Африканский «халифат». Северная Нигерия идёт по стопам Ближнего Востока
Кровопролитная война на Ближнем Востоке, развязанная при прямой поддержке США и стран Персидского залива религиозными экстремистами, вытесняет на второй план события на Африканском континенте. Между тем и там наблюдается невиданная по сравнению с предыдущими десятилетиями и даже столетиями активизация религиозных радикалов. Фактически в Африке давно открыт не менее мощный, чем в Сирии, Ираке или Афганистане, фронт вооруженной борьбы исламских фундаменталистов.
Как и на Ближнем Востоке, в Африке активна международная организация «Исламское государство» и ее региональные союзники и последователи. Стратегическая цель этой организации на Африканском континенте — опять же «возвращение мусульманских земель» и создание халифата на огромной территории, включающей в себя Судан, Эфиопию, Сомали, Эритрею, Кению, Уганду, Чад, Нигерию. Религиозные радикалы особенно активны в тех странах, где проходит линия раздела между территориями распространения ислама и христианства, или традиционных верований. Как известно, границы в Африке устанавливались искусственно — по границам бывших колоний европейских держав, что не предполагало учета действительных исторических, социально-демографических, социокультурных особенностей африканских стран. В результате в одном государстве оказывались христиане и мусульмане, кардинально отличавшиеся друг от друга по образу жизни и мировоззрению. Религиозные различия усугублялись этническими, а этнические — экономической конкуренцией. Не только представители разных религий, но и враждовавшие друг с другом народы оказывались объединены в рамках одних государств и были вынуждены пытаться строить совместную жизнь, что почти никогда не получалось без большой крови. Практически везде, где в пределах одного государства проходила «линия культурного разлома», после деколонизации наблюдались конфликты, выраставшие в лучшем случае в вялотекущее политическое противостояние с периодическими массовыми беспорядками и терактами, а в худшем случае — в кровопролитные гражданские войны, жертвами которых оказывались сотни тысяч человек. Разумеется, этнические и религиозные противоречия на континенте стимулировались и поддерживались заинтересованными третьими сторонами. Некогда ими были США, СССР, КНР — каждая из этих стран вела собственную военно-политическую игру в Африке. Сейчас многократно усилился фактор исламского радикализма, за спиной которого стоят нефтяные монархии Персидского залива и те же Соединенные Штаты Америки.
Нигерия — христианско-мусульманская страна
До 1990-х гг. основной территорией активной деятельности исламских фундаменталистов оставалась Северная Африка, в первую очередь — Алжир. К югу от Сахары наиболее активно фундаменталисты проявляли себя в Сомали. Однако в 2000-е гг. ситуация стала стремительно меняться, что было связано как с продолжающейся исламизацией «Черного континента», так и с радикализацией мусульманского населения Африки, в особенности — в тех странах, где мусульмане не составляли большинства населения и были вынуждены соседствовать в рамках одного государства с христианами или приверженцами традиционных верований. Новой зоной влияния радикальных исламистов стала Западная Африка, в первую очередь — Нигерия. К концу 1990-х гг. Нигерия превратилась и в одну из наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении стран Африканского континента. Высокие показатели экономического роста, вызванные ростом цен на нефть, способствовали улучшению экономического положения страны. Произошел и переход от военных диктатур, периодически сменявших друг друга на протяжении 1960-х — 1990-х гг., к гражданскому правлению. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивалась страна в сфере политического управления (а это трайбализм, коррупция, злоупотребления властью и прочие вполне обыденные для Африки явления), Нигерия оставалась одной из наиболее развитых и стабильных стран континента. Однако в 2000-е гг. ситуация стала меняться в худшую сторону. И причиной тому стал как раз тот «культурный разлом», о котором мы писали выше. По численности населения Нигерия занимает первое место в Африке и седьмое место в мире, обогнав, в том числе, и Россию. В стране проживает более 180 млн. человек. Это представители 250 народов и племен, среди которых наиболее многочисленны йоруба, составляющие 21% населения страны, игбо (18%), хауса и фульбе (вместе — 29% населения). Население страны практически поровну делится на мусульман и христиан. Ислам исповедует около 50% нигерийцев, 40% являются христианами и 10% — последователями местных традиционных верований (последние в политическом отношении больше тяготеют к христианам). Естественно, что такая пропорция мусульман и христиан в населении страны значительно усложняет межконфессиональный диалог. Тем более, что религиозные различия в стране совпадают с этническими и географическими. Процесс распространения основных мировых религий — христианства и ислама — осуществлялся в Нигерии двумя путями. Христианство принесли в страну европейские миссионеры, высаживавшиеся вместе с торговцами и колонизаторами на побережье Гвинейского залива — на юге Нигерии. Поэтому южные и восточные районы страны и стали регионом наибольшего распространения христианства. Христианство исповедуют народы йоруба, игбо, иджо, ибибио и многие другие. 20 млн. нигерийцев исповедуют англиканство, еще 20 млн. католицизм, более 18 млн. являются последователями различных течений пятидесятничества. Ислам является господствующей религией в Северной и Западной Нигерии. Его исповедуют практически все представители народов хауса, фульбе, канури, сонгай. В 12 северных и западных штатах Нигерии действуют законы шариата, причем 9 штатов являются полностью шариатскими, а еще в трех шариат утвержден в районах компактного проживания мусульман. Утверждение шариата в северных штатах началось с того, что в 1999 г. губернатор штата Замфара Ахмад Руфаи Сани выступил за введение шариатских правовых норм на государственном уровне. В настоящее время шариатское законодательство действует в штатах Замфара, Кано, Сокото, Кацина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе. В штатах Кадуна, Нигер и Гомбе шариат действует в районах компактного проживания мусульманского населения.
«Фульбский джихад» и исламизация Северной Нигерии
Распространение ислама осуществлялось «сухопутным» путем — с северо-запада, с исламизированных ранее территорий Западной Африки, на территорию современной Нигерии прибывали сначала отдельные мусульмане — странствующие дервиши, торговцы. Однако наиболее активно исламизация народов Северной Нигерии стала проходить после так называемого «фульбского джихада». «Фульбским джихадом» называют религиозно-политическое движение, приведшее к настоящей революции в Западной Африке. У его истоков стоял шейх суфийского тариката (религиозно-мистического ордена) Кадирийя Осман дан Фодио (1754-1817) — этнический фульбе по национальности. Будучи знаменитым в регионе мусульманским ученым, дан Фодио создал религиозную общину в городе Дегеле, на протяжении двадцати лет развивая ее и превращая в центр исламской культуры. Однако в 1802 г. правитель хаусанского государства Гобир, на территории которого находился город Дегель, принял решение ликвидировать его автономию и убить дан Фодио. Шейх со своими соратниками бежали на запад, в Гуду, где получили поддержку со стороны кочевников — фульбе.
Османа дан Фодио провозгласили амир-аль-муминином — повелителем правоверных в Гуду. Ему удалось создать многочисленную армию из числа своих последователей — преимущественно фульбе по национальности, после чего началось восстание против языческих государств хауса. Войскам Османа дан Фодио удалось одерживать победу за победой над армиями царей хауса, поскольку фульбе, кочевой народ, имели сильную кавалерию и могли прекрасно сражаться в конном строю. Кроме того, джихад активно поддержали крестьянские массы хауса, которым надоело терпеть притеснения со стороны царей — соплеменников. Пропаганда Османа дан Фодио носила не только религиозный, но и социальный характер. Шейх обвинял царей хауса, в том числе и тех из них, кто формально считался мусульманином, в несоблюдении шариата. Несправедливость, царившая в хаусанских государствах, по мнению дан Фодио являлась результатом «неверия» их правителей. Народным массам подобные проповеди шейха были близки и численность его сторонников постоянно росла, а подконтрольная восставшим территория расширялась. В результате, власть царей хауса пала, а на территории современной Северной Нигерии был создан султанат Сокото. Во главе него встал Осман дан Фодио, а после его смерти титул «повелителя мусульман» получил Мохаммаду Белло — сын дан Фодио. В годы его правления продолжалось дальнейшее расширение владений султаната Сокото. В частности, были покорены все государства хауса, часть Нупе и Илорина.
Правитель султаната носил титул халифа, а его губернаторы считались эмирами. В Сокото был установлен шариат. После британского завоевания Нигерии колонизаторы не стали упразднять существовавшую систему феодальных государств, поэтому султаны Сокото сохраняли номинальную власть над своими территориями, как и подчиненные им эмиры продолжали властвовать в своих городах и областях. После провозглашения независимости Нигерии султан Сокото потерял реальную политическую власть, но до сих пор остается номинальным главой мусульман Нигерии. Именно в результате джихада фульбе и последующего создания султаната Сокото была исламизирована территория Северной и Северо-Западной Нигерии. В настоящее время, несмотря на то, что Нигерия является светским государством, на территории ее северных штатов действуют законы шариата. Более того — порядки в Северной Нигерии очень жесткие, сравнимые с саудовскими или сомалийскими. Периодически в Северной Нигерии вспыхивают погромы христианского населения. Межконфессиональные противоречия отражаются и на политической жизни страны, для которой характерно противостояние северных и южных кланов. Конечно, мусульманам и христианам Нигерии было бы лучше жить в отдельных государствах, учитывая их практически равную численность и исторические противоречия, но пока Нигерия остается единым государством, религиозно-политическая ситуация здесь далека от стабильности.
Практически сразу после провозглашения независимости страны усилилась борьба между мусульманами и христианами. Северные штаты хотели жить по собственным законам, установив шариатский порядок на своих территориях. Однако это неминуемо влекло за собой притеснения христианского меньшинства, проживавшего на территории северных штатов. Рост религиозно-политической напряженности в северных штатах был вызван, в первую очередь, причинами социально-экономического характера. Север Нигерии является гораздо более замкнутым и консервативным регионом, нежели Юг, имеющий выход к морю и воспринимающий западную культуру и западный образ жизни. Во многих северонигерийских штатах жизнь практически остановилась. Географическое положение Северной Нигерии, характеризующееся отсутствием выхода к морю и сложными климатическими условиями, также оказывает влияние на экономическое положение этого региона, являющегося беднейшим в стране. Как известно, Северная Нигерия — это зона Сахеля, одной из главных проблем которого является постепенное опустынивание в результате наступления сахарских песков и увеличивающейся частоты засух. Опустынивание сгоняет крестьян с земель, создает препятствия для земледелия и скотоводства и, в конечном итоге, способствует концентрации огромных масс маргинализованных людей в городах.
Как и на Ближнем Востоке, в Африке активна международная организация «Исламское государство» и ее региональные союзники и последователи. Стратегическая цель этой организации на Африканском континенте — опять же «возвращение мусульманских земель» и создание халифата на огромной территории, включающей в себя Судан, Эфиопию, Сомали, Эритрею, Кению, Уганду, Чад, Нигерию. Религиозные радикалы особенно активны в тех странах, где проходит линия раздела между территориями распространения ислама и христианства, или традиционных верований. Как известно, границы в Африке устанавливались искусственно — по границам бывших колоний европейских держав, что не предполагало учета действительных исторических, социально-демографических, социокультурных особенностей африканских стран. В результате в одном государстве оказывались христиане и мусульмане, кардинально отличавшиеся друг от друга по образу жизни и мировоззрению. Религиозные различия усугублялись этническими, а этнические — экономической конкуренцией. Не только представители разных религий, но и враждовавшие друг с другом народы оказывались объединены в рамках одних государств и были вынуждены пытаться строить совместную жизнь, что почти никогда не получалось без большой крови. Практически везде, где в пределах одного государства проходила «линия культурного разлома», после деколонизации наблюдались конфликты, выраставшие в лучшем случае в вялотекущее политическое противостояние с периодическими массовыми беспорядками и терактами, а в худшем случае — в кровопролитные гражданские войны, жертвами которых оказывались сотни тысяч человек. Разумеется, этнические и религиозные противоречия на континенте стимулировались и поддерживались заинтересованными третьими сторонами. Некогда ими были США, СССР, КНР — каждая из этих стран вела собственную военно-политическую игру в Африке. Сейчас многократно усилился фактор исламского радикализма, за спиной которого стоят нефтяные монархии Персидского залива и те же Соединенные Штаты Америки.
Нигерия — христианско-мусульманская страна
До 1990-х гг. основной территорией активной деятельности исламских фундаменталистов оставалась Северная Африка, в первую очередь — Алжир. К югу от Сахары наиболее активно фундаменталисты проявляли себя в Сомали. Однако в 2000-е гг. ситуация стала стремительно меняться, что было связано как с продолжающейся исламизацией «Черного континента», так и с радикализацией мусульманского населения Африки, в особенности — в тех странах, где мусульмане не составляли большинства населения и были вынуждены соседствовать в рамках одного государства с христианами или приверженцами традиционных верований. Новой зоной влияния радикальных исламистов стала Западная Африка, в первую очередь — Нигерия. К концу 1990-х гг. Нигерия превратилась и в одну из наиболее динамично развивающихся в экономическом отношении стран Африканского континента. Высокие показатели экономического роста, вызванные ростом цен на нефть, способствовали улучшению экономического положения страны. Произошел и переход от военных диктатур, периодически сменявших друг друга на протяжении 1960-х — 1990-х гг., к гражданскому правлению. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкивалась страна в сфере политического управления (а это трайбализм, коррупция, злоупотребления властью и прочие вполне обыденные для Африки явления), Нигерия оставалась одной из наиболее развитых и стабильных стран континента. Однако в 2000-е гг. ситуация стала меняться в худшую сторону. И причиной тому стал как раз тот «культурный разлом», о котором мы писали выше. По численности населения Нигерия занимает первое место в Африке и седьмое место в мире, обогнав, в том числе, и Россию. В стране проживает более 180 млн. человек. Это представители 250 народов и племен, среди которых наиболее многочисленны йоруба, составляющие 21% населения страны, игбо (18%), хауса и фульбе (вместе — 29% населения). Население страны практически поровну делится на мусульман и христиан. Ислам исповедует около 50% нигерийцев, 40% являются христианами и 10% — последователями местных традиционных верований (последние в политическом отношении больше тяготеют к христианам). Естественно, что такая пропорция мусульман и христиан в населении страны значительно усложняет межконфессиональный диалог. Тем более, что религиозные различия в стране совпадают с этническими и географическими. Процесс распространения основных мировых религий — христианства и ислама — осуществлялся в Нигерии двумя путями. Христианство принесли в страну европейские миссионеры, высаживавшиеся вместе с торговцами и колонизаторами на побережье Гвинейского залива — на юге Нигерии. Поэтому южные и восточные районы страны и стали регионом наибольшего распространения христианства. Христианство исповедуют народы йоруба, игбо, иджо, ибибио и многие другие. 20 млн. нигерийцев исповедуют англиканство, еще 20 млн. католицизм, более 18 млн. являются последователями различных течений пятидесятничества. Ислам является господствующей религией в Северной и Западной Нигерии. Его исповедуют практически все представители народов хауса, фульбе, канури, сонгай. В 12 северных и западных штатах Нигерии действуют законы шариата, причем 9 штатов являются полностью шариатскими, а еще в трех шариат утвержден в районах компактного проживания мусульман. Утверждение шариата в северных штатах началось с того, что в 1999 г. губернатор штата Замфара Ахмад Руфаи Сани выступил за введение шариатских правовых норм на государственном уровне. В настоящее время шариатское законодательство действует в штатах Замфара, Кано, Сокото, Кацина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе. В штатах Кадуна, Нигер и Гомбе шариат действует в районах компактного проживания мусульманского населения.
«Фульбский джихад» и исламизация Северной Нигерии
Распространение ислама осуществлялось «сухопутным» путем — с северо-запада, с исламизированных ранее территорий Западной Африки, на территорию современной Нигерии прибывали сначала отдельные мусульмане — странствующие дервиши, торговцы. Однако наиболее активно исламизация народов Северной Нигерии стала проходить после так называемого «фульбского джихада». «Фульбским джихадом» называют религиозно-политическое движение, приведшее к настоящей революции в Западной Африке. У его истоков стоял шейх суфийского тариката (религиозно-мистического ордена) Кадирийя Осман дан Фодио (1754-1817) — этнический фульбе по национальности. Будучи знаменитым в регионе мусульманским ученым, дан Фодио создал религиозную общину в городе Дегеле, на протяжении двадцати лет развивая ее и превращая в центр исламской культуры. Однако в 1802 г. правитель хаусанского государства Гобир, на территории которого находился город Дегель, принял решение ликвидировать его автономию и убить дан Фодио. Шейх со своими соратниками бежали на запад, в Гуду, где получили поддержку со стороны кочевников — фульбе.
Османа дан Фодио провозгласили амир-аль-муминином — повелителем правоверных в Гуду. Ему удалось создать многочисленную армию из числа своих последователей — преимущественно фульбе по национальности, после чего началось восстание против языческих государств хауса. Войскам Османа дан Фодио удалось одерживать победу за победой над армиями царей хауса, поскольку фульбе, кочевой народ, имели сильную кавалерию и могли прекрасно сражаться в конном строю. Кроме того, джихад активно поддержали крестьянские массы хауса, которым надоело терпеть притеснения со стороны царей — соплеменников. Пропаганда Османа дан Фодио носила не только религиозный, но и социальный характер. Шейх обвинял царей хауса, в том числе и тех из них, кто формально считался мусульманином, в несоблюдении шариата. Несправедливость, царившая в хаусанских государствах, по мнению дан Фодио являлась результатом «неверия» их правителей. Народным массам подобные проповеди шейха были близки и численность его сторонников постоянно росла, а подконтрольная восставшим территория расширялась. В результате, власть царей хауса пала, а на территории современной Северной Нигерии был создан султанат Сокото. Во главе него встал Осман дан Фодио, а после его смерти титул «повелителя мусульман» получил Мохаммаду Белло — сын дан Фодио. В годы его правления продолжалось дальнейшее расширение владений султаната Сокото. В частности, были покорены все государства хауса, часть Нупе и Илорина.
Правитель султаната носил титул халифа, а его губернаторы считались эмирами. В Сокото был установлен шариат. После британского завоевания Нигерии колонизаторы не стали упразднять существовавшую систему феодальных государств, поэтому султаны Сокото сохраняли номинальную власть над своими территориями, как и подчиненные им эмиры продолжали властвовать в своих городах и областях. После провозглашения независимости Нигерии султан Сокото потерял реальную политическую власть, но до сих пор остается номинальным главой мусульман Нигерии. Именно в результате джихада фульбе и последующего создания султаната Сокото была исламизирована территория Северной и Северо-Западной Нигерии. В настоящее время, несмотря на то, что Нигерия является светским государством, на территории ее северных штатов действуют законы шариата. Более того — порядки в Северной Нигерии очень жесткие, сравнимые с саудовскими или сомалийскими. Периодически в Северной Нигерии вспыхивают погромы христианского населения. Межконфессиональные противоречия отражаются и на политической жизни страны, для которой характерно противостояние северных и южных кланов. Конечно, мусульманам и христианам Нигерии было бы лучше жить в отдельных государствах, учитывая их практически равную численность и исторические противоречия, но пока Нигерия остается единым государством, религиозно-политическая ситуация здесь далека от стабильности.
Практически сразу после провозглашения независимости страны усилилась борьба между мусульманами и христианами. Северные штаты хотели жить по собственным законам, установив шариатский порядок на своих территориях. Однако это неминуемо влекло за собой притеснения христианского меньшинства, проживавшего на территории северных штатов. Рост религиозно-политической напряженности в северных штатах был вызван, в первую очередь, причинами социально-экономического характера. Север Нигерии является гораздо более замкнутым и консервативным регионом, нежели Юг, имеющий выход к морю и воспринимающий западную культуру и западный образ жизни. Во многих северонигерийских штатах жизнь практически остановилась. Географическое положение Северной Нигерии, характеризующееся отсутствием выхода к морю и сложными климатическими условиями, также оказывает влияние на экономическое положение этого региона, являющегося беднейшим в стране. Как известно, Северная Нигерия — это зона Сахеля, одной из главных проблем которого является постепенное опустынивание в результате наступления сахарских песков и увеличивающейся частоты засух. Опустынивание сгоняет крестьян с земель, создает препятствия для земледелия и скотоводства и, в конечном итоге, способствует концентрации огромных масс маргинализованных людей в городах.
Автор: ilyaros