Самый массовый тяжёлый бомбардировщик
Летом 1938 года Объединенный совет армии и флота Соединенных Штатов сделал вывод о том, что стране требуется новый тяжелый четырехмоторный бомбардировщик и разведчик, обладающий дальностью полета большей, чем у недавно принятого на вооружение Боинга Б-17 «Флайинг фортресс». В начале 1939 года начальник штаба Авиационного командования генерал Эрнолд обратился с предложением к фирме Консолидейтед Эйркрафт Корпорейшн (английская аббревиатура — САС) разработать новый самолет.
До конца тридцатых годов фирма Консолидейтед, штаб-квартира которой располагалась в Сан-Диего, была основным поставщиком летающих лодок для авиации ВМС США. Главный конструктор фирмы Дэвид Девис по праву считался ведущим специалистом в области конструирования тяжелых гидропланов и не только в Америке.
Проанализировав международную обстановку, руководство фирмы пришло к заключению, что большая война в Европе неизбежна, и, следовательно, можно ожидать крупных заказов на тяжелые бомбардировщики. Было решено принять предложение генерала Эрнолда. Изучив опыт создания аналогичных машин фирмой Боинг, конструкторы приступили к проектированию. 24 февраля 1939 года проект представили на рассмотрение в Вашингтоне. 30 марта армейское командование заключило с фирмой контракт на постройку бомбардировщика и проведение его испытаний. Самолету присвоили индекс «ХВ-24» и серийный номер 39-556.
Следующая партия самолетов была готова в марте 1941 года. В Королевских ВВС им присвоили наименование «Либерейтор» Мк.1 («Освободитель»), Всего было построено 20 штук. В ВВС США они носили обозначение В-24А. Самолеты вооружались сдвоенной пулеметной установкой калибра 7,62 мм в хвосте. Кроме того, имелись три пулемета для стрельбы в стороны и вниз. Правда, в Англии справедливо посчитали такое количество стволов для тяжелого бомбардировщика явно недостаточным. Уже в летных частях вооружение усиливали, ставя дополнительные стрелковые точки.
Первоначально ВВС США не проявили большого интереса к самолету. Было заказано шесть YВ-24 и двадцать В-24А, да и то поставка их планировалась во второй половине 1941 года. Реально же произвели один YВ-24 в мае 1941-го и в июне-июле девять В-24А. От своих «английских» собратьев они отличались только вооружением: несли хвостовую пулеметную установку калибром 12,7 мм. Все самолеты использовались для транспортных целей. На двух из них в сентябре 1941 года в Москву прибыла миссия Гарримана.
В августе на заводе в Сан-Диего началось производство 138 бомбардировщиков для Британии, получивших обозначение «Либерейтор II». Новый самолет имел увеличенные размеры фюзеляжа, усиленное крепление хвостового оперения, более мощное стрелковое вооружение и новые двигатели R-1830-61 мощностью 1200 л.с.
В хвосте самолета установили четырехпулеметную башню Е.Мк.II с сервоприводом (боезапас 2200 патронов, углы обстрела 65° в каждую сторону, 60° вверх и 50° вниз), четырехствольную стрелковую башню А.Мк/IV в центральной верхней части фюзеляжа (углы обстрела 360° и 84° вверх). Пулеметы автоматически блокировались при направлении их на хвостовое оперение, астроколпак и лопасти пропеллеров. Общий вес самолета — 20 983 кг, почти на 4000 кг больше, чем у ХВ-24.
По контракту САС должна была поставить все самолеты до 6 января 1942 года, но война сломала этот график. После нападения Японии на Перл-Харбор для нужд американских ВВС реквизировали 75 «Либерейторов» из английского заказа. 43 из них под обозначением LВ-30 отправили на о. Яву. Они сохранили камуфляжную окраску, характерную для бомбардировщиков Королевских ВВС.
Девять самолетов из этой серии еще на заводе модернизировали. На них установили вооружение американского образца, а также двигатели R-1830-41, оснащенные турбонаддувом. Эти машины получили обозначение В-24С.
Надо отметить, что 23 из конфискованных ранее самолетов американцы в 1942 году поставили в Великобританию в рамках ленд-лиза. С вступлением США в войну выпуск В-24 стал быстро возрастать. С весны 1942 года начался выпуск серии D, которая стала базовой для всех последующих модификаций.
Стрелковое вооружение ранних В-24D состояло из носового пулемета калибра 12,7 мм, верхней и хвостовой турелей с пулеметами того же калибра. Впоследствии стали монтировать нижнюю турель с дистанционным управлением для защиты задней нижней полусферы. Позднее ее заменили одиночным люковым пулеметом калибра 12,7 мм. На последних В-24D появилась носовая сферическая турельная установка с двумя крупнокалиберными пулеметами.
Задняя башня А-6, впрочем, как и все ее последующие модификации, имела углы обстрела по азимуту 75° вверх 71° и вниз 45°. Башня бронировалась: торцевая плита выполнялась из стали толщиной 2,2 см, боковые — 1 см, остекление состояло из пуленепробиваемого стекла толщиной 5,4 см. В 1942 году стали устанавливать хвостовую башню А-15 с электрическим двухскоростным приводом и углами обстрела 75° по горизонту, 60° вверх и 50° вниз. Верхняя башня обеспечивала круговой обстрел по горизонтали и 90° по вертикали. Вскоре ее заменила турельная установка фирмы «Мартин» с углами обстрела от 6,5° вниз до 85° вверх. Место стрелка прикрывали бронеплиты толщиной 1 см (позднее — 1,7 см).
Источники:
Котельников В. В-24 «Либерейтор» // Авиация и космонавтика. 2003. №10. С. 34-39.
Котельников В. В-24 «Либерейтор» // Авиация и космонавтика. 2004. №1. С. 28-29.
Иванов С. В-24 «Либерейтор» // Война в воздухе. №110. С. 2-3, 6-12, 14-19.
Колесников С. 19000 «Освободителей» // Крылья Родины. 1994. №1. С. 20-21.
Обухович В., Кульбака С., Сидоенко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003. С. 442-443.
Автор: Инженер-технарь