Проект бронированной транспортной машины Ratel Logistic (ЮАР)
С конца семидесятых годов вооруженные силы ЮАР активно эксплуатируют бронетехнику семейства Ratel. Изначально на вооружение была принята боевая машина пехоты, в дальнейшем ставшая базовой модификацией для новой техники. Позже были созданы несколько других боевых машин с различным вооружением и специальным оборудованием. Часть этой техники до сих пор состоит на вооружении. В середине восьмидесятых годов была предпринята попытка «научить» бронемашину Ratel перевозить грузы.
Южноафриканский театр военных действий имеет ряд характерных особенностей, обусловленных особенностями ландшафта и климата. Все эти специфические факторы затрудняют боевую работу войск. Для эффективного ведения боев войска нуждаются в своевременном подвозе боеприпасов, топлива, провизии и питьевой воды. Кроме того, высока вероятность устройства засад и минирования дорог, используемых в войсковой логистике. Все это предъявляет специфические требования к технике, которую планируется использовать для снабжения войск.
Работая над дальнейшим развитием проекта «Ратель», южноафриканская компания Sandock-Austral предложила свой вариант защищенной транспортной машины, которая могла бы использоваться для снабжения войск всеми необходимыми ресурсами. Для упрощения производства такой техники, которое могло быть затруднено в связи с ограниченными возможностями промышленности, было решено строить новую транспортную машину на основе БМП Ratel.
Для обеспечения приемлемых показателей грузоподъемности было решено изменить конструкцию ходовой части. Базовая БМП «Ратель» имела колесную формулу 6х6 с увеличенным зазором между первой и второй осью. Транспортная машина сохранила переднюю ось базовой конструкции, расположенную под отделением управления, но при этом получила дополнительную пару колес позади нее. Такое нововведение позволило увеличить базу шасси, общую длину машины и размеры грузовой площадки. Кроме того, удалось в определенной мере сократить удельную нагрузку на грунт, распределив ее по восьми колесам.
Экипаж из трех человек располагался в передней кабине. Водитель мог следить за обстановкой при помощи характерного трехпанельного остекления с трапециевидными стеклами. На случай обстрела предусматривались три поднимаемые броневые шторки, закрывающие стекла, после чего следить за дорогой приходилось через узкие смотровые щели. Для удобства и безопасности вождения по бокам верхней лобовой детали корпуса предусматривались зеркала заднего вида. На рабочем месте водителя имелся набор всех необходимых приборов и органов управления.
Позади водителя располагались командир, также выполнявший функции радиста, и стрелок. На верхнем люке стрелка предусматривалась турель для установки пулемета или автоматического гранатомета. Для защиты от нападения экипаж мог использовать пулемет винтовочного калибра или крупнокалиберное оружие доступного типа. Для посадки и высадки экипаж мог использовать люки в крыше или двери в бортах корпуса, расположенные по бокам от рабочих мест командира и стрелка. Для улучшения обзора в этих дверях предусматривались небольшие окна с бронестеклами, под которыми имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.
В кормовой части корпуса установили дизельный двигатель Detroit Diesel 8V71T мощностью 345 л.с. американского производства. По другим данным, машина Ratel Logistic получила дизель ADE 423T мощностью 430 л.с. Трансмиссию для шасси 8х8 разработали на основе агрегатов базовой боевой машиной пехоты, внеся некоторые изменения, связанные с введением в ходовую часть дополнительной пары колес. Также была доработана система рулевого управления. Машина должна была маневрировать с помощью двух передних осей. Для сохранения приемлемого запаса хода объем собственного топливного бака был увеличен до 560 л с исходных 430 л.
Подразумевалось, что транспортная машина Ratel Logistic сможет не только доставлять припасы воюющим подразделениям, но и сопровождать их в течение некоторого времени. Для этого следовало обеспечить возможность перевозки боеприпасов, провизии, питьевой воды и топлива. С учетом подобных требований формировался облик целевого оборудования машины. В результате удалось нагрузить новую транспортную машину так, что она могла бы в течение 1-2 недель работать на удалении до 2000 км от базы, постоянно снабжая войска необходимыми ресурсами.
В центральной части корпуса, непосредственно под грузовой платформой, поместили дополнительный топливный бак объемом 2000 л и емкость для воды на 500 л. В передней части грузовой платформы имелись крепления для двух запасных колес. За счет унификации ходовой части эти колеса могли использоваться для ремонта транспортной машиной или другой боевой техники семейства «Ратель». В центральной части платформы находился дизельный генератор и отсек для перевозки различных инструментов. Кроме того, справа от генератора располагались крепления для третьего запасного колеса.
По некоторым данным, компания-разработчик изначально представила с машиной Ratel Logistic только простые незащищенные контейнеры. В дальнейшем можно было создать бронированные контейнеры для перевозки боеприпасов, контейнеры-холодильники для провизии и другие изделия специального назначения. Тем не менее, к моменту начала испытания были готовы только обычные контейнеры без защиты.
В середине восьмидесятых годов компания Sandock-Austral построила и передала на испытания два прототипа транспортной машины Ratel Logistic. За время испытаний эта техника показала свои высокие характеристики, а также подтвердила возможность перевозки грузов и непосредственного сопровождения войск на удалении от баз с одновременным снабжением всеми необходимыми ресурсами.
В зависимости от интенсивности боевых действий транспортные машины могли бы оставаться при подразделении сухопутных войск в течение некоторого времени или курсировать между базой и фронтом, постоянно подвозя новые припасы и позволяя войскам удерживать свои позиции. Таким образом, обеспечивалась достаточно большая гибкость применения в сравнении с существующей техникой. Кроме того, экипаж и агрегаты машины были защищены от обстрела и мин.
Два прототипа транспортной машины Ratel Logistic успешно прошли испытания, однако на этом история проекта закончилась. Командование вооруженных сил ЮАР ознакомилось с этой техникой, но не стало инициировать ее серийное производство. При всех своих преимуществах, предложенная бронемашина была слишком сложной и дорогой. К этому времени компания SAMIL освоила производство грузовика SAMIL 100 Kwêvoël, которые активно использовались в армии в качестве основного средства перевозки грузов. Они не имели необходимой защиты и не отличались большей грузоподъемностью, но были значительно дешевле.
В результате военные решили продолжать закупки и эксплуатацию имеющихся грузовиков, но не заказывать строительство транспортных машин Ratel Logistic. Оба построенных прототипа вернулись на завод-изготовитель. Точная их судьба неизвестна. По некоторым данным, как минимум одна из опытных машин дожила до наших дней и сейчас находится в одном из южноафриканских музеев. Информация о второй машине отсутствует.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://scientiamilitaria.journals.ac.za/
http://globalsecurity.org/
http://samiltrucks.co.za/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Южноафриканский театр военных действий имеет ряд характерных особенностей, обусловленных особенностями ландшафта и климата. Все эти специфические факторы затрудняют боевую работу войск. Для эффективного ведения боев войска нуждаются в своевременном подвозе боеприпасов, топлива, провизии и питьевой воды. Кроме того, высока вероятность устройства засад и минирования дорог, используемых в войсковой логистике. Все это предъявляет специфические требования к технике, которую планируется использовать для снабжения войск.
Работая над дальнейшим развитием проекта «Ратель», южноафриканская компания Sandock-Austral предложила свой вариант защищенной транспортной машины, которая могла бы использоваться для снабжения войск всеми необходимыми ресурсами. Для упрощения производства такой техники, которое могло быть затруднено в связи с ограниченными возможностями промышленности, было решено строить новую транспортную машину на основе БМП Ratel.
Для обеспечения приемлемых показателей грузоподъемности было решено изменить конструкцию ходовой части. Базовая БМП «Ратель» имела колесную формулу 6х6 с увеличенным зазором между первой и второй осью. Транспортная машина сохранила переднюю ось базовой конструкции, расположенную под отделением управления, но при этом получила дополнительную пару колес позади нее. Такое нововведение позволило увеличить базу шасси, общую длину машины и размеры грузовой площадки. Кроме того, удалось в определенной мере сократить удельную нагрузку на грунт, распределив ее по восьми колесам.
Экипаж из трех человек располагался в передней кабине. Водитель мог следить за обстановкой при помощи характерного трехпанельного остекления с трапециевидными стеклами. На случай обстрела предусматривались три поднимаемые броневые шторки, закрывающие стекла, после чего следить за дорогой приходилось через узкие смотровые щели. Для удобства и безопасности вождения по бокам верхней лобовой детали корпуса предусматривались зеркала заднего вида. На рабочем месте водителя имелся набор всех необходимых приборов и органов управления.
Позади водителя располагались командир, также выполнявший функции радиста, и стрелок. На верхнем люке стрелка предусматривалась турель для установки пулемета или автоматического гранатомета. Для защиты от нападения экипаж мог использовать пулемет винтовочного калибра или крупнокалиберное оружие доступного типа. Для посадки и высадки экипаж мог использовать люки в крыше или двери в бортах корпуса, расположенные по бокам от рабочих мест командира и стрелка. Для улучшения обзора в этих дверях предусматривались небольшие окна с бронестеклами, под которыми имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.
В кормовой части корпуса установили дизельный двигатель Detroit Diesel 8V71T мощностью 345 л.с. американского производства. По другим данным, машина Ratel Logistic получила дизель ADE 423T мощностью 430 л.с. Трансмиссию для шасси 8х8 разработали на основе агрегатов базовой боевой машиной пехоты, внеся некоторые изменения, связанные с введением в ходовую часть дополнительной пары колес. Также была доработана система рулевого управления. Машина должна была маневрировать с помощью двух передних осей. Для сохранения приемлемого запаса хода объем собственного топливного бака был увеличен до 560 л с исходных 430 л.
Подразумевалось, что транспортная машина Ratel Logistic сможет не только доставлять припасы воюющим подразделениям, но и сопровождать их в течение некоторого времени. Для этого следовало обеспечить возможность перевозки боеприпасов, провизии, питьевой воды и топлива. С учетом подобных требований формировался облик целевого оборудования машины. В результате удалось нагрузить новую транспортную машину так, что она могла бы в течение 1-2 недель работать на удалении до 2000 км от базы, постоянно снабжая войска необходимыми ресурсами.
В центральной части корпуса, непосредственно под грузовой платформой, поместили дополнительный топливный бак объемом 2000 л и емкость для воды на 500 л. В передней части грузовой платформы имелись крепления для двух запасных колес. За счет унификации ходовой части эти колеса могли использоваться для ремонта транспортной машиной или другой боевой техники семейства «Ратель». В центральной части платформы находился дизельный генератор и отсек для перевозки различных инструментов. Кроме того, справа от генератора располагались крепления для третьего запасного колеса.
По некоторым данным, компания-разработчик изначально представила с машиной Ratel Logistic только простые незащищенные контейнеры. В дальнейшем можно было создать бронированные контейнеры для перевозки боеприпасов, контейнеры-холодильники для провизии и другие изделия специального назначения. Тем не менее, к моменту начала испытания были готовы только обычные контейнеры без защиты.
В середине восьмидесятых годов компания Sandock-Austral построила и передала на испытания два прототипа транспортной машины Ratel Logistic. За время испытаний эта техника показала свои высокие характеристики, а также подтвердила возможность перевозки грузов и непосредственного сопровождения войск на удалении от баз с одновременным снабжением всеми необходимыми ресурсами.
В зависимости от интенсивности боевых действий транспортные машины могли бы оставаться при подразделении сухопутных войск в течение некоторого времени или курсировать между базой и фронтом, постоянно подвозя новые припасы и позволяя войскам удерживать свои позиции. Таким образом, обеспечивалась достаточно большая гибкость применения в сравнении с существующей техникой. Кроме того, экипаж и агрегаты машины были защищены от обстрела и мин.
Два прототипа транспортной машины Ratel Logistic успешно прошли испытания, однако на этом история проекта закончилась. Командование вооруженных сил ЮАР ознакомилось с этой техникой, но не стало инициировать ее серийное производство. При всех своих преимуществах, предложенная бронемашина была слишком сложной и дорогой. К этому времени компания SAMIL освоила производство грузовика SAMIL 100 Kwêvoël, которые активно использовались в армии в качестве основного средства перевозки грузов. Они не имели необходимой защиты и не отличались большей грузоподъемностью, но были значительно дешевле.
В результате военные решили продолжать закупки и эксплуатацию имеющихся грузовиков, но не заказывать строительство транспортных машин Ratel Logistic. Оба построенных прототипа вернулись на завод-изготовитель. Точная их судьба неизвестна. По некоторым данным, как минимум одна из опытных машин дожила до наших дней и сейчас находится в одном из южноафриканских музеев. Информация о второй машине отсутствует.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://scientiamilitaria.journals.ac.za/
http://globalsecurity.org/
http://samiltrucks.co.za/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher