Победа русского флота у мыса Тендра
225 лет назад, 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года, состоялось сражение у мыса Тендра. Черноморский флот под командование Фёдора Ушакова разгромил турецкий флот под началом Хусейн-паши. Победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.
11 сентября отмечается один из Дней воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
Предыстория. Борьба за господство на Чёрном море
В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Крымское ханство стало самостоятельным, а затем Крымский полуостров стал частью России. Российская империя активно осваивала северное Причерноморье — Новороссию, начинает создание Черноморского флота и соответствующей прибрежной инфраструктуры. В 1783 году на берегах Ахтиарской бухты началось строительство города и порта, ставшего главной базой русского флота на Чёрном море. Новый порт назвали Севастополем. Основой для создания нового флота стали корабли Азовской флотилии, построенные на Дону. Вскоре флот стал пополняться кораблями, построенными на верфях Херсона, нового города основанного вблизи устья Днепра. Херсон стал главным кораблестроительным центром на юге России. В 1784 году в Херсоне был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота. Здесь было учреждено Черноморское Адмиралтейство.
Петербург пытался ускорить становление Черноморского флота за счёт части Балтийского флота. Однако Стамбул отказался пропустить русские корабли из Средиземного в Чёрное море. Порта жаждала реванша, и стремилась не допустить укрепления России в Причерноморье, и вернуть утраченные территории. Прежде всего османы хотели вернуть Крым. Чтобы вновь отбросить Россию от моря и восстановить то положение, которое существовало на южных русских границах в течение столетий. В этом деле Турцию поддерживали Франция и Англия, заинтересованные в ослаблении России.
Дипломатическая борьба между Османской империей и Россией, не затихавшая после заключения Кючук-Кайнарджийского мира, обострялась с каждым годом. Реваншистские устремления Порты активно подогревала западноевропейская дипломатия. Англичане и французы оказывали сильное давление на Стамбул, призывали «не допустить русского военного флота в Чёрное море». В августе 1787 г. русскому послу в Константинополе был предъявлен ультиматум, в котором османы требовали вернуть Крым и пересмотреть ранее заключенные договоры между Россией и Турцией. Эти наглые требования Петербург отверг. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали русского посла Я. И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.
К началу войны русский флот был значительно слабее османского. Военно-морские базы и судостроительная отрасль были в процессе создания. Не хватало необходимых запасов и материалов для постройки, вооружения, оснащения и ремонта кораблей. Черное море было ещё изучено слабо. Обширные территории Причерноморья были в то время одной из дальних окраин империи, которая была в процессе освоения. Русский флот сильно уступал турецкому в числе кораблей: к началу боевых действия Черноморский флот имел всего 4 линейных корабля, а турки — около 20. По числу корветов, бригов, транспортов, турки имели превосходство примерно в 3-4 раза. Только по фрегатам русский и турецкий флоты были примерно равны. Уступали русские линейные корабли и в качественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Ядро Черноморского флота, в основном большие парусные корабли, базировалось в Севастополе, а гребные суда и небольшая часть парусного флота находилось в Днепровско-Бугском лимане (Лиманская флотилия). Основной задачей флота была задача защиты Черноморского побережья с целью не допустить вторжения турецкого десанта.
Таким образом, если на суше Турция не имела преимущества над русской армией, то на море османы имели подавляющее превосходство. Кроме того, русский флот имел слабое командование. Такие адмиралы, как Н. С. Мордвинов и М. И. Войнович, хотя и имели полную поддержку двора и множество нужных связей для развития карьеры, не были воинами. Эти адмиралы были нерешительны, неумелы и безынициативны, боялись боя. Они считали, что с имеющим видимое превосходство противником нельзя вступать в открытое сражение и придерживались линейной тактики.
Русскому флоту повезло, что среди старших офицеров флота оказался решительный и обладающий выдающимися военно-организаторскими способностями Фёдор Федорович Ушаков. Ушаков не имел связей при дворе, не был родовитым аристократом и всего добился своим талантом и упорным трудов, всю свою жизнь посвятив флоту. Надо отметить, что Главнокомандующий сухопутными и морскими силами на юге империи фельдмаршал князь Г. А. Потёмкин разглядел талант Ушакова и оказал ему поддержку.
В результате русский Черноморский флот, несмотря на свою слабость, смог успешно противостоять сильному врагу. В 1787-1788 гг. Лиманская флотилия удачно отбила все вражеские атаки, турецкое командование потеряло много кораблей. Турки не смогли использовать своего превосходства в крупных парусных кораблях с мощным артиллерийским вооружением, так как на Лимане сложилось положение, напоминавшее ситуацию на балтийских шхерах во время Северной войны, когда подвижные гребные суда царя Петра успешно боролись со шведским флотом.
В то время как в Днепровско-Бугском лимане шли яростные бои, основная часть Черноморского флота — Севастопольская эскадра бездействовала, находясь на своей базе. Контр-адмирал Войнович боялся сражения с превосходящими силами османов. Трусоватый адмирал постоянно находил поводы не выводить корабли в море. Опоздав с выводом флота в море, он подставил корабли под сильный шторм (сентябрь 1787 г.). Более чем на полгода эскадра ремонтировалась, была выведена из строя. Лишь весной 1788 г. боеспособность была восстановлена. Однако Войнович снова не торопился с выходом в море. Зная численный состав флота Гассан-паши, он боялся встречи с турками и придумывал различные предлоги, чтобы отложить выход эскадры в море. Только после решительных требований Потёмкина эскадра Войновича вышла в море.
18 июня 1788 г. корабли вышли из Севастополя. В пути эскадра была задержана встречным ветром и только через 10 суток достигла острова Тендра. Навстречу двигался османский флот. Адмирал Гассан-паша имел огромное превосходство в силах: против 2 русских линейных кораблей было 17 турецких линейных кораблей. Большое преимущество турки имели в артиллерийском вооружении: более 1500 орудий против 550 русских пушек. Войнович растерялся и не смог повести русские корабли в бой. В минуту решительной встречи с противником он самоустранился от руководства русской эскадрой, предоставив инициативу командиру авангарда, командиру линейного корабля «Павел» капитану бригадирского ранга Ф. Ф. Ушакову. В течение трёх дней русские и турецкие корабли маневрировали, стараясь занять более удобное положение для боя. К 3 июля оба флота находились против устья Дуная, около острова Фидониси. Османы смогли сохранить наветренное положение, дававшее ряд преимуществ кораблям. Однако русские разбили значительно превосходящие силы противника. Это было первое боевое крещение Севастопольской эскадры — основного боевого ядра Черноморского флота.
Это сражение имело важные последствия. До сих пор османский флот обладал господством на Чёрном море, не позволяя русским кораблям совершать дальние походы. Рейсы русских судов ограничивались прибрежными районами. После этого сражения, когда турки впервые отступили перед русской эскадрой в открытом море, положение изменилось. Если до сражения при Фидониси многие турецкие командиры считали русских моряков неопытными и неспособными для боя в открытом море, то теперь стало ясно, что на Чёрном море появилась новая грозная сила.
В марте 1790 года Фёдор Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом. Ему пришлось провести огромную работу по повышению боеспособности флота. Большое внимание было уделено подготовке личного состава и воспитательной работе. Ушаков в любую погоду выводил корабли в море и проводил парусные, артиллерийские, абордажные и иные учения. Русский флотоводец сделал ставку на тактику манёвренного боя и выучку своих командиров и матросов. Большую роль он придавал «полезному случаю», когда нерешительность противника, его колебания и ошибки, позволяли более инициативному и волевому командиру одержать победу. Это позволяло скомпенсировать более высокую численность османского флота и лучшее качество неприятельских кораблей.
Османский флот после сражение у Фидониси около двух лет не предпринимал активных действий в Чёрном море. Турки строили новые корабли и готовились к новым сражениям. В этот период сложилась тяжёлая обстановка на Балтике. Британцы активно подстрекали Швецию выступить против России. Шведская элита посчитала, что обстановка очень выгодна для начала войны с Россией, с целью восстановления ряда позиций на Балтике которые Швеция потеряла в ходе предыдущих русско-турецких войн. В это время Петербург планировал открыть боевые действия против Турции в Средиземном море, отправив эскадру из Балтийского моря. Средиземноморская эскадра была уже в Копенгагене, когда её пришлось срочно возвращать в Кронштадт. России пришлось вести войну на два фронта — на юге и на северо-западе. В течение двух лет шла русско-шведская война (1788-1790 гг.). Русские вооружённые силы с честью вышли из этой войны. Шведы были вынуждены отказаться от своих требований. Но этот конфликт сильно истощил военно-экономические ресурсы Российской империи, что привело к затягиванию войны с Портой.
Автор: Скил