Дилемма: 47 верных самураев или как следовало им поступить?
Жизнь господина весомее тысячи гор.
Моя же – ничтожна
Даже в сравнении с волосом.
Оиси Кураносукэ – глава 47 преданных самураев.
Перевод: М. Успенского
У многих народов есть предания о героях, честно выполнявших свой долг. Однако вспомним, что главный долг самурая – в случае нужды умереть за своего господина. То есть и отвага, и тот же самый героизм для них, конечно, были важны и даже очень важны, но преданность ставилась гораздо выше. И вот о том, к чему это иной раз приводило в Японии, повествует хотя бы известная всем японцам история 47 самураев. Причем, кто прав, а кто нет и в чем именно, даже сами японцы не могут прийти к единому взгляду на это событие даже спустя столько лет.
Урамацу Кихэй Хидэнао изображен в одной из комнат особняка, где на специальной подставке развешаны женские кимоно.
Что до того, как люди оценивают этот поступок сорока семи, то одни считают их героями. Другие, напротив, считают, что долг самурая следует понимать буквально, мстить за господина им нужно было немедленно же, а не ждать для этого многие месяцы, а после этого покончить с собой, не дожидаясь вердикта сегуна. Неужели не ясно, говорят те, кто придерживается подобной точки зрения, что если закон нарушен, то нечего ждать указаний сверху, ведь эти люди не дети. Значит они поступили так специально, рассчитывая на милость, так как этот Кира был человек недостойный, и тогда возможно их действия посчитали бы оправданными. Правда, все единогласны во мнении, что, так как он стал причиной столь многих смертей, а в Эдо произошло смятение, то он поистине заслуживает презрения и ненависти. Но, продолжают они, ведь есть кодекс Бусидо, и в нем четко сказано, что слуга господина должен отомстить за него немедля. Поэтому и Оиси и другие самураи Асано должны были действовать сразу, не раздумывать, и не искать хитроумных способов, достойных презренных торговцев, но не настоящих самураев. А так получается, что вассалы Асано, прежде всего думали о том, чтобы доказать свою хитрость и этим самым добиться славы, и что это очень бесцеремонно с их стороны. Потом, когда они все же убили Кира и выполнили свой долг, они, наверное, думали так: «Если нам суждено умереть, то мы умрем по закону. Но вдруг за исполнение столь трудного убийства нас решат оставить в живых, и зачем же нам тогда умирать раньше времени?» То есть японцам не нравится в их поступке европейский подход к делу – «цель оправдывает средства». Это не их принцип, не их философия.
Могилы сорока семи…
Одним словом понять всех этих людей до конца могут только лишь сами японцы, да и то не все. Такая вот у самураев была странная на наш сегодняшний взгляд и в высшей степени самобытная культура!
*Перевод всех приведенных в тексте стихов 47 самураев принадлежит – М. Успенскому.
Моя же – ничтожна
Даже в сравнении с волосом.
Оиси Кураносукэ – глава 47 преданных самураев.
Перевод: М. Успенского
У многих народов есть предания о героях, честно выполнявших свой долг. Однако вспомним, что главный долг самурая – в случае нужды умереть за своего господина. То есть и отвага, и тот же самый героизм для них, конечно, были важны и даже очень важны, но преданность ставилась гораздо выше. И вот о том, к чему это иной раз приводило в Японии, повествует хотя бы известная всем японцам история 47 самураев. Причем, кто прав, а кто нет и в чем именно, даже сами японцы не могут прийти к единому взгляду на это событие даже спустя столько лет.
Урамацу Кихэй Хидэнао изображен в одной из комнат особняка, где на специальной подставке развешаны женские кимоно.
Что до того, как люди оценивают этот поступок сорока семи, то одни считают их героями. Другие, напротив, считают, что долг самурая следует понимать буквально, мстить за господина им нужно было немедленно же, а не ждать для этого многие месяцы, а после этого покончить с собой, не дожидаясь вердикта сегуна. Неужели не ясно, говорят те, кто придерживается подобной точки зрения, что если закон нарушен, то нечего ждать указаний сверху, ведь эти люди не дети. Значит они поступили так специально, рассчитывая на милость, так как этот Кира был человек недостойный, и тогда возможно их действия посчитали бы оправданными. Правда, все единогласны во мнении, что, так как он стал причиной столь многих смертей, а в Эдо произошло смятение, то он поистине заслуживает презрения и ненависти. Но, продолжают они, ведь есть кодекс Бусидо, и в нем четко сказано, что слуга господина должен отомстить за него немедля. Поэтому и Оиси и другие самураи Асано должны были действовать сразу, не раздумывать, и не искать хитроумных способов, достойных презренных торговцев, но не настоящих самураев. А так получается, что вассалы Асано, прежде всего думали о том, чтобы доказать свою хитрость и этим самым добиться славы, и что это очень бесцеремонно с их стороны. Потом, когда они все же убили Кира и выполнили свой долг, они, наверное, думали так: «Если нам суждено умереть, то мы умрем по закону. Но вдруг за исполнение столь трудного убийства нас решат оставить в живых, и зачем же нам тогда умирать раньше времени?» То есть японцам не нравится в их поступке европейский подход к делу – «цель оправдывает средства». Это не их принцип, не их философия.
Могилы сорока семи…
Одним словом понять всех этих людей до конца могут только лишь сами японцы, да и то не все. Такая вот у самураев была странная на наш сегодняшний взгляд и в высшей степени самобытная культура!
*Перевод всех приведенных в тексте стихов 47 самураев принадлежит – М. Успенскому.
Автор: kalibr