечественных высших и средних учебных заведений вызвана необходимостью более полной интеграции России в мировое сообщество, в том числе и в сфере образования. Именно в этот период распространилось представление о мировом образовательном пространстве как о своеобразном «рынке услуг», на котором свободно конкурируют между собой конкретные государства и образовательные учреждения, привлекая студентов, преподавателей, научных работников более выгодными условиями учебы и труда, более высоким качеством преподавания и научных исследований. Естественно, что перед российским государством была поставлена задача по повышению конкурентоспособности системы отечественного высшего и среднего образования в мировом масштабе. С решением этой задачи связывались перспективные успехи Российской Федерации в экономике, науке и технологиях, культуре и искусстве. Однако реальность оказалась значительно дальше от тех радужных перспектив, которые рисовали сторонники реформирования системы образования.
Еще в 2012 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об образовании», в котором закрепляется дальнейшая интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство. Как известно, с начала 2000-х гг. российское высшее образование реформируется в соответствии с принципами Болонского процесса. Болонский процесс, как раз, и ставит задачу интеграции образовательных систем отдельных европейских государств в единое образовательное пространство. В основе стремления к интеграции систем образования Европы изначально стояли две цели — обеспечение дальнейшего строительства «единой Европы» и повышение конкурентоспособности европейских систем образования по сравнению с США и Японией. То есть, приведение европейских вузов в соответствие принципам Болонского процесса осуществлялось не только с целью совершенствования самой системы образования, но и с целью укрепления политических и экономических позиций Европейского Союза. Известно, что единственными достойными соперниками стран Евросоюза в экономическом и культурном отношении, в настоящее время, являются США и ряд наиболее развитых стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, а в последнее время — и КНР). В Российской Федерации реализация программы Болонского процесса в сфере образования первоначально ставила перед собой следующие задачи: повысить общее качество предоставляемых образовательных услуг, ориентировать предоставляемое высшее и среднее профессиональное образование на практику, повысить мобильность студентов, научных работников и преподавателей, унифицировать присуждаемые квалификации и ученые степени, чтобы они могли беспрепятственно котироваться за рубежом, сформировать систему кредитования для получения образования (по образцу европейских государств).
Интернационализация образования
Стремление повысить мобильность студентов и преподавателей было вызвано происходящими процессами глобализации. Экономическая глобализация предусматривает возможность трудоустройства в иностранных и транснациональных корпорациях. Соответственно, интернационализируется не только рынок труда, но и рынок образовательных услуг. В Средние века по Европе перемещались бродячие студенты, а сегодня «мобильные» студенты, аспиранты и преподаватели могут легко менять одну страну обучения или работы на другую, заключая контракты и переходя из вуза в вуз. Другое дело, что российские высшие учебные заведения пока не обладают привлекательностью для большинства иностранных студентов и, тем более, преподавателей. Объясняется эта непривлекательность скорее не низким качеством предоставляемого образования, а недостаточным финансированием учебных заведений, отсутствием развитой материально-технической базы, неудовлетворительной организацией социально-бытовой сферы. Поэтому более обеспеченные и перспективные студенты — не только из развитых стран, но и из стран «третьего мира», в Россию не едут, а предпочитают получать образование в США или странах Западной Европы, пусть даже там и выше цены на образовательные услуги. Сомнительно, что реформы российского образования приведут к внезапному и резкому росту его популярности среди студентов из других государств. Тем более, в том виде, в котором они осуществляются. Интернационализация образования оборачивается утратой богатых национальных традиций высшей школы, которая, хоть и не укладывалась в рамки «европейских стандартов», но на протяжении столетия готовила прекрасных специалистов высокой квалификации. Однако в угоду «интеграции в глобальное образовательное пространство» сегодня происходит постепенное разрушение тех сложившихся методов и механизмов образования, которые складывались на протяжении семи десятилетий существования Советского Союза и уходят своими корнями еще в дореволюционную эпоху.
Большинство иностранных студентов прибывает в Россию из стран "третьего мира"
По мнению сторонников реформы российского образования, за «интеграцией в мировое образовательное пространство» должны последовать и повышение качества российского образования, и обеспечение его доступности широким слоям населения, и рост открытости российской системы образования, и занятие достойных позиций на мировом рынке образовательных услуг. Как известно, прежде всего, в соответствии с принципами Болонской системы, в российских высших учебных заведениях был осуществлен переход на двухуровневую модель высшего образования. Официально этот шаг объяснялся необходимостью признания российских дипломов о высшем образовании в европейских странах. Так как в европейских государствах действует двухуровневая система высшего образования, российские дипломы специалистов вызывали многочисленные вопросы у сотрудников служб персонала, образовательных учреждений, то есть — прямо препятствовали российским абитуриентам и соискателям рабочих мест. Ведь европейские службы персонала, ориентированные на работу с бакалаврами или магистрами, не всегда могли сделать правильный вывод о том, как использовать конкретного специалиста, куда отправлять его на работу — на должность, требующую квалификации бакалавра или магистра. Теперь в вузах есть бакалавриат и магистратура, тогда как ранее был только специалитет и учреждения высшего профессионального образования выпускали категорию специалистов. В 2013 г. вступил в действие обновленный Федеральный закон «Об образовании», согласно которому в России официально закрепилась трехуровневая модель высшего образования — бакалавриат, магистратура и послевузовская подготовка кадров высшей квалификации. При этом, традиционные для России ученые степени кандидата и доктора наук пока сохранены, хотя стандарты Болонской системы не предусматривают существование степени кандидата наук и, соответственно, у российских кандидатов могут возникать сложности при признании их степени за рубежом. Но соответствие дипломов и степеней — далеко не единственная и, к сожалению, не главная проблема, стоящая перед отечественной системой образования. Модернизационные изменения в жизни российской высшей школы привели к появлению целого ряда серьезных проблем и противоречий, которые, по мере дальнейшего углубления реформы образования, только растут и порождают новые проблемы.
Сокращение профессоров — удар по вузам
Во-первых, речь идет о сокращении высших учебных заведений. Это сокращение в административных кругах почему-то называют оптимизацией, повышением эффективности вузов, хотя даже непрофессионалу очевидно, что повысить эффективность вузов, увольняя наиболее квалифицированную часть преподавательского состава — профессоров, невозможно. Напротив, за увольнением профессоров неизбежно последует снижение общего качества преподавания. Если преподаватели без ученой степени или кандидаты наук считаются более высококачественными специалистами, чем доктора наук, то о чем тогда речь? К чему тогда вообще вся иерархия ученых степеней и званий? Представляется, что подлинная причина этой «оптимизации» за счет сокращения профессорских ставок и количества профессоров в вузах — пресловутая экономия денежных средств. Проще уволить трех профессоров, на зарплату одного из них оставив трех доцентов или старших преподавателей, которые, вдобавок, возьмут на себя преподавательскую нагрузку за еще двух уволенных, чем платить высокую зарплату профессорам. Но ведь страдает от реализации такой модели, прежде всего, само образовательное учреждение. Страдают студенты, которые не получат качественных знаний и не смогут, впоследствии, трудоустроиться по специальности или полноценно исполнять свои обязанности на рабочем месте. Конечно, открыто никто не говорит о сокращениях в вузах. Работников высших учебных заведений просто «не проводят» по конкурсам, после чего отказываются заключать контракт с «не прошедшими конкурс» преподавателями. Способов отказать в продлении контракта много — и один из них как раз и связан с пресловутой «интернационализацией образования». Это — обязательное требование иметь публикации на иностранных языках в иностранных журналах. На первый взгляд — дело нужное, ведь публикации в иностранных журналах повышают рейтинг российского образования в мировом масштабе. Вроде как. А на деле? Почему профессор или доцент (условно) Урюпинского заборостроительного института должен иметь публикации в британских или французских журналах? Разве без публикаций своего научного руководителя на английском или французском языках его выпускники не смогут строить заборы в родном Урюпинске?
только квалифицированный педагог воспитает из детей настоящих граждан
Соответственно, в условиях отсутствия развитой молодежной политики государства единственным институтом, способным выполнять функции воспитательного характера (не будем сейчас рассматривать вооруженные силы — речь сугубо о гражданском сегменте общества), остались образовательные учреждения — школы, колледжи и лицеи, институты, университеты, академии. Однако в учреждениях высшего профессионального образования воспитательная компонента постепенно исчезла, что стало результатом утверждения прагматических принципов в качестве основного ориентира развития российского высшего образования. В современной России высшую школу ориентируют на подготовку специалистов, владеющих определенными знаниями и навыками и востребованных на отечественном и мировом рынках труда. Вплоть до настоящего времени на определенном уровне российские вузы с этой задачей справлялись, однако в угоду прагматическим интересам практически не уделялось внимание реализации воспитательных функций российского образования. Большинство российских студентов «выпало» из-под воспитательного влияния государства, что незамедлило сказаться на системе ценностей, поведении и мировоззрении многих молодых людей и девушек. Ведь отсутствие воспитательной политики в отношении молодежи неизбежно влечет за собой распространение социальных девиаций в молодежной среде, которые могут принимать как асоциальную форму в виде алкоголизма, наркомании и токсикомании, игромании, так и активную антисоциальную форму, проявляющуюся в совершении преступлений, в присоединении к агрессивным молодежным субкультурам или радикальным и экстремистским организациям. Нашумевшая история московской студентки Вари Карауловой — один из наиболее типичных примеров негативных последствий утраты высшими учебными заведениями воспитательных функций. Современным преподавателям главное, чтобы студент более-менее сносно учился, а каковы его ценностные установки, чем он интересуется и занимается, преподавательский состав интересует сегодня меньше всего.
В отечественной классической образовательной традиции в качестве основной цели полагалось не только профессиональное обучение учащегося, но и формирование «цельной личности», всесторонне развитого человека, который, помимо определенных знаний, обладал бы и соответствующими морально-этическими качествами. Именно эта модель лежала в основе образовательной политики советского государства. Воспитание учащегося рассматривалось как не менее важная функция образования, чем его обучение. «Стать людьми» молодежи помогали высшие и средние учебные заведения, преподавательский состав которых был, по сути, и воспитателями подрастающих поколений. Таким образом, в отличие от прагматично ориентированной западной системы образования, российское образование всегда отличалось гуманистической направленностью. Гуманистическая парадигма определяла развитие системы высшего образования в советский период и именно она закладывала в фундамент организации учебного процесса изучение не только профессиональных, но и общеразвивающих дисциплин, в первую очередь — философии и отечественной истории. В 1990-е гг. гуманитарная составляющая в высшем образовании была в еще большей степени усилена — теперь даже будущие «технари» изучали не только философию, но и социологию, психологию, другие социально-гуманитарные предметы (в зависимости от специфики конкретного вуза). Сегодня воспитательные функции университетов практически не реализуются, а то, что называют администрации вузов воспитательной работой, представляет собой скорее ее профанацию, выполняемую для отчетности и создания положительного имиджа высшему учебному заведению. Ведь формируемые по инициативе администраций вузов всевозможные студенческие организации не имеют влияния на основную массу студентов, а представляют собой небольшие группы карьеристов, которые используют их в качестве начальной ступени к последующему восхождению по карьерной лестнице в системе образования или молодежной политики. Воспитательные функции учебных заведений, по большому счету, сохраняются лишь в образовательных учреждениях силовых структур.
Интернационализация образования, осуществляемая в интересах интеграции России в «мировое образовательное пространство», неизбежно повлечет за собой дальнейшую прагматизацию системы высшего образования. Между тем, утверждение прагматической парадигмы в качестве определяющего вектора развития системы высшего образования представляет прямую опасность для безопасности страны и в плане «утечки мозгов», о которой уже сказано выше. Ведь прагматическая парадигма направляет студентов на поиск наиболее высокооплачиваемых мест работы, ориентирует на усвоение конкретных знаний, которые будут востребованы будущим работодателем, но в ее рамках невозможно привить патриотические ценности, воспитать достойного гражданина своей страны.
Прагматик, которому предложат за выполнение таких же функций в разы большую зарплату за рубежом, не задумываясь согласиться. Ведь ограничителей у него нет. С другой стороны, сложно представить себе утверждение прагматизма в качестве философии учебных заведений, где готовят «базовую интеллигенцию», то есть — учителей, врачей, работников культуры. Для данного сегмента российской системы высшего образования и сокращение преподавательского состава, и коммерциализация вузов, и подчинение их нуждам рынка могут рассматриваться как уничтожающие, поскольку подготовить полноценного врача или учителя можно лишь в том случае, если он проходит и соответствующее воспитание, формируется как личность, то есть — усваивает не только профессиональные знания, но и определенную модель поведения, представления о морали и нравственности, о допустимых и недопустимых поступках. В процессе воспитания будущих специалистов немаловажную роль играют и особые отношения «учитель — ученик», которые все реже встречаются в современной системе высшего профессионального образования.
Рассмотренные проблемы — лишь небольшая часть тех сложностей, с которыми уже начала сталкиваться Россия в процессе модернизации образования. Конечно, избежать инновационных изменений в системе высшего образования Российской Федерации не удастся, но, с другой стороны, государству следует контролировать процесс модернизации образования и направлять его, руководствуясь подлинными государственными интересами, а не интересами транснациональных корпораций, являющихся основными покупателями «мозгов» на мировом интеллектуальном рынке. Без развитой системы высшего образования современная Россия существовать не сможет, но развитая высшая школа — это далеко не всегда копирование западного опыта и попытка угнаться за другой цивилизацией. Развитая высшая школа — это фундаментальность образования, профессионализм, высокие моральные качества, патриотизм и сохранение российских университетских традиций.
Использованы фотографии: http://www.centerasia.ru/, http://health.ej.by/.
Автор: ilyaros