Северные конвои. Часть I
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Через три дня Великобритания и Франция объявили войну немцам. Однако боевых действий на суше они не предприняли: девять месяцев длилось затишье — «странная война». Лишь на морях и океанах велись бои, связанные с прорывом обоюдной блокады.
В апреле 1940 года германские войска начали широкое наступление на Западе, в результате которого большая часть континентальной Европы оказалась под контролем Германии. Лишь островная Великобритания отчаянно сопротивлялась налетам фашистской авиации, готовясь к отражению десантов.
16 июля 1940 года Гитлер объявил о подготовке операции «Морской лев» — вторжении в Англию. До сих пор точно, не известно планировал ли он ее реально или это был элемент дезинформации. Но в любом случае, в этот период усилились массированные бомбардировки британских городов и портов. Ожесточилась морская блокада: немецкие подлодки перекрыли все пути подвоза в метрополию продовольствия и сырья. Военно-экономическому потенциалу Великобритании был нанесен существенный ущерб, население было деморализовано.
Неожиданно обстановка резко изменилась. 22 июня 1941 г. фашистские войска перешли границу СССР. Начались бои на восточном фронте.
В книге В. Томпсона, личного телохранителя английского премьер-министра У. Черчилля, отмечается, как было воспринято это событие в его ближайшем окружении: «Трудно понять... это чувство безмерного облегчения, внезапного освобождения от груза... Значение этого события было крайне радостным для всех нас». Э. Хьюз прямо пишет, что «решение Гитлера напасть на СССР было для Черчилля буквально даром богов. Это, безусловно, было самым лучшим известием, которое Черчилль получил за долгий период времени». С началом боевых действий Германии на восточном фронте Великобритания получала отсрочку. Основным театром войны становился русско-германский фронт.
В день нападения на нашу страну У. Черчилль выступил с речью по английскому радио. Он сделал решительное программное заявление: «Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». Однако другая часть его выступления заставляла усомниться в искренности этих заявлений. Английский премьер напомнил: «За последние четверть века никто не был более последовательного противника коммунизма, чем я. И я не собираюсь брать обратно ни одного своего слова о нем».
В Соединенных Штатах, которые еще не вступали в войну, тоже было немало антисоветских настроенных политических деятелей. Сенатор Г. Трумэн, который впоследствии стал президентом, высказался, например, так: «Если мы увидим, что побеждает Германия, то США следует помочь России, если же будет побеждать Россия, то нам следует оказать помощь Германии, то есть поступить таким образом, чтобы они убивали как можно больше».
В первые недели Великой Отечественной войны начались советско-английские правительственные переговоры. 12 июля 1941 года в Москве произошло подписание совместного Соглашения о взаимной помощи — первый официальный документ, положивший начало образованию антигитлеровской коалиции. А накануне октября, в Москве, прошла конференция трех держав; СССР, Англии и США. Она декларировала их единство в борьбе против фашизма, и на ней были рассмотрены вопросы военно-экономической помощи. В итоге переговоров было установлено, что союзники с 1 октября 1941 года будут ежемесячно поставлять в нашу страну 400 самолетов, 500 танков, 2 тыс. т алюминия, 1 тыс. т броневого проката для танков и т. д. Кроме того, предусматривалась отправка 152 зенитных и 755 противотанковых орудий. Советский Союз обязался в ответ поставить США и Великобритании стратегическое сырье.
Нарком ВМФ Н. Кузнецов вспоминал, как его вызвал в Кремль Верховный Главнокомандующий И. Сталин: «Вам нужно срочно направиться на Северный флот. У меня нет уверенности, все ли там должным образом подготовлено для встречи союзников». Прибыв в Архангельск, нарком уточнил с командующим Северным флотом А. Головко все практические вопросы, касающиеся проводки конвоев и взаимодействия с англичанами. Была обсуждена возможность подхода судов не только к архангельским причалам Бакарицы и Левого берега, но и Экономии, а также порта Молотовска (Северодвинска).
Однако англичане с американцами не спешили приступать к выполнению своих обязательств. В разговоре с советским полпредом в начале сентября 1941 года британский премьер-министр заявил, что Британия не сможет оказать СССР никакой серьезной помощи — ни путем открытия второго фронта, ни путем начала широкого снабжения необходимыми нашей армии видами оружия.
Задачи по формированию конвоев было поручены оперативному управлению британского Адмиралтейства. Возглавлял эту работу капитан 3 ранга П. Эдвардc (P.Q. Edwards). Именно его инициалы легли в наименование конвоев, направляющихся на восток, получивших индекс «РQ», а обратные конвои имели индекс «QР». Первый пробный конвой под индексом «РQ-0», получивший название «Дервиш», вышел 21 августа 1941 года из Исландии в Архангельск в составе 6 транспортов. Эскорт состоял из двух эсминцев и семи других боевых кораблей. До входа в Белое море его сопровождали также силы прикрытия: два крейсера и авианосец. На борту транспортов в нашу страну шли 64 самолета, 3840 глубинных бомб и морских мин, 10 тыс. тонн каучука и иные военные грузы. В Баренцевом море к конвою присоединился пассажирское судно «Импресс оф Канада» в сопровождении крейсера «Нигерия» и трех эсминцев. На лайнере эвакуировались более двух тысяч, работавших на шахтах Шпицбергена, советских горняков вместе с членами их семей.
В последний день августа 1941 года в Архангельск пришел конвой союзников «РQ-1». В его состав было 5 транспортов. 11 октября в Белое море прибыл конвой «РQ-2». Суда разгружались в Архангельске и Молотовске. Привезли они танки, истребители, орудия, снаряды и патроны. Каждый караван сопровождали крейсер, 2 эсминца и 3-6 тральщиков.
Наступившая зима была очень суровой. Тяжелый лед сковал Белое море и Двину. Даже ледоколы не могли обеспечить безопасную проводку. Советское правительство дало указание о направлении конвоев союзников в незамерзающий порт Мурманск. Это потребовало срочных восстановительных работ, так как после сильных бомбежек причалы и сам город были сильно разрушены.
В Мурманск прибыли уполномоченный ГКО И. Папанин, английские представители министерства военных перевозок и военной миссии. 21 декабря 1941 года, впервые, караван союзников вошел в Кольский залив и встал под разгрузку в Мурманске. Всего до конца 1941 года в северные порты СССР прибыло 7 конвоев союзников. Все они прошли без потерь.
Согласно договоренностям, сопровождение конвоев «на север России» (такое выражение бытовало у союзников) обеспечивали британские боевые корабли. На меридиане о. Медвежий к англичанам присоединялись корабли советского Северного флота.
Первые караваны союзников насчитывали по 5-12 судов, затем их состав увеличился до 30-35. Выстраивали их в определенном порядке (ордере) по 6-8 кильватерных колонн. Над судами каравана нередко поднимали небольшие аэростаты заграждения и воздушные коробчатые змеи.
В караваны направляли вооруженные суда. Каждый транспорт, как правило, имел пару орудий 4-6 дюймов, две-четыре зенитных автоматических пушки «Бофорс» (40 мм) и восемь — десять зенитных автоматов «Эрликон» (20 мм). Размещались на судах также ракетницы, выстреливающие парашютики с висящими тросиками, глубинные бомбы и шашки дымовых завес. Суда оборудовались противоминными размагничивающими обмотками, шпиронами и параванами, дополнительными спасательными плотами на вантах, прожекторами и сигнальными лампами. Перед военным рейсом в Арктику команда получала теплое обмундирование: куртки на меху, шерстяные вязаные шапочки, сапоги, варежки.
В начальный период войны караваны комплектовали из судов различных типов. Позже основу караванов стали создавать серийные «эмпайры» английской постройки, «оушены» и «либерти» — американской, «форты» — канадской. Наиболее массовым военным транспортом были «либерти» — «суда на один рейс». Всего в США этих достаточно крупных судов, водоизмещением порядка 10 тыс. т, было построено 2710 экземпляров. Главным их достоинством была дешевизна. Строились они по упрощенному проекту и в целом соответствовали требованиям военного времени.
По качеству поставок И. Сталин в письме президенту Ф. Рузвельту от 8 ноября 1941 года, вынужден был отметить: «Танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят в разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».
При разгрузке первых конвоев оказалось, что многие грузы размещены на судах в беспорядке, некомплектно. Портовикам пришлось потратить несколько дней, чтобы найти, например, ящики с приборами для мин, радиоаппаратурой и инструкциями по сборке самолетов. Отсутствовали важные детали к акустическим тралам, глубинным бомбам.
Накануне 1942 года гитлеровское командование рассмотрело положение на Северном театре военных действий. Выступая на совещании 29 декабря, Гитлер дал указание: «Необходимо перевести туда все линейные корабли, которые кроме всего прочего следует использовать и для борьбы с арктическими конвоями».
Немцы сосредоточили в фиордах Северной Норвегии линкор «Тирпиц», крейсеры «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Принц Ойген», «Нюрнберг», около 30 подлодок, более 400 самолетов. Однако их действия, поначалу, не приносили ощутимого результата. К весне 1942 года из 103 транспортов, проведенных в конвоях союзников, был потерян только один.
Решительный бой гитлеровское командование решило дать в начале марта 1942 года конвою «РQ-12». В море вышел мощнейший германский линкор «Тирпиц», сопровождаемый тремя эсминцами. Караван союзников спасла штормовая и туманная погода. После трехдневного блуждания, так и нигде и не обнаружив конвой, эскадра повернула на базу. На обратном пути ее неожиданно атаковали торпедоносцы с английского авианосца. Немецкий линкор только чудом избежал гибели.
После переговоров с командующим фашистским флотом адмиралом Редером 14 марта 1942 года, Гитлер в «волчьем логове» издал первый приказ о начале активной борьбы против направляющихся в Мурманск конвоев, которым, по его мнению, до этого момента не было никакого противодействия.
Пока готовился мощный удар по конвоям силами линейного флота, гитлеровское командование усилило активность действий своих эсминцев, подводных лодок и авиации. В конце марта, комбинированной атаке подвергся конвой «РQ-1З». Из 19 транспортов было потоплено 5. Получил повреждение, правда, от взрыва своей же торпеды, английский крейсер «Тринидад».
13 мая из Мурманска, временно устранив ранее полученные повреждения, вышел крейсер «Тринидад». На следующий день его атаковала фашистская авиация. Бомбы разбили крейсер, и он затонул. Потеря двух крейсеров привела британское Адмиралтейство к выводу, что отправку конвоев в СССР, следует прекратить. Черчилль придерживался того же мнения, но, под давлением многих обстоятельств, вынужден был направить комитету начальников штабов следующую памятную записку, в которой указывал о необходимости продолжить доставку военных грузов в СССР. Очередной конвой намечалось отправить 18 мая, при этом Черчилль указывал: «Операция будет оправдана, если к месту назначения дойдет хотя бы половина судов».
20 мая 1942 года очередной конвой «РQ-16» вышел на восток. В его составе было 35 транспортов — он стал самым крупным караваном с начала войны. На переходе, в течение 6 суток он непрерывно подвергался сильнейшим ударам авиации. Фашистская авиация совершила 245 самолетовылетов. 22 мая караван атаковали 108 бомбардировщиков и торпедоносцев, летевших на разных высотах. В советской зоне, при охране каравана, погиб известный полярный летчик-истребитель дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов. В результате налетов 5 транспортов были потеряны, 3 повреждены. Суда конвоя доставили 321 танк, 124 самолета, 2507 автомашин и тысячи тонн других военных грузов.
В составе конвоя был американский пароход «Карлтон». К большому унынию команды он начал свой рейс из Филадельфии 13 числа, в пятницу. После прихода в Исландию пароход присоединился к конвою, следующему в Россию. Во ходе одного из налетов на транспорт спикировал немецкий самолет. Буквально в считанных метрах от борта упали три — четыре бомбы. Бомбы скрылись под водой, а затем взорвались. Старый транспорт подбросило вверх «как яичную скорлупу», он получил серьезные повреждения, потерял ход. Эсминцам охранения был дан приказ: снять людей и затопить транспорт. Но капитан, норвежец Хансен, отказался от такой помощи и упросил траулер взять его на буксир. Через несколько суток израненное судно, отразив еще несколько налетов фашистской авиации, было прибуксировано обратно в Исландию. Позднее оно ушло на восток с конвоем «РQ-17», чтобы уже не вернуться... Но об этом — в следующей части.
Источники:
Супрун М. Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945 г.г. М.: Андреевский флаг, 1996. С. 13-26, 43-57, 92-127.
Корякин В. Война в Арктике.1941-1945.М.: Вече, 2013. С. 32-56.
Пузырев В., Супрун М., Богатырев С, Ларинцев Р. и др. Северные конвои. М.: Наука, 1994, С. 4-32.
Иванов К. Конвои на север России // Морской флот. 1986. №6. С. 50-52.
Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1967. С. 128-132.
Автор: Инженер-технарь