Решение «христианского вопроса» в Турции в годы Первой мировой войны: «единогласно голосовали за полное уничтожение»
Основные боевые действия в первой половине 1915 г. развивались на флангах Кавказской армии. На правом фланге — в Чорохском крае (южная часть Батумской области) и на левом фланге — в Персии и в районе г. Ван.
Победа на правом фланге
К концу Сарыкамышской операции на правом фланге русской армии сохранилось глубокое вклинение турецких сил. Турецкие войска базировались на побережье Черного моря и угрожали Михайловской (Батумской) крепости и правому флангу и тылу Ольтинского отряда. Захватив Чорохский край и Шавшетию, турки могли обойти правый фланг русской армии, наступая на Ардаган и далее на Алахцих. Поэтому русским войскам необходимо было очистить от противника Чорохский край, Шавшетию и Таускерский участок. Боевые действия в этом районе были осложнены гористой местностью с труднодоступными, особенно в зимнее время, перевалами и проходами. Войскам приходилось прокладывать тропы через занесенные снегом ущелья, пробираться через скалы.
Однако в период с 1 февраля по 1 апреля 1915 г. наши войска решили эту задачу. Руководил операцией комендант Михайловской крепости генерал Ляхов, который имел в своём распоряжении 15 батальонов, 5 дружин ополчения и один запасной батальон. Ляхов разделили свои силы на два отряда. Приморский отряд (6 батальонов) действовал вдоль Черноморского побережья, с целью отрезать туркам пути сообщения с морем через селения Хопа и Архаве. Чорохский отряд (5 1/2 батальонов) наступал вверх по течению р. Чороха, чтобы взять г. Артвин. Кроме того, в операции участвовал отряд генерала Геника (7 батальонов), который находившийся в районе Ардануч — Ардаган. Этот отряд имел задачу очистить от турок район к востоку от р. Чороха.
3-я турецкая армия имела на своём левом фланге части 1-го корпуса под началом майора Штанке, всего около двух дивизий. В Шавшетии на стороне османов действовали местные формирования, силой до 3 тыс. человек. Кроме того, на всем фронте Батумской области дислоцировались турецкие пограничные батальоны различной численности.
Русское наступление развивалось успешно. 15 февраля Приморский отряд овладел селением Хопа. Этот успех имел большое значение для дальнейшего развития операции, так как в этом селении располагались тыловые склады турецких войск. В результате турецкие войска были отрезаны от тыловой базы, и им пришлось переориентироваться на Архаве и Артвин. С другой стороны, захват Хопы обеспечил с суши Батум и облегчил борьбу с бандформированиями в Батумской области.
Приморский отряд, несмотря на трудности движения в чрезвычайно гористой местности, продолжил наступление и к 5 марта значительно продвинулся вперед, взяв ещё одну турецкую тыловую базу на побережье — селение Архаве. На других направлениях наши войска также успешно наступали. 15 марта отряд Гевика занял г. Артвин.
К концу марта 1915 г. правый фланг Кавказской армии вытеснил турецкие войска, находившиеся в Батумской области, за исключением небольшого труднодоступного участка юго-западнее г. Артвин. Чтобы закрепить эту территорию за собой, наши войска на горных высотах вдоль русско-турецкой границы создали систему укреплений типа блокгаузов, которые имели огневую связь, а в тылу находились подвижные резервы. Таким образом, правый фланг Кавказской армии был значительно укреплен, что облегчило организацию наступления на главном направлении.
Главные организаторы геноцида христиан в Турции Энвер-паша и Мехмед Талаат-паша
Акция на первый взгляд сулила сплошные выгоды, как политические, так и экономические. Во-первых, младотурки могли свалить все поражения на «внутренних врагов», «изменников», дать народу образ врага. Резня позволяла спасти свою репутацию, канализовав раздражение турецкого общества на христиан. Во-вторых, решалась проблема «чистой» Туранской империи, где должны были жить одни мусульмане. В-третьих, кто-то был действительно уверен, что армяне на востоке представляют угрозу и таким образом можно поправить дела на фронте.
В-четвертых, шёл передел собственности и многие могли поправить своё финансовое положение, от крупных сановников и представителей буржуазии до мелких местных чиновников, чинов полиции, «кулаков» и бедноты. Все могли урвать свой кусок, кто больше, кто меньше. Ведь многие христиане из поколения в поколения много трудились, получали образование, жили состоятельно. Им традиционно принадлежала значительная часть промышленных предприятий, банков, они контролировали более 60% импортной, 40% экспортной и до 80% внутренней торговли. Да и села были богатые. Многие могли урвать жирный кусок на конфискациях и прямом грабеже. Конфискации пополняли казну, хотя в долгосрочной перспективе это был сильный удар и по так крайне хилой турецкой экономике. Салоникская и стамбульская купеческие группировки избавлялись от конкурентов. Турецкая беднота могла захватить дома, земли, сады. Местные мусульманские жители могли растащить имущество христиан. В старых традициях рабовладения шёл захват детей и девушек, многих продавали и перепродавали.
Бойня была организована с неслыханной жестокостью даже для привычной к таким кровавым эксцессам Турции. Если в прежних войнах турки отвечали террором на восстания и недовольства христиан, пытались их запугать, заставить смириться, то теперь совершалось нечто принципиально другое. Османские лидеры хотели полностью «зачистить» Турцию, это был тотальный геноцид. Организаторами бойни были вполне «европейские люди», с отличным западным образованием. Они отлично понимали, что старыми способами два с лишним миллиона человек не перебить. Поэтому меры были системными и последовательными. Часть решили сразу перебить, в основном молодых мужчин, чтобы не оказывали сопротивление, а других депортировать в такие места, где они сами вымрут или помрут ещё в пути. Для места депортации выбрали самые гиблые места: малярийные болота около Коньи на юго-западе Малой Азии и Дейр-эз-Зор в Сирии, где гиблые топи на берегу Ефрата соседствовали с мертвой пустыней. Всё было продумано: рассчитывали пропускную способность дорог, составили графики, наметили какие районы «зачистить» первыми, какие позже.
В Берлине знали о страшных замыслах младотурков, но не стали останавливать. Мол, после таких зверств у Турции уже не будет пути назад, придётся воевать до последнего. Кроме того, считалось, что армяне симпатизируют русским, поэтому входят в лагерь противника. С ними следует поступить по условиям военного времени.
Создали штаб. Обеспечение со стороны армии взял на себя Энвер, со стороны полиции Талаат, ответственность по партийной линии возлагалась на «тройку» доктора Назыма, доктора Шакира и министра просвещения (!) Шюкри. Резня была организована на таком уровне и так открыто, что министр внутренних дел Талаат-паша даже в официальных телеграммах не стеснялся говорить о том, что речь идёт о полном уничтожении армян в османской империи. Так, Талаат в беседе с послом США Моргентау говорил: «…мы уже избавились от трёх четвертей армян, их больше не осталось в Битлисе, Ване и Эрзеруме. Ненависть между армянами и турками в настоящее время так сильна, что мы должны покончить с ними. Если мы этого не сделаем, они будут нам мстить».
В феврале 1915 года разоружили около 100 тыс. армянских солдат, которые служили в армии. У гражданского населения начали конфискацию оружия разрешённого им с 1908 года. У гражданских христиан по указанию министра внутренних дел забрали паспорта — по турецким законам без них запрещалось покидать деревню или город. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьём. В ряде населенных пунктов власти захватывали сотни заложников, чтобы армянские общины выдали оружие. Кампания по разоружению армян сопровождалась жестокими пытками и расправами. Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Константинополь в качестве доказательства «предательства» «измены» христиан, что стало предлогом для общего преследования армян. Одновременно, чтобы обезглавить народ, по всей стране прокатились аресты и расправы над представителями интеллигенции — активистами партий и движений, учителями, врачами, авторитетными гражданами и т. д.
Разоружив армян, власти приступили к новой этапу операции — насильственной депортации в пустыни Сирии и Месопотамии, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых боевыми действиями. Часто сначала отбирали молодых, здоровых мужчин, которые могли оказать сопротивление. Их забирали под предлогом подготовки места для приёма других людей. Их выводили из поселений в пустынные места и вырезали. Затем собирались старики, женщины и дети. Их гнали колоннами, тех, кто не мог идти, убивали. Жандармы выбирали по возможности длинные и сложные маршруты, гнали по пустынным и горным местам, чтобы как можно больше людей умерли от жажды и голода. По дороге христиане подвергались грабежам и насилию нерегулярных османских сил, курдских, черкесских и других мусульманских племён, турецкие военные и полиция не препятствовали этому. Бандиты («четники») отбирали девушек и детей. В результате чего до конечного пункта в пустыне часто доходило только около 20 % от первоначального числа высланных.
Те, кто всё же смог добраться до назначенного места, столкнулись с голодом, эпидемиями, отсутствием жилья, работы и всякой перспективы. Во время этого процесса царил ужас: озверелые курды, уголовники и представители власти могли свободно убивать, пытать людей. Их кололи штыками, топили в озёрах и реках, сжигали в домах и сараях, сбрасывали в пропасти, убивали путём жесточайших пыток и надругательств. Девушек и женщин насиловали.
Все попытки сохранивших совесть мусульман помочь христианам жестко пресекались. Предупреждали: «Каждое должностное и частное лицо, которое будет противодействовать этому святому и патриотическому делу и не будет выполнять возложенные на него обязательства или каким-нибудь образом попытается защитить того или иного армянина, будет признано врагом отечества и религии и соответственно наказано». Командующий 3-й турецкой армией Кямиль-паша в своём приказе разъяснил ещё более четко: «Всякий мусульманин, который попытается защитить хоть одного армянина, будет повешен перед своим жилищем, а дом его сожжен».
Так описывал процесс «депортации» османский чиновник Саид Ахмед: «Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. Дети на попечении американского консула были отобраны якобы для отправки в Сивас, вывезены в море на лодках, затем заколоты, тела погружены в мешки и сброшены в море. Через несколько дней некоторые тела были найдены на берегу у Трапезунда. В июле 1915 года Саиду Ахмеду приказали сопровождать последний конвой армян из Трапезунда, состоявший из 120 мужчин, 400 женщин и 700 детей. Вначале из конвоя были отобраны все мужчины, позже Саид Ахмеду сообщили, что они все были убиты. Вдоль дорог находились тысячи тел армян. Несколько групп «четтес» пытались взять из конвоя женщин и детей, однако Саид Ахмед отказывался выдавать им армян. По дороге он оставил около 200 детей мусульманским семьям, которые согласились заботиться о них. В Кемахе Саид Ахмед получил приказ конвоировать армян до тех пор, пока они не умрут. Ему удалось включить эту партию армян в группу, прибывшую из Эрзерума, которой командовал представитель жандармерии Мохаммед Эффенди. Эффенди впоследствии сообщил Саид Ахмеду, что эта группа была доставлена на берег Евфрата, где была отделена от конвоя и уничтожена бандами «четтес». Красивые армянские девушки систематически публично насиловались, а затем убивались, в том числе и трапезундскими чиновниками».
Таким образом, депортировали и уничтожили сотни тысяч людей. Имущество изгнанных из родных мест армян турецкие чиновники и офицеры скупали за бесценок. Часть имущества перепадала турецкой бедноте и она славила партию. По некоторым оценкам, турки вырезали за несколько месяцев 1,5 миллиона человек! Лишь около 300 тыс. беженцев смогло найти приют на Кавказе, Арабском Востоке и других местах. Многие армяне после вынужденной эмиграции осели в Европе и Америке, создав там большие общины. Это была страшная трагедия, армянский народ потерял до половины своих сынов и дочерей!
Подавляющая часть христиан шла на бойню покорно. Почему люди шли на смерть и не сопротивлялись? Видимо, тут сыграли роль два основных мотива. Во-первых, люди просто не верили, что могут уничтожать целые народы. В истории Турции довольно часто, особенно во время войн и конфликтов происходили массовые бойни, убийства и насилия. Думали, что это похожий случай. Кто-то в другом городе, селении погибнет, пострадает, но грозу пронесёт, и жизнь войдёт в прежнее русло. Люди до последнего сохраняли надежду. Ведь депортация — это не убийство. Будь послушным и уцелеешь, старая веками вбитая в людей мудрость. Но в этот раз не пронесло.
Во-вторых, большинство армянских лидеров, авторитетов были своевременно отделены от народа, убиты и брошены в тюрьмы. Народ лишили вождей и превратили в беспомощную и послушную толпу. Армянские политические и общественные деятели раньше были союзниками младотурков, вместе учились, кто-то даже состоял в одних масонских ложах. Они просто не поверили, что будет реализован такой чудовищный замысел. Ведь они были лояльны к властям, проявляли покорность. А теперь их ждали виселицы, расстрельные команды и мясники.
Только немногие смогли оказать сопротивление. Но локальные вспышки турецкие власти легко погасили и местами даже использовали, чтобы показать свою правоту. Вот, мол «изменники» показали свою «волчью натуру». Только Ван устоял до прихода русских войск и армянских дружин.
Продолжение следует…
		Победа на правом фланге
К концу Сарыкамышской операции на правом фланге русской армии сохранилось глубокое вклинение турецких сил. Турецкие войска базировались на побережье Черного моря и угрожали Михайловской (Батумской) крепости и правому флангу и тылу Ольтинского отряда. Захватив Чорохский край и Шавшетию, турки могли обойти правый фланг русской армии, наступая на Ардаган и далее на Алахцих. Поэтому русским войскам необходимо было очистить от противника Чорохский край, Шавшетию и Таускерский участок. Боевые действия в этом районе были осложнены гористой местностью с труднодоступными, особенно в зимнее время, перевалами и проходами. Войскам приходилось прокладывать тропы через занесенные снегом ущелья, пробираться через скалы.
Однако в период с 1 февраля по 1 апреля 1915 г. наши войска решили эту задачу. Руководил операцией комендант Михайловской крепости генерал Ляхов, который имел в своём распоряжении 15 батальонов, 5 дружин ополчения и один запасной батальон. Ляхов разделили свои силы на два отряда. Приморский отряд (6 батальонов) действовал вдоль Черноморского побережья, с целью отрезать туркам пути сообщения с морем через селения Хопа и Архаве. Чорохский отряд (5 1/2 батальонов) наступал вверх по течению р. Чороха, чтобы взять г. Артвин. Кроме того, в операции участвовал отряд генерала Геника (7 батальонов), который находившийся в районе Ардануч — Ардаган. Этот отряд имел задачу очистить от турок район к востоку от р. Чороха.
3-я турецкая армия имела на своём левом фланге части 1-го корпуса под началом майора Штанке, всего около двух дивизий. В Шавшетии на стороне османов действовали местные формирования, силой до 3 тыс. человек. Кроме того, на всем фронте Батумской области дислоцировались турецкие пограничные батальоны различной численности.
Русское наступление развивалось успешно. 15 февраля Приморский отряд овладел селением Хопа. Этот успех имел большое значение для дальнейшего развития операции, так как в этом селении располагались тыловые склады турецких войск. В результате турецкие войска были отрезаны от тыловой базы, и им пришлось переориентироваться на Архаве и Артвин. С другой стороны, захват Хопы обеспечил с суши Батум и облегчил борьбу с бандформированиями в Батумской области.
Приморский отряд, несмотря на трудности движения в чрезвычайно гористой местности, продолжил наступление и к 5 марта значительно продвинулся вперед, взяв ещё одну турецкую тыловую базу на побережье — селение Архаве. На других направлениях наши войска также успешно наступали. 15 марта отряд Гевика занял г. Артвин.
К концу марта 1915 г. правый фланг Кавказской армии вытеснил турецкие войска, находившиеся в Батумской области, за исключением небольшого труднодоступного участка юго-западнее г. Артвин. Чтобы закрепить эту территорию за собой, наши войска на горных высотах вдоль русско-турецкой границы создали систему укреплений типа блокгаузов, которые имели огневую связь, а в тылу находились подвижные резервы. Таким образом, правый фланг Кавказской армии был значительно укреплен, что облегчило организацию наступления на главном направлении.
Главные организаторы геноцида христиан в Турции Энвер-паша и Мехмед Талаат-паша
Акция на первый взгляд сулила сплошные выгоды, как политические, так и экономические. Во-первых, младотурки могли свалить все поражения на «внутренних врагов», «изменников», дать народу образ врага. Резня позволяла спасти свою репутацию, канализовав раздражение турецкого общества на христиан. Во-вторых, решалась проблема «чистой» Туранской империи, где должны были жить одни мусульмане. В-третьих, кто-то был действительно уверен, что армяне на востоке представляют угрозу и таким образом можно поправить дела на фронте.
В-четвертых, шёл передел собственности и многие могли поправить своё финансовое положение, от крупных сановников и представителей буржуазии до мелких местных чиновников, чинов полиции, «кулаков» и бедноты. Все могли урвать свой кусок, кто больше, кто меньше. Ведь многие христиане из поколения в поколения много трудились, получали образование, жили состоятельно. Им традиционно принадлежала значительная часть промышленных предприятий, банков, они контролировали более 60% импортной, 40% экспортной и до 80% внутренней торговли. Да и села были богатые. Многие могли урвать жирный кусок на конфискациях и прямом грабеже. Конфискации пополняли казну, хотя в долгосрочной перспективе это был сильный удар и по так крайне хилой турецкой экономике. Салоникская и стамбульская купеческие группировки избавлялись от конкурентов. Турецкая беднота могла захватить дома, земли, сады. Местные мусульманские жители могли растащить имущество христиан. В старых традициях рабовладения шёл захват детей и девушек, многих продавали и перепродавали.
Бойня была организована с неслыханной жестокостью даже для привычной к таким кровавым эксцессам Турции. Если в прежних войнах турки отвечали террором на восстания и недовольства христиан, пытались их запугать, заставить смириться, то теперь совершалось нечто принципиально другое. Османские лидеры хотели полностью «зачистить» Турцию, это был тотальный геноцид. Организаторами бойни были вполне «европейские люди», с отличным западным образованием. Они отлично понимали, что старыми способами два с лишним миллиона человек не перебить. Поэтому меры были системными и последовательными. Часть решили сразу перебить, в основном молодых мужчин, чтобы не оказывали сопротивление, а других депортировать в такие места, где они сами вымрут или помрут ещё в пути. Для места депортации выбрали самые гиблые места: малярийные болота около Коньи на юго-западе Малой Азии и Дейр-эз-Зор в Сирии, где гиблые топи на берегу Ефрата соседствовали с мертвой пустыней. Всё было продумано: рассчитывали пропускную способность дорог, составили графики, наметили какие районы «зачистить» первыми, какие позже.
В Берлине знали о страшных замыслах младотурков, но не стали останавливать. Мол, после таких зверств у Турции уже не будет пути назад, придётся воевать до последнего. Кроме того, считалось, что армяне симпатизируют русским, поэтому входят в лагерь противника. С ними следует поступить по условиям военного времени.
Создали штаб. Обеспечение со стороны армии взял на себя Энвер, со стороны полиции Талаат, ответственность по партийной линии возлагалась на «тройку» доктора Назыма, доктора Шакира и министра просвещения (!) Шюкри. Резня была организована на таком уровне и так открыто, что министр внутренних дел Талаат-паша даже в официальных телеграммах не стеснялся говорить о том, что речь идёт о полном уничтожении армян в османской империи. Так, Талаат в беседе с послом США Моргентау говорил: «…мы уже избавились от трёх четвертей армян, их больше не осталось в Битлисе, Ване и Эрзеруме. Ненависть между армянами и турками в настоящее время так сильна, что мы должны покончить с ними. Если мы этого не сделаем, они будут нам мстить».
В феврале 1915 года разоружили около 100 тыс. армянских солдат, которые служили в армии. У гражданского населения начали конфискацию оружия разрешённого им с 1908 года. У гражданских христиан по указанию министра внутренних дел забрали паспорта — по турецким законам без них запрещалось покидать деревню или город. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьём. В ряде населенных пунктов власти захватывали сотни заложников, чтобы армянские общины выдали оружие. Кампания по разоружению армян сопровождалась жестокими пытками и расправами. Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Константинополь в качестве доказательства «предательства» «измены» христиан, что стало предлогом для общего преследования армян. Одновременно, чтобы обезглавить народ, по всей стране прокатились аресты и расправы над представителями интеллигенции — активистами партий и движений, учителями, врачами, авторитетными гражданами и т. д.
Разоружив армян, власти приступили к новой этапу операции — насильственной депортации в пустыни Сирии и Месопотамии, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых боевыми действиями. Часто сначала отбирали молодых, здоровых мужчин, которые могли оказать сопротивление. Их забирали под предлогом подготовки места для приёма других людей. Их выводили из поселений в пустынные места и вырезали. Затем собирались старики, женщины и дети. Их гнали колоннами, тех, кто не мог идти, убивали. Жандармы выбирали по возможности длинные и сложные маршруты, гнали по пустынным и горным местам, чтобы как можно больше людей умерли от жажды и голода. По дороге христиане подвергались грабежам и насилию нерегулярных османских сил, курдских, черкесских и других мусульманских племён, турецкие военные и полиция не препятствовали этому. Бандиты («четники») отбирали девушек и детей. В результате чего до конечного пункта в пустыне часто доходило только около 20 % от первоначального числа высланных.
Те, кто всё же смог добраться до назначенного места, столкнулись с голодом, эпидемиями, отсутствием жилья, работы и всякой перспективы. Во время этого процесса царил ужас: озверелые курды, уголовники и представители власти могли свободно убивать, пытать людей. Их кололи штыками, топили в озёрах и реках, сжигали в домах и сараях, сбрасывали в пропасти, убивали путём жесточайших пыток и надругательств. Девушек и женщин насиловали.
Все попытки сохранивших совесть мусульман помочь христианам жестко пресекались. Предупреждали: «Каждое должностное и частное лицо, которое будет противодействовать этому святому и патриотическому делу и не будет выполнять возложенные на него обязательства или каким-нибудь образом попытается защитить того или иного армянина, будет признано врагом отечества и религии и соответственно наказано». Командующий 3-й турецкой армией Кямиль-паша в своём приказе разъяснил ещё более четко: «Всякий мусульманин, который попытается защитить хоть одного армянина, будет повешен перед своим жилищем, а дом его сожжен».
Так описывал процесс «депортации» османский чиновник Саид Ахмед: «Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес», которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес». Отобранные дети также были высланы и убиты. Дети на попечении американского консула были отобраны якобы для отправки в Сивас, вывезены в море на лодках, затем заколоты, тела погружены в мешки и сброшены в море. Через несколько дней некоторые тела были найдены на берегу у Трапезунда. В июле 1915 года Саиду Ахмеду приказали сопровождать последний конвой армян из Трапезунда, состоявший из 120 мужчин, 400 женщин и 700 детей. Вначале из конвоя были отобраны все мужчины, позже Саид Ахмеду сообщили, что они все были убиты. Вдоль дорог находились тысячи тел армян. Несколько групп «четтес» пытались взять из конвоя женщин и детей, однако Саид Ахмед отказывался выдавать им армян. По дороге он оставил около 200 детей мусульманским семьям, которые согласились заботиться о них. В Кемахе Саид Ахмед получил приказ конвоировать армян до тех пор, пока они не умрут. Ему удалось включить эту партию армян в группу, прибывшую из Эрзерума, которой командовал представитель жандармерии Мохаммед Эффенди. Эффенди впоследствии сообщил Саид Ахмеду, что эта группа была доставлена на берег Евфрата, где была отделена от конвоя и уничтожена бандами «четтес». Красивые армянские девушки систематически публично насиловались, а затем убивались, в том числе и трапезундскими чиновниками».
Таким образом, депортировали и уничтожили сотни тысяч людей. Имущество изгнанных из родных мест армян турецкие чиновники и офицеры скупали за бесценок. Часть имущества перепадала турецкой бедноте и она славила партию. По некоторым оценкам, турки вырезали за несколько месяцев 1,5 миллиона человек! Лишь около 300 тыс. беженцев смогло найти приют на Кавказе, Арабском Востоке и других местах. Многие армяне после вынужденной эмиграции осели в Европе и Америке, создав там большие общины. Это была страшная трагедия, армянский народ потерял до половины своих сынов и дочерей!
Подавляющая часть христиан шла на бойню покорно. Почему люди шли на смерть и не сопротивлялись? Видимо, тут сыграли роль два основных мотива. Во-первых, люди просто не верили, что могут уничтожать целые народы. В истории Турции довольно часто, особенно во время войн и конфликтов происходили массовые бойни, убийства и насилия. Думали, что это похожий случай. Кто-то в другом городе, селении погибнет, пострадает, но грозу пронесёт, и жизнь войдёт в прежнее русло. Люди до последнего сохраняли надежду. Ведь депортация — это не убийство. Будь послушным и уцелеешь, старая веками вбитая в людей мудрость. Но в этот раз не пронесло.
Во-вторых, большинство армянских лидеров, авторитетов были своевременно отделены от народа, убиты и брошены в тюрьмы. Народ лишили вождей и превратили в беспомощную и послушную толпу. Армянские политические и общественные деятели раньше были союзниками младотурков, вместе учились, кто-то даже состоял в одних масонских ложах. Они просто не поверили, что будет реализован такой чудовищный замысел. Ведь они были лояльны к властям, проявляли покорность. А теперь их ждали виселицы, расстрельные команды и мясники.
Только немногие смогли оказать сопротивление. Но локальные вспышки турецкие власти легко погасили и местами даже использовали, чтобы показать свою правоту. Вот, мол «изменники» показали свою «волчью натуру». Только Ван устоял до прихода русских войск и армянских дружин.
Продолжение следует…
Автор: Скил