Закат «Халифата»
Уже ни для кого не секрет, что так называемый «халифат», создание которого провозгласил некий никому ранее не известный Аввад Ибрагим Али аль-Бадри аль-Самарраи, последние годы своей жизни проведший в США и ныне более известный под псевдонимом Абу Бакр аль-Багдади, является не более чем очень грамотно построенным проектом, изначально призванным заменить существующую государственную систему в Сирии.
После того, как в 2013 году аль-Багдади удивительным и совсем не шариатским образом назначил себя «халифом» и призвал всех правоверных совершить хиджру (переселение) на территории, контролируемые халифатом, казалось, что его псевдогосударство приобрело долговременную перспективу. На призыв аль-Багдади откликнулись, по имеющимся данным, свыше 45 тысяч человек мусульманского вероисповедания, проживавших по всему миру, от США и Европы до Нигерии. По состоянию на 2014 год «халифат» ИГИЛ занимал площадь свыше 30 тысяч квадратных километров, что составляет территорию Бельгии, а, по некоторым оценкам, его размеры достигли площади Великобритании. На землях «халифата» оказались проживающими 8 миллионов человек. При этом безопасность «халифата» обеспечивают закаленные в боях и многочисленные боевики, в своей основе пришлые, способные успешно воевать с регулярными армиями. В то же время основное население, за исключением 45 тысяч новоприбывших, составляют местные жители.
Было бы ошибкой считать, что террористическая группировка ИГИЛ сплошь состоит из воинствующих садистов и психопатов, наслаждающихся чудовищными картинами массовых казней, сжиганий, обезглавливаний и работорговли. Конечно, они есть, и их немало, однако они составляют низовое звено и используются в основном для поддержания послушания населения и устрашения противников. А в целом устройство «халифата», благодаря эффективному менеджменту аль-Багдади, приобрело вполне государственные очертания: в нем созданы государственные институты власти, полиция, судопроизводство, основанные на трактовках шариата и поддерживающие порядок с применением леденящих кровь наказаний. В нем даже обеспечиваются социальные гарантии, образование (правда, исключительно теологическое) и поддержка переселенцев, причем за счет созданной в нем системы налогообложения.
В этом главное отличие ИГИЛ от его антагониста — Аль-Каиды. В то время как Аль-Каида предпочитает теневую деятельность, создавая законспирированные ячейки в разных странах и ведя тайные переговоры со своими сторонниками, ИГИЛ выступает в рекламно-кричащем стиле, выдавая любой, даже незначительный успех за показатель укрепления своего могущества и государственности.
Например, практически незаметным прошло фактическое слияние Аль-Каиды с движением Талибан, что, несомненно, усилило обе и без того мощные группировки. Главарь Аль-Каиды Айман аз-Завахири как представитель старой террористической школы ограничился лишь распространением своего аудиообращения с присягой лидеру талибов Мансуру Ахтару. В это же время ИГИЛ широко рекламирует присягу боевиков «Боко Харам» и части ливийских племенных бандгруппировок, а также, хоть и гораздо скромнее, одиночные присяги главарей практически уничтоженных боевиков северокавказкого бандподполья.
Справедливости ради надо отметить, что на начальном этапе Аль-Каида оперировала аналогичными сценами насилия и жутких казней, достаточно вспомнить деятельность ее боевиков в Ираке после падения режима Саддама Хусейна. Однако сейчас Аль-Каида, в отличие от ИГИЛ, старается «завоевать умы и сердца», в то время как аль-Багдади в типично американском стиле сделал ставку на внешние атрибуты государственности, воплощенные в его «халифате». И, разумеется, он предлагает людям не только ужасающие жестокости и непрерывные боестолкновения — «халифат» оперирует куда более миролюбивыми понятиями для своих адептов.
В сложившейся в Сирии и в Ираке обстановке анархии и насилия, именно «халифат» предлагает тем, кто не приемлет светскую модель государства (в основном, радикальным мусульманам, придерживающимся сугубо шариатской модели) гарантированную безопасность, социальную защищенность и удовлетворение основных экономических потребностей при сохранении любым путем старательно пропагандируемого благочестия. Конечно, многие из тех, кто оказался под властью «халифата», не имеют никакого другого выбора, зато приверженцы шариатского устройства в вопросах жизнедеятельности «халифата» проявляют завидную активность, воодушевляясь своей почетной миссией восстановления исторической справедливости времен Праведных Халифов и видя в Абу Бакре аль-Багдади «амира аль-муминин», то есть, настоящего повелителя правоверных.
После того, как в 2013 году аль-Багдади удивительным и совсем не шариатским образом назначил себя «халифом» и призвал всех правоверных совершить хиджру (переселение) на территории, контролируемые халифатом, казалось, что его псевдогосударство приобрело долговременную перспективу. На призыв аль-Багдади откликнулись, по имеющимся данным, свыше 45 тысяч человек мусульманского вероисповедания, проживавших по всему миру, от США и Европы до Нигерии. По состоянию на 2014 год «халифат» ИГИЛ занимал площадь свыше 30 тысяч квадратных километров, что составляет территорию Бельгии, а, по некоторым оценкам, его размеры достигли площади Великобритании. На землях «халифата» оказались проживающими 8 миллионов человек. При этом безопасность «халифата» обеспечивают закаленные в боях и многочисленные боевики, в своей основе пришлые, способные успешно воевать с регулярными армиями. В то же время основное население, за исключением 45 тысяч новоприбывших, составляют местные жители.
Было бы ошибкой считать, что террористическая группировка ИГИЛ сплошь состоит из воинствующих садистов и психопатов, наслаждающихся чудовищными картинами массовых казней, сжиганий, обезглавливаний и работорговли. Конечно, они есть, и их немало, однако они составляют низовое звено и используются в основном для поддержания послушания населения и устрашения противников. А в целом устройство «халифата», благодаря эффективному менеджменту аль-Багдади, приобрело вполне государственные очертания: в нем созданы государственные институты власти, полиция, судопроизводство, основанные на трактовках шариата и поддерживающие порядок с применением леденящих кровь наказаний. В нем даже обеспечиваются социальные гарантии, образование (правда, исключительно теологическое) и поддержка переселенцев, причем за счет созданной в нем системы налогообложения.
В этом главное отличие ИГИЛ от его антагониста — Аль-Каиды. В то время как Аль-Каида предпочитает теневую деятельность, создавая законспирированные ячейки в разных странах и ведя тайные переговоры со своими сторонниками, ИГИЛ выступает в рекламно-кричащем стиле, выдавая любой, даже незначительный успех за показатель укрепления своего могущества и государственности.
Например, практически незаметным прошло фактическое слияние Аль-Каиды с движением Талибан, что, несомненно, усилило обе и без того мощные группировки. Главарь Аль-Каиды Айман аз-Завахири как представитель старой террористической школы ограничился лишь распространением своего аудиообращения с присягой лидеру талибов Мансуру Ахтару. В это же время ИГИЛ широко рекламирует присягу боевиков «Боко Харам» и части ливийских племенных бандгруппировок, а также, хоть и гораздо скромнее, одиночные присяги главарей практически уничтоженных боевиков северокавказкого бандподполья.
Справедливости ради надо отметить, что на начальном этапе Аль-Каида оперировала аналогичными сценами насилия и жутких казней, достаточно вспомнить деятельность ее боевиков в Ираке после падения режима Саддама Хусейна. Однако сейчас Аль-Каида, в отличие от ИГИЛ, старается «завоевать умы и сердца», в то время как аль-Багдади в типично американском стиле сделал ставку на внешние атрибуты государственности, воплощенные в его «халифате». И, разумеется, он предлагает людям не только ужасающие жестокости и непрерывные боестолкновения — «халифат» оперирует куда более миролюбивыми понятиями для своих адептов.
В сложившейся в Сирии и в Ираке обстановке анархии и насилия, именно «халифат» предлагает тем, кто не приемлет светскую модель государства (в основном, радикальным мусульманам, придерживающимся сугубо шариатской модели) гарантированную безопасность, социальную защищенность и удовлетворение основных экономических потребностей при сохранении любым путем старательно пропагандируемого благочестия. Конечно, многие из тех, кто оказался под властью «халифата», не имеют никакого другого выбора, зато приверженцы шариатского устройства в вопросах жизнедеятельности «халифата» проявляют завидную активность, воодушевляясь своей почетной миссией восстановления исторической справедливости времен Праведных Халифов и видя в Абу Бакре аль-Багдади «амира аль-муминин», то есть, настоящего повелителя правоверных.
Автор: neo2015