Обзор артиллерии. Часть 2. Ад на колесах

В основном можно говорить о двух категориях колесной артиллерии: пушки как таковые, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей, и башенные пушки на бронированном шасси; каждая категория со своими собственными преимуществами. В первом случае это будет подвижность, хотя и стоимость тоже хороший аргумент для продажи. Во втором же случае при выполнении огневой задачи экипаж находится под надежной защитой брони.



Компания Konstrukta Defence на свою гаубицу Zuzana первоначально устанавливала пушку 155-мм/45, затем новую пушку 155/52, система в настоящее предлагается с двумя разными силовыми блоками


G6/45 состоит на вооружении Объединенных Арабских Эмиратов. Вариант с 52 калибром находится на стадии продвинутого прототипа и в настоящее время ожидает своего первого заказчика



Использовав бронемашину Enigma 8x8 разработки Emirates Defence Technology в качестве базовой платформы, компания BAE предложила необычное решение по упрощенной интеграции своей сверхлегкой гаубицы M777 155/39 с этой машиной. На фото модель с пушкой в положениях для стрельбы и по-походному

В середине 90-х были проведены исследования по возможности установки буксируемой пушки Bofors FH77 B05 52 на колесную самоходную гаубицу. Система получила обозначение Archer. С целью получения максимальной проходимости по заснеженным землям Северной Европы была выбрана модифицированная сочлененная машина Volvo A30E 6x6. Основные особенности системы следующие: полная автоматизация (Archer обслуживает расчет из трех человек изнутри защищенной кабины), режим MRSI до шести выстрелов, время занятия позиции с ходу и открытие огня менее 30 секунд и защита от баллистических и минных угроз. Гаубица может перебрасываться самолетом A400M. Ее дальнобойность составляет 40 км обычными боеприпасами и 50 км управляемыми снарядами типа Excalibur. В рамках этой программы в 2007 году Норвегия присоединилась к Швеции, система получила официальное обозначение FH 77 BW L52. Первые 24 системы Archer, заказанные в 2010 году, были поставлены шведскому Управлению оборонного имущества в сентябре 2013 года, но спустя три месяца Норвегия, подписавшая контракт также на 24 системы, решила покинуть программу. Ее решение основывалось на неназванных причинах, не позволивших добиться соответствия системы норвежским требованиям. Это привело к подписанию исправленного контракта между Управлением и компанией BAE Systems Bofors по графику поставок только для Швеции. Поставка последней партии запланирована на начало 2016 года. На сегодняшний день нет никаких подробностей о штрафных санкциях. Гаубица Archer также является возможным кандидатом на датскую программу по замене M109.

Компания Rheinmetall использовала опыт разработки пушки PzH 2000 и ее ствола производства Unterluβ и создала автономную башню с такой же пушкой 155/52, способной стрелять на дальность 42 км улучшенными снарядами с донным газогенератором и на более чем 52 км снарядами V-LAP с реактивным движителем. Автоматическая система заряжания позволяет обеспечить скорострельность шесть выстрелов в минуту или 75 выстрелов в час в режиме продолжительного ведения огня. В режиме MRSI может быть отстреляно до пяти снарядов. При использовании специальной машины пополнения боеприпасов может быть загружено за пять минут 40 снарядов и 40 зарядов к ним. Имея на борту кольцевой лазерный гироскоп с GPS, автоматическую систему наводки орудия, систему управления и командования AS4000, гаубица может отстрелять первый снаряд через 60 секунд после остановки и сняться с позиции всего через 30 секунд. Компания Rheinmetall заявляет о круговом вероятном отклонении 0,6% от дальности при стрельбе по низкой траектории. Башня была разработана в надежде на индийский контракт по артиллерийским системам и с этой целью была установлена на южноафриканское шасси G6, дав рождение системе RGW52 (Rheinmetall Wheeled Gun), но, как и другие компании, Rheinmetall попала в индийский черный список. В настоящее время программа остановлена, но в компании Rheinmetall готовы еще раз начать, если заказчик проявит интерес к системе. Поскольку башня автономная, то она может устанавливаться на колесные и гусеничные шасси.

Начатая благодаря двум исследовательским программам, частично финансируемым итальянским министерством обороны, разработка гаубицы Centauro 155/39 LW компанией Oto Melara в настоящее время остановлена из-за скудных финансовых возможностей итальянской армии. Система была показана на выставке Eurosatory 2012. Она представляет собой башню, вооруженную легкой пушкой 155/39, установленную на шасси Centauro 8x8, хотя серийная система может устанавливаться на шасси Centauro 2. Длина ствола была выбрана исходя из того, что пушка будет стрелять в основном боеприпасами Vulcano (см. часть «Управляемые боеприпасы»), которые смогут улетать на 55 км в управляемом варианте. Для системы было принято полностью автоматическое заряжание; 15 снарядов уложены в задней части башни, тогда как соответствующие заряды размещены в шасси. Система автоматически выбирает тип снаряда и заряда в соответствии с данными, полученными от командира или стрелка. Гарантируется скорострельность восемь выстрелов в минуту, система также способна отстрелять до 4 выстрелов в режиме MRSI. Расход боеприпасов сокращается при стрельбе управляемыми боеприпасами; впрочем, машина пополнения боеприпасов с конвейером перегружает полный боекомплект снарядов и зарядов менее чем за 10 минут. Пушка имеет реактивный дульный тормоз типа «солонка», что значительно снижает силы отката; моделирование показало, что опоры при стрельбе необязательны. Испытания на данный момент прошли сама пушка, боеприпасы, заряды и автоматическая система заряжания. Компания Oto Melara готова заново начать разработку и даже установить башню на другое шасси, если потребует зарубежный заказчик.


Автономный модуль Artillery Gun Module может устанавливаться как на гусеничные, так и на колесные шасси, например на фото он установлен на Boxer. Система уже описывалась в
«Часть 1. Ад на гусеницах»

Устанавливаемые на шасси грузового автомобиля пушки калибра 155 мм

В начале 90-х компания Giat Industries (в настоящее время Nexter) начала разработку артиллерийской системы на грузовике, которая оставалась на стадии прототипа пока французская армия не решила испытать ее. На систему, получившую обозначение Caesar (CAmion Equipe d'un Systeme dArtillerie – грузовик, оборудованный артиллерийской системой), в конечном счет был получен заказ; французское правительство решило загрузить национальную промышленность и заказало пять гаубиц. Французская армия была не в особом восторге от этой концепции в то время, но спустя десять лет положение дел существенно изменилось. Она заказала еще 72 системы Caesar в конце 2004 года, развернула их в Афганистане и Мали и в настоящее время полностью убедилась в преимуществах этой мобильной пушки. В Афганистане гаубица 155/52 Caesar позволяла прикрывать всю зону ответственности французского контингента площадью 15x40 км, действуя от Нихраба на севере и до Гвана на юге. Развертыванию систем способствовала хорошая авиатранспортабельность и также их точность. Первые пристрелка на большие дальности требует всего двух снарядов для того, чтобы откорректировать огонь с круговым вероятным отклонением (КВО) 100 метров, после чего для нейтрализации цели отстреливаются 10 снарядов. Если в Афганистане гаубицы Caesar работали с передовых оперативных баз, то в Мали тактическая мобильность была ключевым элементом. Работая двумя парами, СГ Caesar базировались в Гао, откуда они могли достичь любого места в районе операции в течение двух дней.

Полностью цифровая система Caesar позволяет быстро выполнить огневую задачу: готовность к стрельбе одна минута, отстрел шести снарядов за минуту и готовность к движению через 45 секунд. Французские гаубицы Ceasar устанавливаются на шасси Sherpa 5 6x6 производства компании Renault Truck Defense, их кабины опционально защищаются дополнительными комплектами бронирования. На данный момент системы Caesar, проданные за рубеж, базируются на шасси Soframe/Unimog 6x6. Такая конфигурация была принята Саудовской Аравией (заказчик, которого никогда не называла компания Nexter, но это секрет известный всем) для 100 систем, предназначенных для Национальной гвардии. Часть из них была собрана на местном предприятии. Саудовская Аравия также купила 60 СУО Bacara (BAlistic Computer ARtillery Autonomous) плюс шесть тренажеров Caesar.

Таиланд заказал шесть гаубиц Caesar, а Индонезия заказала 37 систем в 2012 году для оснащения двух артиллерийских дивизионов. В ноябре 2014 года Саудовская Аравия профинансировала программу перевооружения ливанской армии. Сделка, подписанная с Францией, предусматривает поставку 28 гаубиц Caesar. Компания Nexter со всей очевидностью не спускает глаз с индийской программы по мобильной САУ Mounted Gun System. Для этого французская компания объединилась с Larsen & Toubro и Ashok Leyland Defence и предложила систему Caesar, установленную на шасси Ashok Leyland 6x6 Super Stallion. Еще одно соглашение было подписано с бразильской компанией Avibras на установку системы Caesar на шасси, используемое для РСЗО Astros 2020. Кроме интеграции на новые платформы с целью расширения экспортного потенциала гаубица Caesar проходит квалификацию с управляемыми снарядами, например Spacido от Nexter и Excalibur от Raytheon (будут описаны в соответствующем разделе этого цикла). Рассматривается возможность повышения уровня защиты экипажа за счет дополнительного бронирования кабины, а также увеличение боекомплекта на борту (сейчас 18 выстрелов). Некоторые из этих решений могут ухудшить авиатранспортабельность, но некоторые потенциальные покупатели не требуют этой возможности. Кроме Индии компания Nexter рассматривает Ближний и Дальний Восток в качестве самых многообещающих рынков для своей системы Caesar, которая могла бы также поспорить за замену гаубиц M109 в Дании.

Приобретя компанию Soltam, израильская Elbit унаследовала с ней и 155-мм САУ Atmos. Были проведены работы по модернизации этой системы, модернизирована система заряжания, повышены характеристики и точность. В настоящее время компания Elbit предлагает вариант 155-мм/52, оснащенный горизонтальным скользящим затвором и полуавтоматическим системой заряжания. Платформа может быть либо грузовиком 6x6, либо 8x8; первый выстрел может быть произведен через 20-30 секунд после остановки. С целью максимального повышения точности на орудие устанавливается радар измерения начальной скорости. Израильская компания также готова установить на Atmos пушку 39 калибра. Вариант Atmos D30 был разработан с целью предоставления мобильной системы тем странам, которые до сих пор имеют на вооружении 122-мм пушки советского происхождения. В отличие от пушки 155 мм, пушка калибром 122 мм с полуавтоматической системой заряжания, может стрелять на все 360° (в связи с небольшими силами отката).

Недавние успехи 155-мм СГ Atmos на рынке связаны с неназванной африканской страной и Юго-Восточной Азией. Там Таиланд выбрал артустановку 39 калибра на шасси 6x6. Судя по доступной информации, сборка первого образца была осуществлена в Израиле, а оставшиеся пять систем изготавливаются и собираются в Таиланде.

Компания Elbit Systems очень активно продвигает свою систему Atmos. Она является базой для польской САУ Kril, разработанной компанией Huta Stalowa Wola. Модернизированная орудийная система была установлена на грузовое шасси Jelcz 6x6, специально разработанное для Kryl, что гарантирует возможность транспортировки самолетом C-130. Сухая масса системы составляет около 19 тонн; поставка первых систем была намечена на середину 2015 года. В настоящее время заказано 24 серийных системы Kryl (дивизионный комплект, три батареи по восемь орудий) с первыми поставками, ожидаемыми в 2017 году. Для индийской заявки компания Elbit Systems объединилась с Bharat Forge, но, как и все другие претенденты ожидает опубликования запроса предложений. 18 систем Atmos уже состоят на вооружении Румынии, там они были установлены на румынское шасси 26.360 DFAEG 6x6 и получили имя Atrom. Головным подрядчиком по этим системам является румынская компания Aerostar SA of Romania. САУ Atmos не принята на вооружение израильской армии, но состоит на вооружении нескольких стран. Азербайджан купил пять систем, Камерун 18, Уганда 6 и Таиланд 6 с возможностью дополнительных заказов. Глядя на успешное развитие мобильных систем, китайская компания Norinco разработала собственную 155-мм систему SH1, представленную в 2007 году. Она базируется на шасси 6x6 с огромным задним сошником с гидравлическим приводом. В гаубице установлена система автономного ориентирования, радар измерения начальной скорости, автоматизированная СУО и полуавтоматическая система заряжания. Система в основном разработана для продажи за рубеж, но на нее на сегодняшний день не получено ни одного заказа.


Стремясь остаться в тренде, китайская компания Norinco разработала гаубицу SH1, которая пока еще не сыскала заказов на экспортном рынке

Одной из первых компаний, установивших 105-мм буксируемую пушку на шасси грузовика, стала Югоимпорт. Эта система получила обозначение M09. Она базируется на шасси 6x6 с установленной впереди бронированной пятиместной кабиной, которая имеет уровень защиты, соответствующий 1 уровню STANAG. Артиллерийская часть представляет собой доработку буксируемой гаубицы M56A1 со стволом 105/33, которую компания Югоимпорт уже не производит. Это позволяет стрелять всеми боеприпасами, разработанными для американской гаубицы M101. Максимальная дальнобойность составляет 15 км при стрельбе осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности и 18 км при стрельбе снарядом с донным газогенератором. Заряжание ручное, также как опускание двух основных опор, установленных перед двумя задними мостами, и двух дополнительных опор в задней части. Щиток обеспечивает частичную защиту расчета орудия от баллистических угроз. Боеприпасы уложены в двух бронированных ящиках, установленных позади кабины. СУО этой установки позволяет быстро открыть ответный огонь. Боевая масса СГ M09 составляет 12 тонн.

Опытный образец САУ EVO-105, разработанный южнокорейской компанией Samsung Techwin, был показан в конце 2011 года. На шасси была установлена верхняя часть от американской буксируемой гаубицы M101. Система вооружения 105-мм/22 калибр может стрелять только назад. Мобильная САУ оборудована такой же СУО, что и гусеничная K9 Thunder. Судя по последней информации, корейской армия намерена приобрести 800 гаубиц EVO-105, установленных на пятитонное шасси KM500 6x6. Первые поставки ожидаются в 2017 году.


На выставке SOFEX 2014 была представлена мобильная артиллерийская система, состоящая из 105-мм буксируемой пушки, установленной на шасси 4х4. Ведется поэтапная доработка этой системы

На выставке SOFEX 2014 иорданская компания KADDB представила подобную систему, но на базе пушки M102 с более длинным стволом калибра 32; максимальная дальнобойность составляет 11,5 км. Она была установлена на двухосное шасси DAF 4440, которое оборудовано опорной плитой, позволяющей стрелять назад в секторе ±45°. Опорную плиту приводит в действие электрогидравлическая система (с ручной резервной ветвью), которая также является приводом вертикального наведения с углами в секторе –5°/+75°. За кабиной установлен снарядный ящик на 36 выстрелов; в положении для стрельбы опускаются два опоры за первым мостом; также для того, чтобы увеличить рабочее пространство для расчета из трех человек опускаются борта грузовика. На машине установлена навигационная GPS/инерциальная система с одометром, которая позволила во время первых огневых испытаний развернуть систему за три с половиной минуты и покинуть позицию через 45 секунд после последнего выстрела. Первый этап в настоящее время уже завершен, а в иорданскую армию первый прототип поставлен для оценочных испытаний. На втором этапе система будет установлена на паллету для быстрой переброски с одной платформы на другую, а также интегрирована СУО. Также предполагается увеличить количество боеприпасов.



Компания Mandus Croup предлагает свою пушку 105-мм с малым откатом, установленную на шасси от Mack Defense. Mandus в настоящее время работает над рядом новых программ, среди которых 155-мм орудие с очень небольшими силами отката

Китайская компания Norinco предлагает две легкие системы SH2 и SH5 на базе одного шасси 6x6. Первая с 122-мм пушкой Д30, тогда как вторая, предназначенная для зарубежных заказчиков, вооружена пушкой 105/37. Расчет, размещающийся в передней защищенной четырехместной кабине, обслуживает пушку на задней платформе. Оборудованные автоматизированными системами навигации наведения и гидравлическими опорами в задней части, системы SH2 и SH5 могут быстро занять, отстрелять и покинуть позицию (для 105-мм варианта приводится цифра 40 секунд снятия с позиции после отстрела последнего снаряда). Система SH2 имеет максимальную дальнобойность 27 км с активно-реактивным снарядом с донным газогенератором, 18 км снарядом с донной выемкой, тогда как система SH5 стреляет на 15 км снарядом с донной выемкой и на 18 км снарядом с донным газогенератором. Система может стрелять американским боеприпасом М1 на дальность до 12 км. С целью повышения тактической мобильности у шасси оба моста управляемые. Артиллерийская система SH2, скорее всего, предназначена для китайской армии, хотя не ясно, принята ли она на вооружение, в то время как относительно недорогой вариант SH5, предназначенный на экспорт, пока ждет своего заказчика.
Автор: Alex Alexeev