Куда идет надводный флот?
Новая судостроительная программа весьма оптимистична, но при условии государственной поддержки
Нынешнее состояние Военно-морского флота России подавляющим большинством экспертов характеризуется как кризисное, и в первую очередь это касается его корабельного состава. Как известно, он практически не обновлялся в течение последних 18 лет. 23 июня 2010 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий объявил, что в рамках Госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы планируется строительство 15 надводных кораблей и подводных лодок, которые будут переданы Черноморскому флоту. Таким образом, впервые после распада СССР намечено обновление целого объединения ВМФ, причем, по сообщениям из компетентных источников в ОПК и Минобороны, подобные процессы должны произойти и на остальных российских флотах. Однако что же сегодня представляет собой ВМФ РФ? Каковы перспективы развития этого вида наших Вооруженных Сил в ближайшие два десятка лет?
Но начну с того, что отмечу: история современного отечественного ВМФ неразрывно связана с именем Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Имеющиеся сегодня у Российской Федерации боевые корабли со всеми их достоинствами и недостатками были в массе своей спроектированы в тот период, когда он занимал должность главнокомандующего ВМФ СССР (рекордно долгое время - 1956-1985 годы). Они несут на себе и отпечаток воззрений этого человека на роль морской силы в обеспечении национальной безопасности страны, и следы противоречий, возникавших между флотом, судостроительной и военной промышленностью.
БЕСПОКОЙНОЕ НАСЛЕДСТВО
Что же касается оценки нынешнего состояния российского надводного военного флота, то сразу бросается в глаза его малочисленность для столь огромной страны в сочетании с исключительной разнотипностью. В составе ВМФ РФ находятся следующие корабли основных классов: один авианесущий крейсер проекта 1143.5, один (не считая стоящих у стенки собратьев) тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144, три ракетных крейсера с газотурбинными энергетическими установками проекта 1164, восемь больших противолодочных кораблей проекта 1155, один БПК проекта 1155.1 (формально он является развитием предыдущего проекта, но фактически это новый корабль), один БПК проекта 1134Б, восемь эсминцев проекта 956, такое же число сторожевых кораблей пяти (!) проектов - 61, 1135, 1154, 11661 и новейшего 20380, чаще классифицируемого как корвет; кроме того, большое количество десантных кораблей, а также кораблей и катеров других классов.
Перечисленные корабли 12 проектов оснащены четырьмя различными противокорабельными (пятью, если считать отдельно ПКРК «Базальт» и «Вулкан» на крейсерах проекта 1164), двумя противолодочными и пятью зенитными ракетными комплексами, а также прочим вооружением. Причем каждый комплекс использует собственную пусковую установку (ПУ) и систему управления огнем.
На этом фоне военно-морские силы США, с которыми традиционно сравнивают российский ВМФ, выгодно от него отличаются, имея в своем составе всего пять типов надводных кораблей основных классов: два типа авианосцев, один тип крейсеров, один - эсминцев и один - фрегатов (десантные и прочие силы, как и ранее, не учитываются). Эти корабли несут на борту стратегические крылатые ракеты, противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты одного образца, три вида зенитных ракет и другое оружие. При этом большая часть ракетного вооружения использует унифицированные пусковые установки, а точность огня эсминцев и крейсеров, составляющих основу надводного флота США, обеспечивает единая боевая информационно-управляющая система «Иджис».
Разнотипность надводных кораблей ВМФ России, отмечающаяся также и в отечественном подплаве (о чем говорилось в статье, опубликованной в № 24 «ВПК» за 2010 год), вызвана особенностями отношений между Вооруженными Силами и оборонной промышленностью СССР в позднесоветское время. В данный период наш ОПК де-факто навязывал Военно-морскому флоту спроектированные и построенные им корабли, при этом мнение заказчика (собственно флота) практически не принималось во внимание или учитывалось лишь формально. Одним из ярких последствий такого положения дел на сегодня является наличие в составе ВМФ РФ одновременно кораблей проектов 956 и 1155. Несмотря на то, что военные моряки с самого начала настаивали на строительстве унифицированных по энергетике и основному вооружению кораблей класса эсминец, было решено заложить два типа кораблей различного назначения с близкими размерениями, но абсолютно разным вооружением. Унификации удалось достичь лишь на проекте 1155.1 («Адмирал Чабаненко»), но в связи с распадом Советского Союза в строй вошел лишь один корабль этого проекта.
ОТКУДА ДУЕТ «МИСТРАЛЬ»?
Проблема развития десантных сил отечественного ВМФ в последнее время привлекает к себе пристальное внимание экспертов. Обусловлено это главным образом обсуждающейся перспективой постройки для Военно-морского флота России четырех универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль».
УДК «Мистраль», созданный по проекту BPC 160, представляет собой современный корабль так называемой проекции силы, предназначенный прежде всего для использования в локальных конфликтах. Он способен обеспечить длительное присутствие группировки морской пехоты с авиационной поддержкой на удаленном театре военных действий и высадку подразделений морпехов в том числе на необорудованное побережье с помощью десантных катеров и вертолетов. «Мистраль» также может выполнять функции корабля управления (штабного корабля) соединения, решающего миротворческие задачи, а также убедительно «демонстрировать флаг» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования его в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.
ЭСМИНЦЫ БУДУЩЕГО
Новыми кораблями этого класса предстоит заменить в составе ВМФ РФ как собственно эсминцы, так и большие противолодочные корабли. Пока информация о перспективных эсминцах для отечественного флота достаточно скудна: известно, что промышленность завершает разработку проекта корабля, который должен иметь водоизмещение порядка 10 тысяч тонн, вооружение, включающее в себя УКСК, артиллерию калибров 130-152 мм, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы ближнего боя, два вертолета и пр. Разработка проекта должна быть завершена к 2012-2013 году, тогда же, видимо, стоит ждать закладки головного корабля. С учетом современных цен можно будет считать успехом, если удастся без иностранной помощи построить в течение ближайших 20 лет 10-12 подобных кораблей, каждый из которых по своим возможностям будет соответствовать примерно 2-3 эсминцам проекта 956. Находящиеся в настоящее время в строю флота БПК и эсминцы за это время в подавляющем большинстве выйдут из строя.
ФРЕГАТЫ И КОРВЕТЫ: НАСЛЕДНИКИ СТОРОЖЕВИКОВ
О фрегатах известно больше. Как минимум, они будут двух проектов. Такое отступление от декларированного стремления к унификации вызвано тем, что новейший проект 22350 осваивается промышленностью достаточно трудно и ждать скорого выпуска нужного количества кораблей не приходится. В настоящее время, как известно, строятся два фрегата нового проекта. Головной - «Адмирал Горшков» должен войти в строй в 2011-м, второй - «Адмирал Касатонов» - в 2013-2014 годах. В результате для обновления ЧФ и, видимо, для других флотов тоже возведут корабли уже отработанного проекта 11356, который с успехом строится для ВМС Индии. Их максимально унифицируют с фрегатами нового проекта по радиоэлектронному оборудованию и вооружению: все они будут иметь УКСК и новейшие системы управления огнем, обеспечивающие им возможности западных кораблей класса «Иджис». Предполагается, что в течение ближайших 20 лет флот получит 20-24 фрегата, примерно поровну обоих проектов.
"Адмирал Горшков" выведен из бассейна цеха "Севмаша"
Новые фрегаты придут на смену устаревающим сторожевым кораблям. Смена классификации со стандартного советского СКР на западный «фрегат» вызвана возросшей многофункциональностью этих кораблей. Традиционно советские СКР были прежде всего патрульными кораблями с довольно ограниченными возможностями противодействия надводным кораблям и авиации противника. Фрегаты, вооруженные системами ПВО средней дальности и противокорабельными ракетами, обладают намного большими возможностями, а их способности противостоять подводной угрозе значительно возрастают благодаря наличию вертолетов, которых большинство советских СКР за исключением самых последних не имели.
С ростом возможностей расширяется и круг задач этих кораблей: они смогут сопровождать крупные боевые единицы флота (авианосцы, крейсера), обеспечивая их эскорт, поддерживать высадку десанта, осуществлять патрулирование территориальных вод и исключительной экономической зоны, выполнять самостоятельные задачи, например по борьбе с пиратством, патрулированию в зонах конфликтов и др.
Схожие задачи при меньших размерениях и сокращенном составе вооружения будут выполнять корветы. Головной корвет нового проекта 20380 «Стерегущий» вошел в состав флота в 2007 году и проходит испытания. В начале 2010-го был спущен на воду второй корабль этого проекта - «Сообразительный». Его ввод в строй ожидается в следующем году. В 2012-2013 годах вольются в ВМФ еще три корабля данного проекта.
Кроме того, планируется продолжение строительства кораблей проекта 20380. Начиная со следующего года, ожидается закладка корветов следующей серии, несколько усовершенствованных по сравнению с предыдущими по результатам испытаний головного корабля. Корветы проекта 20380 также являются многофункциональными боевыми кораблями с очень широкими возможностями. Начиная со второго корабля проекта («Сообразительный») они оснащаются УКСК, что в сочетании с другими огневыми средствами обеспечивает высокую огневую мощь и возможность комбинировать вооружение в зависимости от конкретной задачи.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
Обрисованное выше пополнение надводного флота ВМФ России не учитывает множества других, необходимых боевых и вспомогательных единиц, описание которых просто невозможно в рамках газетной статьи. Вместе с тем все указанные корабли должны составить костяк, основу надводного флота, его главные силы, обеспечивающие выполнение 90% его задач. Указанное количество кораблей довольно внушительное, однако нечрезмерное и при наличии политической воли и денежных вложений может быть построено на существующих российских верфях.
При этом формирование ВМФ должно стоять на одном из первых мест в числе военных приоритетов государства: растущая мощь современных флотов и их возможности по действиям против берега требуют наличия адекватного инструмента, способного парировать угрозу с моря.
Нынешнее состояние Военно-морского флота России подавляющим большинством экспертов характеризуется как кризисное, и в первую очередь это касается его корабельного состава. Как известно, он практически не обновлялся в течение последних 18 лет. 23 июня 2010 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий объявил, что в рамках Госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы планируется строительство 15 надводных кораблей и подводных лодок, которые будут переданы Черноморскому флоту. Таким образом, впервые после распада СССР намечено обновление целого объединения ВМФ, причем, по сообщениям из компетентных источников в ОПК и Минобороны, подобные процессы должны произойти и на остальных российских флотах. Однако что же сегодня представляет собой ВМФ РФ? Каковы перспективы развития этого вида наших Вооруженных Сил в ближайшие два десятка лет?
Но начну с того, что отмечу: история современного отечественного ВМФ неразрывно связана с именем Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Имеющиеся сегодня у Российской Федерации боевые корабли со всеми их достоинствами и недостатками были в массе своей спроектированы в тот период, когда он занимал должность главнокомандующего ВМФ СССР (рекордно долгое время - 1956-1985 годы). Они несут на себе и отпечаток воззрений этого человека на роль морской силы в обеспечении национальной безопасности страны, и следы противоречий, возникавших между флотом, судостроительной и военной промышленностью.
БЕСПОКОЙНОЕ НАСЛЕДСТВО
Что же касается оценки нынешнего состояния российского надводного военного флота, то сразу бросается в глаза его малочисленность для столь огромной страны в сочетании с исключительной разнотипностью. В составе ВМФ РФ находятся следующие корабли основных классов: один авианесущий крейсер проекта 1143.5, один (не считая стоящих у стенки собратьев) тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144, три ракетных крейсера с газотурбинными энергетическими установками проекта 1164, восемь больших противолодочных кораблей проекта 1155, один БПК проекта 1155.1 (формально он является развитием предыдущего проекта, но фактически это новый корабль), один БПК проекта 1134Б, восемь эсминцев проекта 956, такое же число сторожевых кораблей пяти (!) проектов - 61, 1135, 1154, 11661 и новейшего 20380, чаще классифицируемого как корвет; кроме того, большое количество десантных кораблей, а также кораблей и катеров других классов.
Перечисленные корабли 12 проектов оснащены четырьмя различными противокорабельными (пятью, если считать отдельно ПКРК «Базальт» и «Вулкан» на крейсерах проекта 1164), двумя противолодочными и пятью зенитными ракетными комплексами, а также прочим вооружением. Причем каждый комплекс использует собственную пусковую установку (ПУ) и систему управления огнем.
На этом фоне военно-морские силы США, с которыми традиционно сравнивают российский ВМФ, выгодно от него отличаются, имея в своем составе всего пять типов надводных кораблей основных классов: два типа авианосцев, один тип крейсеров, один - эсминцев и один - фрегатов (десантные и прочие силы, как и ранее, не учитываются). Эти корабли несут на борту стратегические крылатые ракеты, противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты одного образца, три вида зенитных ракет и другое оружие. При этом большая часть ракетного вооружения использует унифицированные пусковые установки, а точность огня эсминцев и крейсеров, составляющих основу надводного флота США, обеспечивает единая боевая информационно-управляющая система «Иджис».
Разнотипность надводных кораблей ВМФ России, отмечающаяся также и в отечественном подплаве (о чем говорилось в статье, опубликованной в № 24 «ВПК» за 2010 год), вызвана особенностями отношений между Вооруженными Силами и оборонной промышленностью СССР в позднесоветское время. В данный период наш ОПК де-факто навязывал Военно-морскому флоту спроектированные и построенные им корабли, при этом мнение заказчика (собственно флота) практически не принималось во внимание или учитывалось лишь формально. Одним из ярких последствий такого положения дел на сегодня является наличие в составе ВМФ РФ одновременно кораблей проектов 956 и 1155. Несмотря на то, что военные моряки с самого начала настаивали на строительстве унифицированных по энергетике и основному вооружению кораблей класса эсминец, было решено заложить два типа кораблей различного назначения с близкими размерениями, но абсолютно разным вооружением. Унификации удалось достичь лишь на проекте 1155.1 («Адмирал Чабаненко»), но в связи с распадом Советского Союза в строй вошел лишь один корабль этого проекта.
ОТКУДА ДУЕТ «МИСТРАЛЬ»?
Проблема развития десантных сил отечественного ВМФ в последнее время привлекает к себе пристальное внимание экспертов. Обусловлено это главным образом обсуждающейся перспективой постройки для Военно-морского флота России четырех универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль».
УДК «Мистраль», созданный по проекту BPC 160, представляет собой современный корабль так называемой проекции силы, предназначенный прежде всего для использования в локальных конфликтах. Он способен обеспечить длительное присутствие группировки морской пехоты с авиационной поддержкой на удаленном театре военных действий и высадку подразделений морпехов в том числе на необорудованное побережье с помощью десантных катеров и вертолетов. «Мистраль» также может выполнять функции корабля управления (штабного корабля) соединения, решающего миротворческие задачи, а также убедительно «демонстрировать флаг» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования его в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.
ЭСМИНЦЫ БУДУЩЕГО
Новыми кораблями этого класса предстоит заменить в составе ВМФ РФ как собственно эсминцы, так и большие противолодочные корабли. Пока информация о перспективных эсминцах для отечественного флота достаточно скудна: известно, что промышленность завершает разработку проекта корабля, который должен иметь водоизмещение порядка 10 тысяч тонн, вооружение, включающее в себя УКСК, артиллерию калибров 130-152 мм, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы ближнего боя, два вертолета и пр. Разработка проекта должна быть завершена к 2012-2013 году, тогда же, видимо, стоит ждать закладки головного корабля. С учетом современных цен можно будет считать успехом, если удастся без иностранной помощи построить в течение ближайших 20 лет 10-12 подобных кораблей, каждый из которых по своим возможностям будет соответствовать примерно 2-3 эсминцам проекта 956. Находящиеся в настоящее время в строю флота БПК и эсминцы за это время в подавляющем большинстве выйдут из строя.
ФРЕГАТЫ И КОРВЕТЫ: НАСЛЕДНИКИ СТОРОЖЕВИКОВ
О фрегатах известно больше. Как минимум, они будут двух проектов. Такое отступление от декларированного стремления к унификации вызвано тем, что новейший проект 22350 осваивается промышленностью достаточно трудно и ждать скорого выпуска нужного количества кораблей не приходится. В настоящее время, как известно, строятся два фрегата нового проекта. Головной - «Адмирал Горшков» должен войти в строй в 2011-м, второй - «Адмирал Касатонов» - в 2013-2014 годах. В результате для обновления ЧФ и, видимо, для других флотов тоже возведут корабли уже отработанного проекта 11356, который с успехом строится для ВМС Индии. Их максимально унифицируют с фрегатами нового проекта по радиоэлектронному оборудованию и вооружению: все они будут иметь УКСК и новейшие системы управления огнем, обеспечивающие им возможности западных кораблей класса «Иджис». Предполагается, что в течение ближайших 20 лет флот получит 20-24 фрегата, примерно поровну обоих проектов.
"Адмирал Горшков" выведен из бассейна цеха "Севмаша"
Новые фрегаты придут на смену устаревающим сторожевым кораблям. Смена классификации со стандартного советского СКР на западный «фрегат» вызвана возросшей многофункциональностью этих кораблей. Традиционно советские СКР были прежде всего патрульными кораблями с довольно ограниченными возможностями противодействия надводным кораблям и авиации противника. Фрегаты, вооруженные системами ПВО средней дальности и противокорабельными ракетами, обладают намного большими возможностями, а их способности противостоять подводной угрозе значительно возрастают благодаря наличию вертолетов, которых большинство советских СКР за исключением самых последних не имели.
С ростом возможностей расширяется и круг задач этих кораблей: они смогут сопровождать крупные боевые единицы флота (авианосцы, крейсера), обеспечивая их эскорт, поддерживать высадку десанта, осуществлять патрулирование территориальных вод и исключительной экономической зоны, выполнять самостоятельные задачи, например по борьбе с пиратством, патрулированию в зонах конфликтов и др.
Схожие задачи при меньших размерениях и сокращенном составе вооружения будут выполнять корветы. Головной корвет нового проекта 20380 «Стерегущий» вошел в состав флота в 2007 году и проходит испытания. В начале 2010-го был спущен на воду второй корабль этого проекта - «Сообразительный». Его ввод в строй ожидается в следующем году. В 2012-2013 годах вольются в ВМФ еще три корабля данного проекта.
Кроме того, планируется продолжение строительства кораблей проекта 20380. Начиная со следующего года, ожидается закладка корветов следующей серии, несколько усовершенствованных по сравнению с предыдущими по результатам испытаний головного корабля. Корветы проекта 20380 также являются многофункциональными боевыми кораблями с очень широкими возможностями. Начиная со второго корабля проекта («Сообразительный») они оснащаются УКСК, что в сочетании с другими огневыми средствами обеспечивает высокую огневую мощь и возможность комбинировать вооружение в зависимости от конкретной задачи.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
Обрисованное выше пополнение надводного флота ВМФ России не учитывает множества других, необходимых боевых и вспомогательных единиц, описание которых просто невозможно в рамках газетной статьи. Вместе с тем все указанные корабли должны составить костяк, основу надводного флота, его главные силы, обеспечивающие выполнение 90% его задач. Указанное количество кораблей довольно внушительное, однако нечрезмерное и при наличии политической воли и денежных вложений может быть построено на существующих российских верфях.
При этом формирование ВМФ должно стоять на одном из первых мест в числе военных приоритетов государства: растущая мощь современных флотов и их возможности по действиям против берега требуют наличия адекватного инструмента, способного парировать угрозу с моря.
Автор: Смирнов Вадим