Что стало причиной гибели первой европейской цивилизации?
Прочитала все материалы В. Шпаковского об оружии и доспехах древнего Эгейского мира и подумала, что будет неплохо рассказать и о других интересных моментах, связанных с историей и культурой этого региона планеты. И, в частности, о минойской культуре, предшественнице воинственного времени ахейцев и о… гибели людей минойской цивилизации, потому что фрески и письмена об этом молчат, хотя раскопки и научные изыскания продолжаются уже очень давно. Зато простые люди толпами «ломятся» на Крит, превращаясь в истинных паломников, движимых целью обязательно пройти стезю семи красивейших афинских юношей и девушек, доставляемых, как гласит легенда, на жертвенный алтарь полубыку-получеловеку Минотавру.
Маленькая реконструкция огромного дворца
Дорога в Лабиринт…
Что же толкает их в обитель монстра, находящегося на Крите, где так тесно переплелись мифы, культура и наука? Вследствие чего людей так манят места бывших жертвоприношений, произошедших много веков тому назад? И почему они тратят тут такие суммы денег, будто бы принося великую дань царю Крита – именитому правителю Миносу? И отчего, оказываясь в дворцовом комплексе Кноссос, откуда бы ни приехали туристы, главный вопрос задают именно о лабиринте: существовал подземный лабиринт Минотавра или нет? И услышав отрицательный ответ, не верят этому и с наслаждением кружат по раскопкам знаменитого Кносского дворца, воображая себя то героем-спасителем Тесеем, то английским археологом Эвансом, обнаружившим его в 1900 г. н.э.
Ритон из камня с рельефным изображением сельскохозяйственных рабочих с вилами и метлами в руках! (1500 – 1450 гг. до н.э.) Археологический музей в Ираклионе, Крит.
Таким образом, если полагаться на мнение ученых, здесь, на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры появилась первая европейская культура. Эванс дал ей название минойской по имени прославленного Миноса. Она была отмечена учеными как высочайшая в своем развитии культура человечества. Ведь минойская культура послужила основой древнегреческой. По крайней мере, более ранние культуры здесь науке не известны. Остатки ее нашли лишь в начале ХХ в. Самым знаменитым памятником этой культуры является Кносский дворец в Ираклионе. Фрески на стенах дворца раскрывают характер жизни народа, миролюбивого и очень радостного.
Золотые изображения двойного топора (1700–1600 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.
Здесь находятся и бережно сохраняются подлинники всех фресок, которые нашли во время раскопок Кносского дворца. Тут собраны и прочие, не менее существенные экспонаты Минойской культуры: керамика камарского стиля, с прозрачными, как у хорошего фарфора, стенками; резьба по камню, печати, микроскульптура, украшения из золота. Один из центральных экспонатов – фестский диск – самое первое минойское письмо, изготовленное в виде глиняного «блина» диаметром 16 сантиметров. Обе стороны диска исписаны по спирали иероглифообразными знаками. Сохранился этот диск благодаря прекрасному свойству глины: при обжиге приобретать особую прочность. Пожар, возникший в Кносском дворце, разрушил его до основания, но уникальный диск сохранился до наших времен. На обеих сторонах этого артефакта 262 символа, из них 46 – неодинаковых. Значения этих знаков теперешняя наука все еще не знает, но предполагает, что там написан культовый гимн богине-матери. В археологическом мире есть такая подходящая линия: необъяснимое объясняют ритуальным значением.
Настенная роспись в «Доме женщин» в Акротири, Санторин, Греция.
Современники Артура Эванса, мягко говоря, его бранили: технология раскопок в то время была несовершенна, а одним из главных «грехов» Эванса считают то, что стремясь уберечь древние стены дворца от пагубного влияния солнца и дождя, Эванс закреплял их бетоном; а другие, что казались более поздними, сносил, иные надстраивал, делая внешний вид дворца таким, каким он его видел, – слишком велико было желание показать Кносский дворец в виде романтических древних развалин… Хотя к чести его заметим, что сделанные находки не вывозились из Греции: это осталось в фондах музеев Крита и Афин. Эванс расходовал колоссальные собственные средства на расширение археологических изысканий. И… умер в возрасте 90 лет абсолютно счастливым – из исторического небытия он явил на «свет божий» казалось бы навсегда ушедшую культуру и представил ее всему миру.
Минойский матриархат
…Тонкая талия, яркий макияж, огромные глаза, воздушные кружева на плечах, – соблазнительное творение, элегантность и грациозность которой не испортили века, проведенные этим чудом в земле... «Это же истинная парижанка!» – вскричал один из наемных рабочих Эванса, узрев фреску с изображением юной минойской «барышни». Она действительно напомнила археологам элегантных француженок самого начала ХХ века, вот имя «парижанка» так и осталось за ней навечно.
Секира из Аркалохори – бронзовый литой обоюдоострый топор, вероятно, сакрального назначения, найденный в пещере Аркалохори греческим археологом Спиридоном Маринатосом в 1935 году. 1700 – 1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона. Крит.
Из-за этого в критской живописи отдельные искусствоведы находят первые признаки импрессионизма, и сравнивают ее утонченность с декадентством, подмечая, что импрессионистское видение критского живописца отталкивались, однако, не от пресыщенности жизнью, как на Западе, а от молодости… Глядя на «парижанку», люди делают предположения о минойской моде, отображающей стиль жизни минойского общества, где женщине была определена немалая социально-политическая роль.
Вот она – знаменитая «парижанка».
Что представляли собой женщины той поры? Они, также как и мужчины, были стройными и невысокими. Носили много дорогих украшений: серьги, диадемы, золотые подвески. Минойские мужчины также любили драгоценности. «Минойки» обожали пышные платья с длинными многослойными юбками и… открытым корсажем, лица затеняли головными уборами, дабы сохранить кожу бледной. Считали неприличным обнажать живот, но вот грудь обнажали охотно! Они не были схожи с пленницами из гарема, коих супруги или отцы отпустили из заточения по случаю знаменательного события… Глядя на их изображения, так и хочется увидеть их в каком-нибудь зрелищном кино, хотя снять такое, скорее всего, никогда не удастся. В 1952 году была предпринята попытка показать их в кинофильме «Странствия Одиссея», где влюбившаяся в Одиссея юная красавица критянка, как раз и облачается в характерный критский наряд перед свадьбой. Но… по причине нравственности грудь ей пришлось прикрыть вставкой из белой ткани, чего на самом деле не было. И вот представьте фильм, в котором у всех героинь грудь обнажена и там же еще происходят какие-то приключения. Смешно, не правда ли?
Целых три «парижанки»…
Критские женщины обладали необычно тонкой талией и были хрупки. Минойские мужчины также были стройны и хорошо сложены. Все они носили длинные волосы, уложенные в причудливые прически. Сопоставлять можно долго, а итог один: в творениях минойского искусства мужчины имеют очень даже женственный вид. На фресках из Кносса их отличают исключительно по раскраске – мужчин изображали с красновато-коричневой кожей, а женщины щеголяли удивительно белой. Последние же на всех фресках представлены посещающими культовые церемонии, танцующие и соревнующиеся в полном равноправии с мужчинами. Для женщин там была не просто свобода: все ученые утверждают – у минойцев был самый настоящий матриархат. И характерная у минойской цивилизации вся система ценностей ориентировалась именно на женщин, – и образ жизни, и темы в искусстве определяли именно женщины. Вот только к чему это все привело?
Фестский диск, сторона А. Археологический музей Ираклиона, Крит.
«…Фестский диск никогда не будет расшифрован – уж очень мало текста в этом письме», – полагают одни. «Новые раскопки помогут отгадать загадки гибели первой европейской культуры и укажут путь к всеобщей гармонии», – от всей души верят вторые. Ну а живущим ныне остается только надеяться на правоту последних. И что отнюдь не священный гимн написан на фестском диске, а оставленная нам в наследство предками формула любви и «рецепт» мировой гармонии, за который человечество не пожалеет ни одно из сокровищ мира. И там же среди символов есть изображение бегущего человека, одетого в короткие штаны. Может статься, что именно он торопится сообщить человечеству некий секрет счастья, которому уже целых четыре тысячи лет?
Фестский диск, сторона В. Археологический музей Ираклиона, Крит.
Маленькая реконструкция огромного дворца
Дорога в Лабиринт…
Что же толкает их в обитель монстра, находящегося на Крите, где так тесно переплелись мифы, культура и наука? Вследствие чего людей так манят места бывших жертвоприношений, произошедших много веков тому назад? И почему они тратят тут такие суммы денег, будто бы принося великую дань царю Крита – именитому правителю Миносу? И отчего, оказываясь в дворцовом комплексе Кноссос, откуда бы ни приехали туристы, главный вопрос задают именно о лабиринте: существовал подземный лабиринт Минотавра или нет? И услышав отрицательный ответ, не верят этому и с наслаждением кружат по раскопкам знаменитого Кносского дворца, воображая себя то героем-спасителем Тесеем, то английским археологом Эвансом, обнаружившим его в 1900 г. н.э.
Ритон из камня с рельефным изображением сельскохозяйственных рабочих с вилами и метлами в руках! (1500 – 1450 гг. до н.э.) Археологический музей в Ираклионе, Крит.
Таким образом, если полагаться на мнение ученых, здесь, на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры появилась первая европейская культура. Эванс дал ей название минойской по имени прославленного Миноса. Она была отмечена учеными как высочайшая в своем развитии культура человечества. Ведь минойская культура послужила основой древнегреческой. По крайней мере, более ранние культуры здесь науке не известны. Остатки ее нашли лишь в начале ХХ в. Самым знаменитым памятником этой культуры является Кносский дворец в Ираклионе. Фрески на стенах дворца раскрывают характер жизни народа, миролюбивого и очень радостного.
Золотые изображения двойного топора (1700–1600 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.
Здесь находятся и бережно сохраняются подлинники всех фресок, которые нашли во время раскопок Кносского дворца. Тут собраны и прочие, не менее существенные экспонаты Минойской культуры: керамика камарского стиля, с прозрачными, как у хорошего фарфора, стенками; резьба по камню, печати, микроскульптура, украшения из золота. Один из центральных экспонатов – фестский диск – самое первое минойское письмо, изготовленное в виде глиняного «блина» диаметром 16 сантиметров. Обе стороны диска исписаны по спирали иероглифообразными знаками. Сохранился этот диск благодаря прекрасному свойству глины: при обжиге приобретать особую прочность. Пожар, возникший в Кносском дворце, разрушил его до основания, но уникальный диск сохранился до наших времен. На обеих сторонах этого артефакта 262 символа, из них 46 – неодинаковых. Значения этих знаков теперешняя наука все еще не знает, но предполагает, что там написан культовый гимн богине-матери. В археологическом мире есть такая подходящая линия: необъяснимое объясняют ритуальным значением.
Настенная роспись в «Доме женщин» в Акротири, Санторин, Греция.
Современники Артура Эванса, мягко говоря, его бранили: технология раскопок в то время была несовершенна, а одним из главных «грехов» Эванса считают то, что стремясь уберечь древние стены дворца от пагубного влияния солнца и дождя, Эванс закреплял их бетоном; а другие, что казались более поздними, сносил, иные надстраивал, делая внешний вид дворца таким, каким он его видел, – слишком велико было желание показать Кносский дворец в виде романтических древних развалин… Хотя к чести его заметим, что сделанные находки не вывозились из Греции: это осталось в фондах музеев Крита и Афин. Эванс расходовал колоссальные собственные средства на расширение археологических изысканий. И… умер в возрасте 90 лет абсолютно счастливым – из исторического небытия он явил на «свет божий» казалось бы навсегда ушедшую культуру и представил ее всему миру.
Минойский матриархат
…Тонкая талия, яркий макияж, огромные глаза, воздушные кружева на плечах, – соблазнительное творение, элегантность и грациозность которой не испортили века, проведенные этим чудом в земле... «Это же истинная парижанка!» – вскричал один из наемных рабочих Эванса, узрев фреску с изображением юной минойской «барышни». Она действительно напомнила археологам элегантных француженок самого начала ХХ века, вот имя «парижанка» так и осталось за ней навечно.
Секира из Аркалохори – бронзовый литой обоюдоострый топор, вероятно, сакрального назначения, найденный в пещере Аркалохори греческим археологом Спиридоном Маринатосом в 1935 году. 1700 – 1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона. Крит.
Из-за этого в критской живописи отдельные искусствоведы находят первые признаки импрессионизма, и сравнивают ее утонченность с декадентством, подмечая, что импрессионистское видение критского живописца отталкивались, однако, не от пресыщенности жизнью, как на Западе, а от молодости… Глядя на «парижанку», люди делают предположения о минойской моде, отображающей стиль жизни минойского общества, где женщине была определена немалая социально-политическая роль.
Вот она – знаменитая «парижанка».
Что представляли собой женщины той поры? Они, также как и мужчины, были стройными и невысокими. Носили много дорогих украшений: серьги, диадемы, золотые подвески. Минойские мужчины также любили драгоценности. «Минойки» обожали пышные платья с длинными многослойными юбками и… открытым корсажем, лица затеняли головными уборами, дабы сохранить кожу бледной. Считали неприличным обнажать живот, но вот грудь обнажали охотно! Они не были схожи с пленницами из гарема, коих супруги или отцы отпустили из заточения по случаю знаменательного события… Глядя на их изображения, так и хочется увидеть их в каком-нибудь зрелищном кино, хотя снять такое, скорее всего, никогда не удастся. В 1952 году была предпринята попытка показать их в кинофильме «Странствия Одиссея», где влюбившаяся в Одиссея юная красавица критянка, как раз и облачается в характерный критский наряд перед свадьбой. Но… по причине нравственности грудь ей пришлось прикрыть вставкой из белой ткани, чего на самом деле не было. И вот представьте фильм, в котором у всех героинь грудь обнажена и там же еще происходят какие-то приключения. Смешно, не правда ли?
Целых три «парижанки»…
Критские женщины обладали необычно тонкой талией и были хрупки. Минойские мужчины также были стройны и хорошо сложены. Все они носили длинные волосы, уложенные в причудливые прически. Сопоставлять можно долго, а итог один: в творениях минойского искусства мужчины имеют очень даже женственный вид. На фресках из Кносса их отличают исключительно по раскраске – мужчин изображали с красновато-коричневой кожей, а женщины щеголяли удивительно белой. Последние же на всех фресках представлены посещающими культовые церемонии, танцующие и соревнующиеся в полном равноправии с мужчинами. Для женщин там была не просто свобода: все ученые утверждают – у минойцев был самый настоящий матриархат. И характерная у минойской цивилизации вся система ценностей ориентировалась именно на женщин, – и образ жизни, и темы в искусстве определяли именно женщины. Вот только к чему это все привело?
Фестский диск, сторона А. Археологический музей Ираклиона, Крит.
«…Фестский диск никогда не будет расшифрован – уж очень мало текста в этом письме», – полагают одни. «Новые раскопки помогут отгадать загадки гибели первой европейской культуры и укажут путь к всеобщей гармонии», – от всей души верят вторые. Ну а живущим ныне остается только надеяться на правоту последних. И что отнюдь не священный гимн написан на фестском диске, а оставленная нам в наследство предками формула любви и «рецепт» мировой гармонии, за который человечество не пожалеет ни одно из сокровищ мира. И там же среди символов есть изображение бегущего человека, одетого в короткие штаны. Может статься, что именно он торопится сообщить человечеству некий секрет счастья, которому уже целых четыре тысячи лет?
Фестский диск, сторона В. Археологический музей Ираклиона, Крит.
Автор: kalibr