Кругосветки Отто Коцебу



Кроме лейтенанта Коцебу, в кругосветное плавание отправились лейтенанты Г. Шишмарев и И. Захарьин, врач И. Эшшольц, художник Л. Хорис, штурманские ученики, матросы и унтер-офицеры. Позднее в Копенгагене на борт корабля поднялись естествоиспытатели М. Вормскиолд и А. Шамиссо.

Ранним утром 30 июля 1815 года бриг «Рюрик» поднял паруса и покинул Кронштадт. После краткой остановки в Копенгагене 7 сентября прибыл в Плимут. Проверив хронометры, Коцебу поспешил выйти в океан, однако штормы дважды заставляли его возвращаться. Только 6 октября бригу удалось выйти из Ла-Манша. У острова Тенерифе русские моряки пополнили запасы. Затем бриг без особых приключений пересек Атлантический океан и 12 сентября встал на якорь, у острова Санта-Катарина (Бразилия).

Подготовившись к трудному плаванию вокруг мыса Горн, путешественники 28 декабря отправились дальше на юг и спустя несколько дней попали в полосу штормов. 10 января 1816 года большая волна ударила в корму брига, сломав перила на шканцах, люки, закрывавшие пушечные порты, перебросила пушку от одного борта к другому, проломила палубу над каютой Коцебу, а самого лейтенанта сбросила со шканцев и неминуемо смыла бы за борт, если бы он не ухватился за канат.

Наконец мыс Горн остался позади, и бриг пошел к северу вдоль побережья Чили. 12 февраля 1816 г. чилийцы с удивлением увидели первый русский корабль, появившийся в заливе Консепсьон.

8 марта «Рюрик» покинул залив и спустя 20 дней подошел к острову Пасхи. Жители встретили моряков враждебно. Как выяснилось позднее, недоверчивость островитян объяснялась действиями одного американского капитана, который в 1805 году захватил и увез на своем корабле около 20 жителей острова.

От острова Пасхи бриг направился на северо-запад, и 20 апреля в районе архипелага Туамоту русские моряки увидели коралловый остров, еще не обозначенный на картах. Этот первый остров, открытый экспедицией, Коцебу назвал именем организатора плавания графа Н. Румянцева (ныне Тикси). 23 и 25 апреля были открыты еще две группы, получившие названия островов Рюрика (ныне Арутуа и Тикехау). Продвигаясь на запад, путешественники 21—22 мая 1816 г. открыли еще две группы и назвали их островами Кутузова и Суворова. Они находились в восточной цепи Маршалловых островов. На этом исследования в южной части Тихого океана пришлось прекратить, нужно было спешить на север, в Берингов пролив.



19 июня «Рюрик» вошел в Авачинскую губу. Началась подготовка к полярному плаванию. Лейтенант Захарьин заболел, и пришлось отправиться на север всего с одним офицером — лейтенантом Шишмаревым. Остался в Петропавловске и естествоиспытатель Вормскиолд, решивший заняться изучением природы Камчатки.

15 июля 1816 года «Рюрик» вышел из Петропавловска. 30 июля бриг прошел Берингов пролив между мысом принца Уэльского и островами Диомида. Коцебу решил, будто он открыл четвертый остров в этой группе и дал ему имя одного из участников первой русской кругосветки М. Ратманова. Хотя на этот раз открытие оказалось мнимым, название закрепилось за наибольшим по величине западным островом.

От мыса принца Уэльского бриг направился вдоль берега, надеясь найти проход в Атлантику. 13 июля русские моряки открыли залив и небольшой остров. Их назвали заливом Шишмарева, в честь одного из офицеров «Рюрика», и островом Сарычева, по имени знаменитого отечественного мореплавателя и гидрографа.

После залива Шишмарева берег стал заворачивать на восток, а потом резко повернул на юг. Казалось, долгожданный пролив был найден. 2 августа русские моряки уже не сомневались, что находятся в широком проходе, который ведет в неизвестное море. Продолжая движение на восток и юго-восток, путешественники несколько раз высаживались на берег Аляски и острова, и обнаружили ископаемый лед, в котором попадались кости и бивни мамонтов.

Однако с надеждами на открытие прохода через несколько дней пришлось распроститься. 7 и 8 августа моряки исследовали крайнюю восточную часть мнимого пролива и обнаружили, что берег здесь замыкается. «Рюрик» оказался не в проливе, а в огромном заливе. Его восточную часть, от которой мореплавателям пришлось повернуть обратно, Коцебу назвал губой Эшшольца, а остров, расположенный у входа в губу, островом Шамиссо. Весь же протянувшийся на 300 км залив, исследованием которого русские моряки занимались с 1 по 14 августа, все участники экспедиции решили назвать именем Коцебу. Мысу на северном берегу залива у входа в него дали имя Крузенштерна.

На обратном пути мореплаватель обследовал западный, азиатский, берег Берингова пролива и одним из первых сделал вывод о том, что «Азия в былые времена была едина с Америкой: острова Диомида есть остатки существовавшего прежде соединения».



Океанографические результаты экспедиции на «Предприятии» были еще более значительны, чем результаты плавания на «Рюрике». Особенно выделяются работы плававшего на шлюпе физика Э. Ленца, который использовал сконструированные им вместе с профессором Е. Парротом батометр, для взятия водных проб с различных глубин и прибор для измерения глубин.

По окончании экспедиции капитан 2-го ранга Отто Августович Коцебу вновь был прикомандирован к начальнику Ревельского порта, затем назначен командиром 23-го флотского экипажа, в 1828 году его перевели в Гвардейский флотский экипаж. В 1830-ом «по расстроенному здоровью» вышел в отставку в чине капитана I ранга. Покинувший флот мореплаватель поселился в своем имении недалеко от Ревеля, где и умер в 1846 г.



Источники:
Коцебу О. Путешествия вокруг света. М.: Дрофа, 2011. С. 1-4.
Виноградова З. Исследования О. Е. Коцебу в Тихом океане во время плавания на бриге «Рюрик» в 1815-1818 гг. // Сборник «Страны и народы Востока». Выпуск №24. М.: Наука, 1982. С. 24-37.
Шешин А. Плавания Отто Коцебу // Морской флот. 1988. №12. С.53-54.
Пасецкий В. Русские открытия и исследования в Арктике. Первая половина XIX века. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. С. 67-82.