Морпех — король вуду. Как американский сержант стал монархом гаитянского острова
Сержант морской пехоты, ставший королем гаитянского острова. Чем не сюжет для приключенческого романа? Но это отнюдь не художественный вымысел. События, о которых речь пойдет ниже, действительно происходили в первой половине ХХ века, и их главным героем был американский военнослужащий.
Из Польши на Гаити через Пенсильванию
Когда 16 ноября 1896 г. в небольшом городке Рыпин на территории Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи, родился мальчик, которого звали Фаустин Виркус, его родители вряд ли могли догадываться, что ему будет суждено через какие-то три десятилетия войти в мировую историю в качестве короля гаитянского острова. Возможно, если бы семья Виркус так и жила в Польше, то о Гаити ее младший отпрыск лишь читал бы в книжках по географии. Но, когда Фаустин был еще совсем маленьким, его родители эмигрировали в Соединенные Штаты Америки. Тогда, в начале ХХ века, из перенаселенной и бедной Польши, где было сложно найти работу, многие молодые и не очень люди уезжали в США, Канаду, даже в Австралию — в поисках лучшей жизни. Не стали исключением и супруги Виркус. Они поселились в городе Дюпон, что в штате Пенсильвания. Поскольку семья польских эмигрантов была небогатой, с 11 лет Фаустину, которого теперь на английский лад звали Фостином, пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он устроился на сортировку угля — тяжелую и грязную работу. Возможно, именно это и предопределило его дальнейшую судьбу. В 12-летнем возрасте подросток Фостин Виркус познакомился с солдатом американской морской пехоты, который проходил службу за пределами Соединенных Штатов и много рассказывал о морских походах. После этого мальчика не оставляла мечта — самому стать морским пехотинцем. Но поскольку для службы Фостин был еще очень мал, он продолжал трудиться на угольной шахте. Кстати, эта работа закаляла его и физически, и морально — как раз то, что нужно будущему морскому пехотинцу.
— линкор "USS Tennesseе".
В феврале 1915 г. восемнадцатилетний Фостин Виркус, даже не предупредив родителей, отправился на призывной пункт и добился реализации своей мечты — он был зачислен в Корпус морской пехоты США. В эти годы морская пехота была основным инструментом американского влияния на близлежащие страны Карибского бассейна. Периодически морским пехотинцам приходилось выдвигаться на боевые задания в страны Центральной Америки и на карибские острова — чтобы обеспечивать защиту проамериканских или свержение антиамериканских режимов, пресекать массовые беспорядки, подавлять восстания недовольных нещадной эксплуатацией местных жителей. Впрочем, боевыми задания морской пехоты назвать можно было с натяжкой — ведь хорошо вооруженным и обученным американским морпехам противостояли в крайнем случае местные слабые вооруженные формирования, практически без подготовки и с устаревшим вооружением. В основном же морская пехота выполняла полицейские функции — осуществляла охрану зданий, патрулирование улиц, задержания оппозиционных активистов. Летом 1915 г. морской пехотинец Фостин Виркус на линкоре USS Tennesseе, вместе с другими сослуживцами, был доставлен на Гаити.
Причиной высадки американских войск на Гаити стали массовые беспорядки населения страны, вспыхнувшие после очередного роста цен и ухудшения и без того плачевного экономического и социального положения жителей страны. Гаити — первое суверенное государство в Латинской Америке, провозгласившее политическую независимость от Франции 1 января 1804 г. Подавляющее большинство населения Гаити всегда составляли негры — потомки африканских рабов, вывозившихся на Карибы из Западной Африки, с территории современных Бенина и Того. Была еще небольшая прослойка мулатов, отличавшихся от негров, прежде всего, большей образованностью и лучшим экономическим положением. Ведь в колониальную эпоху французские плантаторы именно мулатам доверяли выполнять функции управляющих, мелких клерков и надсмотрщиков на плантациях. Противостояние мулатов и негров характерно для всего периода постколониальной гаитянской истории. К началу ХХ в. Гаити представляло собой крайне нестабильное в политическом отношении и абсолютно нищее государство. Произвол властей, коррупция, бандитизм, бесконечные массовые беспорядки и военные перевороты, эксплуатация ресурсов острова американскими компаниями — все эти негативные явления были визитной карточкой государства. Периодически народ пытался восставать против особо ненавистных правителей, однако, в отличие от испаноговорящих стран Центральной и Южной Америки, народные восстания на Гаити никогда не приводили к установлению более-менее справедливых политических режимов. Возможно, в основе этого лежала специфика гаитянского менталитета — потомки африканских рабов были неграмотны или малограмотны и очень зависимы от веры в мистику, чудеса, в сверхъестественные возможности своих вождей. Фактически Гаити — это «Африка в Америке».
Американская оккупация Гаити
Политическая история Гаити после провозглашения независимости характеризовалась постоянной борьбой мулатского меньшинства, обладавшего, тем не менее, значительными финансовыми и организационными ресурсами, и негритянского большинства, недовольного эксплуатацией со стороны мулатов. Дело в том, что до провозглашения независимости вся власть в колонии Сан-Доминго принадлежала белым колонистам — французам и испанцам. Мулаты занимали второстепенные позиции. Им запрещалось носить шпаги, вступать в брачные отношения с белыми, но они пользовались личной свободой и могли обладать частной собственностью, в том числе недвижимостью и земельными участками. К началу XIX века в руках разбогатевших мулатов находилось не менее трети всех плантаций и четверти всех африканских рабов Сан-Доминго. При этом мулаты как рабовладельцы были еще более жестокими, чем белые, так как не утруждали себя усвоением популярных в то время философских теорий Просвещения, весьма поверхностно относились и к догматам христианской религии. Сами мулаты делились на несколько категорий. Наиболее приближены к белым были мюстифы — те, в чьих жилах текла лишь 1/8 африканской крови (то есть, чей прадед или прабабка были неграми). Далее шли квартероны — африканцы на ¼, мюлаты — африканцы наполовину, гриффы — африканцы на ¾ и марабу — африканцы на 7/8. Ниже мулатов на социальной лестнице гаитянского общества стояли свободные негры. Хотя и среди освобожденных негров было некоторое количество владельцев плантаций и управляющих, но в основном они занимались ремеслами и торговлей в городах колонии. Еще одной категорией гаитянского населения были потомки маронов — беглых рабов, которые укрывались во внутренних труднодоступных районах острова и создавали там свои поселения, периодически совершая набеги на плантации с целью ограбления и захвата продовольствия и оружия. Наиболее известным лидером маронов был Макандал — гвинейский раб по происхождению, которому удалось на протяжении семи лет, с 1751 по 1758 гг. совершать вооруженные набеги на плантации и города. Макандал отправлял культы вуду и выступал за полное уничтожение всех белых и мулатов на острове. Жертвами деятельности Макандала и его соратников стали 6 тысяч человек, в основном — европейских плантаторов, администраторов и членов их семей. Лишь в 1758 г. французским колониальным войскам удалось схватить и казнить Макандала. Противостояние мулатов и негров продолжалось и спустя полтора столетия после подавления маронских восстаний. Периодически негритянское большинство восставало против мулатской элиты, нередко на этом противостоянии играли политики популистского толка, стремившиеся заручиться поддержкой негритянского большинства и игравшие на взаимной неприязни двух групп гаитянского населения. Вторая половина XIX — начало ХХ вв. для Гаити — сплошная череда переворотов, восстаний и смен правительств и президентов. Следует отметить, что после Жана Пьера Буайе, свергнутого в 1843 г., страной управляли исключительно негры, но это не означало полного оттеснения мулатских коммерсантов и плантаторов от реального влияния на политическую жизнь Гаити. Мулаты сохраняли свое влияние и при власти негритянских президентов, более того — некоторые из последних были настоящими марионетками мулатской верхушки и были поставлены специально, чтобы успокоить недовольство негритянского большинства населения республики.
Из Польши на Гаити через Пенсильванию
Когда 16 ноября 1896 г. в небольшом городке Рыпин на территории Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи, родился мальчик, которого звали Фаустин Виркус, его родители вряд ли могли догадываться, что ему будет суждено через какие-то три десятилетия войти в мировую историю в качестве короля гаитянского острова. Возможно, если бы семья Виркус так и жила в Польше, то о Гаити ее младший отпрыск лишь читал бы в книжках по географии. Но, когда Фаустин был еще совсем маленьким, его родители эмигрировали в Соединенные Штаты Америки. Тогда, в начале ХХ века, из перенаселенной и бедной Польши, где было сложно найти работу, многие молодые и не очень люди уезжали в США, Канаду, даже в Австралию — в поисках лучшей жизни. Не стали исключением и супруги Виркус. Они поселились в городе Дюпон, что в штате Пенсильвания. Поскольку семья польских эмигрантов была небогатой, с 11 лет Фаустину, которого теперь на английский лад звали Фостином, пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он устроился на сортировку угля — тяжелую и грязную работу. Возможно, именно это и предопределило его дальнейшую судьбу. В 12-летнем возрасте подросток Фостин Виркус познакомился с солдатом американской морской пехоты, который проходил службу за пределами Соединенных Штатов и много рассказывал о морских походах. После этого мальчика не оставляла мечта — самому стать морским пехотинцем. Но поскольку для службы Фостин был еще очень мал, он продолжал трудиться на угольной шахте. Кстати, эта работа закаляла его и физически, и морально — как раз то, что нужно будущему морскому пехотинцу.
— линкор "USS Tennesseе".
В феврале 1915 г. восемнадцатилетний Фостин Виркус, даже не предупредив родителей, отправился на призывной пункт и добился реализации своей мечты — он был зачислен в Корпус морской пехоты США. В эти годы морская пехота была основным инструментом американского влияния на близлежащие страны Карибского бассейна. Периодически морским пехотинцам приходилось выдвигаться на боевые задания в страны Центральной Америки и на карибские острова — чтобы обеспечивать защиту проамериканских или свержение антиамериканских режимов, пресекать массовые беспорядки, подавлять восстания недовольных нещадной эксплуатацией местных жителей. Впрочем, боевыми задания морской пехоты назвать можно было с натяжкой — ведь хорошо вооруженным и обученным американским морпехам противостояли в крайнем случае местные слабые вооруженные формирования, практически без подготовки и с устаревшим вооружением. В основном же морская пехота выполняла полицейские функции — осуществляла охрану зданий, патрулирование улиц, задержания оппозиционных активистов. Летом 1915 г. морской пехотинец Фостин Виркус на линкоре USS Tennesseе, вместе с другими сослуживцами, был доставлен на Гаити.
Причиной высадки американских войск на Гаити стали массовые беспорядки населения страны, вспыхнувшие после очередного роста цен и ухудшения и без того плачевного экономического и социального положения жителей страны. Гаити — первое суверенное государство в Латинской Америке, провозгласившее политическую независимость от Франции 1 января 1804 г. Подавляющее большинство населения Гаити всегда составляли негры — потомки африканских рабов, вывозившихся на Карибы из Западной Африки, с территории современных Бенина и Того. Была еще небольшая прослойка мулатов, отличавшихся от негров, прежде всего, большей образованностью и лучшим экономическим положением. Ведь в колониальную эпоху французские плантаторы именно мулатам доверяли выполнять функции управляющих, мелких клерков и надсмотрщиков на плантациях. Противостояние мулатов и негров характерно для всего периода постколониальной гаитянской истории. К началу ХХ в. Гаити представляло собой крайне нестабильное в политическом отношении и абсолютно нищее государство. Произвол властей, коррупция, бандитизм, бесконечные массовые беспорядки и военные перевороты, эксплуатация ресурсов острова американскими компаниями — все эти негативные явления были визитной карточкой государства. Периодически народ пытался восставать против особо ненавистных правителей, однако, в отличие от испаноговорящих стран Центральной и Южной Америки, народные восстания на Гаити никогда не приводили к установлению более-менее справедливых политических режимов. Возможно, в основе этого лежала специфика гаитянского менталитета — потомки африканских рабов были неграмотны или малограмотны и очень зависимы от веры в мистику, чудеса, в сверхъестественные возможности своих вождей. Фактически Гаити — это «Африка в Америке».
Американская оккупация Гаити
Политическая история Гаити после провозглашения независимости характеризовалась постоянной борьбой мулатского меньшинства, обладавшего, тем не менее, значительными финансовыми и организационными ресурсами, и негритянского большинства, недовольного эксплуатацией со стороны мулатов. Дело в том, что до провозглашения независимости вся власть в колонии Сан-Доминго принадлежала белым колонистам — французам и испанцам. Мулаты занимали второстепенные позиции. Им запрещалось носить шпаги, вступать в брачные отношения с белыми, но они пользовались личной свободой и могли обладать частной собственностью, в том числе недвижимостью и земельными участками. К началу XIX века в руках разбогатевших мулатов находилось не менее трети всех плантаций и четверти всех африканских рабов Сан-Доминго. При этом мулаты как рабовладельцы были еще более жестокими, чем белые, так как не утруждали себя усвоением популярных в то время философских теорий Просвещения, весьма поверхностно относились и к догматам христианской религии. Сами мулаты делились на несколько категорий. Наиболее приближены к белым были мюстифы — те, в чьих жилах текла лишь 1/8 африканской крови (то есть, чей прадед или прабабка были неграми). Далее шли квартероны — африканцы на ¼, мюлаты — африканцы наполовину, гриффы — африканцы на ¾ и марабу — африканцы на 7/8. Ниже мулатов на социальной лестнице гаитянского общества стояли свободные негры. Хотя и среди освобожденных негров было некоторое количество владельцев плантаций и управляющих, но в основном они занимались ремеслами и торговлей в городах колонии. Еще одной категорией гаитянского населения были потомки маронов — беглых рабов, которые укрывались во внутренних труднодоступных районах острова и создавали там свои поселения, периодически совершая набеги на плантации с целью ограбления и захвата продовольствия и оружия. Наиболее известным лидером маронов был Макандал — гвинейский раб по происхождению, которому удалось на протяжении семи лет, с 1751 по 1758 гг. совершать вооруженные набеги на плантации и города. Макандал отправлял культы вуду и выступал за полное уничтожение всех белых и мулатов на острове. Жертвами деятельности Макандала и его соратников стали 6 тысяч человек, в основном — европейских плантаторов, администраторов и членов их семей. Лишь в 1758 г. французским колониальным войскам удалось схватить и казнить Макандала. Противостояние мулатов и негров продолжалось и спустя полтора столетия после подавления маронских восстаний. Периодически негритянское большинство восставало против мулатской элиты, нередко на этом противостоянии играли политики популистского толка, стремившиеся заручиться поддержкой негритянского большинства и игравшие на взаимной неприязни двух групп гаитянского населения. Вторая половина XIX — начало ХХ вв. для Гаити — сплошная череда переворотов, восстаний и смен правительств и президентов. Следует отметить, что после Жана Пьера Буайе, свергнутого в 1843 г., страной управляли исключительно негры, но это не означало полного оттеснения мулатских коммерсантов и плантаторов от реального влияния на политическую жизнь Гаити. Мулаты сохраняли свое влияние и при власти негритянских президентов, более того — некоторые из последних были настоящими марионетками мулатской верхушки и были поставлены специально, чтобы успокоить недовольство негритянского большинства населения республики.
Автор: ilyaros