Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Первая мировая война поспособствовала появлению и развитию различных видов военной техники и вооружений. К примеру, большое распространение получили самолеты, а вслед за ними и зенитная артиллерия. К началу войны уже существовали орудия, предназначенные для стрельбы по воздушным целям, а также бронеавтомобили. Кроме того, предпринимались попытки создать броневик с зенитным оружием. В нашей стране подобные работы начались во второй половине 1914 года и завершились принятием на вооружение нескольких новых боевых машин.
Следует отметить, история отечественной самоходной зенитной артиллерии могла начаться значительно раньше. Еще в 1911 году немецкие инженеры предложили проект зенитной самоходки на базе полуторатонного грузовика, в кузове которого установили 65-мм противоаэростатную пушку. Этот проект привлек внимание специалистов всей Европы. Среди прочих новой машиной заинтересовались российские военные. Вскоре по их инициативе начались переговоры о продаже некоторого количества самоходок, которые планировалось испытать на российских полигонах. Тем не менее, договор не был подписан и Российская Империя не получила ни одной перспективной машины. Как следствие, работы в многообещающем направлении остановились, не успев начаться.
К 1913 году был разработан первый отечественный проект противоаэростатного орудия калибра 76,2 мм. Проект получил одобрение Главного артиллерийского управления, после чего всю документацию передали на Путиловский завод. Специалисты завода во главе с Ф.Ф. Лендером должны были завершить разработку проекта и довести его до серийного производства. К концу 1914 года Путиловский завод изготовил несколько опытных пушек, которые зимой 15-го использовались в испытаниях.
Броневик "Руссо-Балт Тип Т" в боевом положении. Фото Wikimedia Commons
За несколько месяцев до начала испытаний, в августе 1914 года, армия заказала Путиловскому заводу 12 перспективных орудий. Уже к этому времени военные решили, что пушки следует монтировать на самоходных шасси. К декабрю 14-го был разработан проект бронеавтомобиля, который предполагалось оснащать новой пушкой. В создании броневика участвовал штабс-капитан В.В. Тарновский. Ранее этот специалист стал инициатором работ по противоаэростатной пушке. Теперь планировалось использовать его знания и опыт в разработке броневика для этого орудия.
С учетом характеристик пушки было решено использовать шасси грузового автомобиля. Специально для строительства зенитных броневиков заводу «Руссо-Балт» заказали несколько шасси «Тип Т». Эти пятитонные грузовики наиболее полно отвечали требованиям конструкторов. Кроме того, было решено заказать несколько машин «Тип М» для использования в качестве подвозчиков боеприпасов. В дальнейшем зенитные броневики именовались по названию базового шасси и остались в истории под именем «Руссо-Балт Тип Т».
Строить новый броневик планировалось по классической схеме. Имеющееся шасси предлагалось оснастить оригинальным бронекорпусом и орудийной установкой. При этом машина должна была получить частичное бронирование. Броня должна была полностью закрывать моторный отсек и кабину водителя. Кузов с орудием, в свою очередь, планировалось прикрыть металлическими бортами без иной защиты. По-видимому, авторы проекта считали, что броневик будет работать на некотором удалении от переднего края и поэтому не нуждается в полноценной защите. Кроме того, строительство крупного закрытого корпуса могло привести к перегрузке шасси с соответствующими негативными последствиями для характеристик машины.
Базовое шасси «Тип Т» имело рамную архитектуру и колесную формулу 4х2. В передней части рамы крепился бензиновый двигатель мощностью 65 л.с. Двигатель и задняя ведущая ось соединялись механической трансмиссией с цепной передачей. Ходовая часть была построена на основе двух мостов с подвеской на листовых рессорах. Для улучшения проходимости ободы задних колес были расширены. При переделке грузовика в бронеавтомобиль изменялось размещение топливного бака. Для защиты от попаданий эти агрегаты переносились в кабину и устанавливались под сиденьями.
Полное бронирование получили только моторный отсек и кабина водителя. Задняя площадка имела только откидные борта. Бронекорпус собирался из броневых листов толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались на каркас. По другим данным, бронелисты корпуса имели толщину 3,5 мм.
20 марта батарею отправили на фронт, где она участвовала в боях до 1917 года. Первая известная победа батареи состоялась 30 мая 15-го. В этот день зенитчикам батареи, стоявшей в районе города Пултуск, удалось сбить один немецкий самолет. Другой примечательный день в истории батареи – 12 июня 1916 года. Прикрывая подразделения 5-й армии, батарея подверглась налету десяти вражеских самолетов. Усилиями артиллеристов этот вылет стал последним для трех аэропланов противника.
Судьба 1-й отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту отслеживается только до 1917 года. После этого информация о дальнейшей судьбе соединения отсутствует. Вероятно, в связи с политическими и социальными изменениями в стране батарея, как и некоторые другие подразделения армии, была расформирована. Дальнейшая судьба четырех зенитных броневиков и такого же количества «зарядных ящиков» тоже неизвестна. Они могли участвовать в гражданской войне или достаться противнику в качестве трофеев, но точные данные на этот счет отсутствуют.
Машины «Руссо-Балт Тип Т» стали первыми зенитными бронеавтомобилями в российских вооруженных силах. В дальнейшем были созданы несколько других машин этого класса, которые с переменным успехом применялись на фронтах. Позже на смену зенитным броневикам пришла иная военная техника со схожими боевыми задачами. В результате грузовик с противоаэростатной пушкой стал прародителем нового направления в развитии военной техники, развитие которого продолжается до сих пор.
По материалам:
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Следует отметить, история отечественной самоходной зенитной артиллерии могла начаться значительно раньше. Еще в 1911 году немецкие инженеры предложили проект зенитной самоходки на базе полуторатонного грузовика, в кузове которого установили 65-мм противоаэростатную пушку. Этот проект привлек внимание специалистов всей Европы. Среди прочих новой машиной заинтересовались российские военные. Вскоре по их инициативе начались переговоры о продаже некоторого количества самоходок, которые планировалось испытать на российских полигонах. Тем не менее, договор не был подписан и Российская Империя не получила ни одной перспективной машины. Как следствие, работы в многообещающем направлении остановились, не успев начаться.
К 1913 году был разработан первый отечественный проект противоаэростатного орудия калибра 76,2 мм. Проект получил одобрение Главного артиллерийского управления, после чего всю документацию передали на Путиловский завод. Специалисты завода во главе с Ф.Ф. Лендером должны были завершить разработку проекта и довести его до серийного производства. К концу 1914 года Путиловский завод изготовил несколько опытных пушек, которые зимой 15-го использовались в испытаниях.
Броневик "Руссо-Балт Тип Т" в боевом положении. Фото Wikimedia Commons
За несколько месяцев до начала испытаний, в августе 1914 года, армия заказала Путиловскому заводу 12 перспективных орудий. Уже к этому времени военные решили, что пушки следует монтировать на самоходных шасси. К декабрю 14-го был разработан проект бронеавтомобиля, который предполагалось оснащать новой пушкой. В создании броневика участвовал штабс-капитан В.В. Тарновский. Ранее этот специалист стал инициатором работ по противоаэростатной пушке. Теперь планировалось использовать его знания и опыт в разработке броневика для этого орудия.
С учетом характеристик пушки было решено использовать шасси грузового автомобиля. Специально для строительства зенитных броневиков заводу «Руссо-Балт» заказали несколько шасси «Тип Т». Эти пятитонные грузовики наиболее полно отвечали требованиям конструкторов. Кроме того, было решено заказать несколько машин «Тип М» для использования в качестве подвозчиков боеприпасов. В дальнейшем зенитные броневики именовались по названию базового шасси и остались в истории под именем «Руссо-Балт Тип Т».
Строить новый броневик планировалось по классической схеме. Имеющееся шасси предлагалось оснастить оригинальным бронекорпусом и орудийной установкой. При этом машина должна была получить частичное бронирование. Броня должна была полностью закрывать моторный отсек и кабину водителя. Кузов с орудием, в свою очередь, планировалось прикрыть металлическими бортами без иной защиты. По-видимому, авторы проекта считали, что броневик будет работать на некотором удалении от переднего края и поэтому не нуждается в полноценной защите. Кроме того, строительство крупного закрытого корпуса могло привести к перегрузке шасси с соответствующими негативными последствиями для характеристик машины.
Базовое шасси «Тип Т» имело рамную архитектуру и колесную формулу 4х2. В передней части рамы крепился бензиновый двигатель мощностью 65 л.с. Двигатель и задняя ведущая ось соединялись механической трансмиссией с цепной передачей. Ходовая часть была построена на основе двух мостов с подвеской на листовых рессорах. Для улучшения проходимости ободы задних колес были расширены. При переделке грузовика в бронеавтомобиль изменялось размещение топливного бака. Для защиты от попаданий эти агрегаты переносились в кабину и устанавливались под сиденьями.
Полное бронирование получили только моторный отсек и кабина водителя. Задняя площадка имела только откидные борта. Бронекорпус собирался из броневых листов толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались на каркас. По другим данным, бронелисты корпуса имели толщину 3,5 мм.
20 марта батарею отправили на фронт, где она участвовала в боях до 1917 года. Первая известная победа батареи состоялась 30 мая 15-го. В этот день зенитчикам батареи, стоявшей в районе города Пултуск, удалось сбить один немецкий самолет. Другой примечательный день в истории батареи – 12 июня 1916 года. Прикрывая подразделения 5-й армии, батарея подверглась налету десяти вражеских самолетов. Усилиями артиллеристов этот вылет стал последним для трех аэропланов противника.
Судьба 1-й отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту отслеживается только до 1917 года. После этого информация о дальнейшей судьбе соединения отсутствует. Вероятно, в связи с политическими и социальными изменениями в стране батарея, как и некоторые другие подразделения армии, была расформирована. Дальнейшая судьба четырех зенитных броневиков и такого же количества «зарядных ящиков» тоже неизвестна. Они могли участвовать в гражданской войне или достаться противнику в качестве трофеев, но точные данные на этот счет отсутствуют.
Машины «Руссо-Балт Тип Т» стали первыми зенитными бронеавтомобилями в российских вооруженных силах. В дальнейшем были созданы несколько других машин этого класса, которые с переменным успехом применялись на фронтах. Позже на смену зенитным броневикам пришла иная военная техника со схожими боевыми задачами. В результате грузовик с противоаэростатной пушкой стал прародителем нового направления в развитии военной техники, развитие которого продолжается до сих пор.
По материалам:
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Glenn Witcher