«Командо соло» – самолет психологической войны



Заняв эшелон в зоне, ЕС-130Е включает приемники и выпускает хвостовую антенну. После точной настройки на диапазоны, используемые армией, местным радиовещанием и телевидением, «Коммандо Соло» начинает трансляцию собственных передач, причем сразу на нескольких волнах. Вещание ведется в прямом эфире, в записи либо в режиме ретрансляции — как сказал один из офицеров 193-й эскадрильи, «мы можем принимать речь президента из Белого дома через спутник и немедленно транслировать ее в прямом эфире».

Не забыта и пресса — над густонаселенными районами практикуется сброс листовок. Оборудование для дозаправки в полете позволяет находиться над зоной вещания по 10-12 часов непрерывно.

За время своего существования 193-я эскадрилья успела «поработать» над большинством известных «горячих точек». Впервые ее «летающие телецентры» собирались применить против Ирана во время освобождения заложников из захваченного посольства, однако из-за срыва на начальном этапе операция была отменена. Но в «Буре в пустыне». ЕС-130Е уже вовсю обрабатывали иракцев с двух сторон одновременно — из Турции и Саудовской Аравии. Их программы, известные как «Голос Персидского залива», способствовали массовой сдаче в плен солдат Саддама Хуссейна.



Действенность радиопропаганды косвенно можно оценить по скорости разгрома талибов: за неделю наземной операции они потеряли столицу и 25 провинций из 30, а через две недели остались только в пещерах, и это при не слишком активных атаках вдесятеро меньших по численности войск Северного альянса!

Кроме своего прямого назначения -ведения психологических операций -ЕС-130Е можно использовать в качестве самолета радиоэлектронной разведки и РЭБ, для нарушения работы систем связи, телевидения и радиовещания противника.

Самолеты «Коммандо Соло» вполне могут применяться и для сугубо гражданских целей — обеспечения местного вещания в случае стихийных бедствий и катастроф, доведения до пострадавшего населения инструкций и рекомендаций по эвакуации и т.п., временной замены региональных масс-медиа либо расширения спектра их вещания.

В 1998 году США решили пополнить парк 193-й эскадрильи, состоявшей на тот момент из 4 ЕС-130Е RR «Коммандо Соло II» (серийные номера 63-7828, 63-7869, 63-9816, 63-9817).

На основе «Геркулеса» нового поколения — C-130J, получившего новые высокоэкономичные двигатели и суперсовременную авионику, было заказано еще два самолета для «психологических операций». Первый EC-130J RR получили в 2000-м, второй — в 2001 -м. Третий — заказали в 1999 -м со сроком поставки в 2002 г.

Как показал опыт применения, практически безоружные (в общепринятом смысле) «Коммандо Соло» по своей боевой эффективности оказались покруче стратегических бомбардировщиков. Бомбы с В-1, В-52 и даже суперсовременных и баснословно дорогих В-2 просто убивали солдат и офицеров, к чему на войне быстро привыкают. Передачи же ЕС-130Е сокрушали самое главное -веру в цели борьбы и в грядущую победу, без которой любая армия теряет волю к сопротивлению.



Летно-технические характеристики:

Модификация EC-130E

Размах крыла, м. 40.41
Длина самолета, м. 29.79
Высота самолета, м. 11.66
Площадь крыла, м2. 162.12

Масса, кг.
пустого самолета 34686
нормальная взлетная 70310
максимальная взлетная 79380

Топливо, кг.
внутреннее 20520
ПТБ 8020 ( 2 х 5148 л)
Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-15
Мощность, э.л.с. 4 х 4508

Максимальная скорость, км/ч. 621
Крейсерская скорость, км/ч. 602
Практическая дальность, км. 8793
Дальность действия, км. 3791
Практический потолок, м. 10060
Экипаж, чел. 5 + операторы