Корветы проекта Visby (Швеция)

Военно-морские силы Швеции, несмотря на немногочисленность, могут претендовать на звание самого современного флота мира, имеющего уникальные «корабли будущего». Одним из самых массовых типов кораблей в ВМС Швеции являются корветы типа Visby. Эти корабли представляют большой интерес, как минимум из-за необычного внешнего вида. За этой внешностью кроется желание судостроителей сократить заметность кораблей для средств наблюдения противника. Таким образом, шведские ВМС стали одним из первых военных флотов мира, получивших корабли, построенные с использованием т.н. стелс-технологий.

С конца восьмидесятых годов шведская судостроительная промышленность работала над проектом экспериментального корабля Smyge. В ходе разработки этого судна были внедрены некоторые новые идеи и технологии. Позже часть ноу-хау этого проекта были использованы при создании новых кораблей, в первую очередь корветов типа Visby.

Собственно разработка перспективных корветов стартовала в первой половине девяностых годов. Изначально командование флота заказало создание двух новых проектов под условными обозначениями YSM (Ytstridsfartyg Mindre – «Малый боевой корабль») и YSS (Ytstridsfartyg Större – «Большой боевой корабль»). В дальнейшем руководство страны приказало сократить военные расходы, результатом чего стал отказ от двух отдельных проектов. Различные идеи и наработки по двум проектам решили объединить в одном. В результате специалисты фирмы Kockums при содействии флота и Королевского технологического института разработали проект YS2000 (Ytstridsfartyg 2000 – «Боевой корабль 2000 года»).


Корабль HSwMS Nyköping (K34) в море. Фото Arms-expo.ru


Корабли «Висбю» имеют длину 72,7 м, максимальную ширину 10,4 м и осадку на уровне 2,4 м. Водоизмещение составляет всего 640 т. Подобная легкость конструкции обеспечивается, в первую очередь, использованными материалами. При применении металлической обшивки корпуса и надстройки водоизмещение корабля могло быть значительно больше.

В кормовой части корпуса, под вертолетной площадкой, располагаются агрегаты силовой установки класса CODOG. Для повышения характеристик в составе силовой установки используются дизельные и газотурбинные двигатели, работающие попеременно. Для работы с меньшей мощностью и с меньшим расходом горючего силовая установка использует два дизельных двигателя MTU Friedrichshafen 16V2000 N90 мощностью по 1,3 МВт. При необходимости экипаж может запустить четыре газотурбинных двигателя Honeywell TF50A мощностью по 4 МВт. С двигателями связаны три электрогенератора на 270 кВт каждый. Двигатели при помощи редукторов соединены с двумя валами и обеспечивают работу двух водометных движителей разработки компании Kamewa. Подобный тип движителя предлагалось использовать для повышения ходовых характеристик кораблей.

Благодаря достаточно большой энерговооруженности корветы типа Visby способны развивать скорость не менее 35 узлов (при использовании газотурбинных двигателей). На экономической скорости 15 узлов достигается дальность плавания на уровне 2500 морских миль.

Корабли типа «Висбю» оснащаются боевой информационно-управляющей системой Certis C3, при этом большая часть задач выполняется двумя основными подсистемами: системой информационной поддержки MAST и системой управления огнем Saab Systems 9LV Mk 3E. Системы связи и управления выполнены таким образом, что корветы могут работать автономно, без постоянного поддержания связи с другими кораблями. При необходимости может осуществляться прием данных, однако собственные излучатели корабля могут не использоваться. Для подавления радиоэлектронных средств противника корабли следует использовать системы радиоэлектронной борьбы Rheinmetall TKWA/MASS.

Для решения задач противолодочной обороны корветы Visby могут нести набор гидроакустических средств. Проектом предусматривается использование гидроакустической станции внутри корпуса и буксируемой системы аналогичного назначения.


Строение корабля. Рисунок Alternathistory.org.ua


Перед надстройкой на палубе размещается артиллерийская установка в кожухе характерной сложной формы. Внутри кожуха располагается орудие Bofors 57 Mk 3 калибра 57 мм. На орудийной установке монтируются датчики системы управления огнем SaabTech CEROS 200: радиолокационная станция и оптико-электронная система. Орудие может вести огонь с темпом до 220 выстрелов в минуту. В боекомплект входят различные снаряды, в том числе осколочные боеприпасы с программируемым взрывателем. Такие снаряды позволяют «накрывать» цель максимально возможным числом осколков.

Любопытной особенностью артиллерийской установки является способ транспортировки пушки в походном положении. Для снижения заметности всего корабля ствол орудия опускается в продольное окно кожуха и закрывается подвижными створками. Благодаря этому никакие агрегаты не выступают за пределы кожуха и не повышают заметность корабля для радиолокационных систем.

Под площадкой позади мостика предлагалось разместить пусковые установки зенитных ракет. Для защиты от нападения с воздуха планировалось использовать ЗРК Denel Umkonto, однако в дальнейшем от этого оказались. Даже после нескольких модернизаций корветы «Висбю» не имеют зенитного ракетного вооружения. В некоторых материалах по этим кораблям упоминается возможность установки малокалиберной зенитной артиллерийской установке на подвижном основании в корме. В боевом положении она должна выдвигаться над палубой и опускаться обратно в походном. Подобные системы тоже не используются на серийных кораблях.

За надстройкой находятся пусковые установки противокорабельных ракет Saab Bofors RBS-15 Mk 2. Боекомплект корвета включает восемь таких ракет. При помощи этого оружия корабль может уничтожать надводные цели на дальностях до 250 км.


Нереализованная полная схема размещения вооружения. Рисунок Alternathistory.org.ua


Для уничтожения подводных лодок предлагается использовать реактивные бомбометы и торпеды. Бомбометы Alecto калибра 127 мм располагаются в носовой части корабля, рядом с артиллерийской установкой. Четыре торпедных аппарата под торпеды TP 43 или TP 45 находятся в кормовой части корпуса, в специальных лацпортах.

Корветы проекта Visby, по требованию военных, должны искать и уничтожать не только подводные лодки, но и морские мины. Для борьбы с этим оружием корабли предлагалось оснащать рядом специального оборудования. Основная система противоминного комплекса – дистанционно управляемые подводные аппараты Bofors Double Eagle. В состав этой системы входят два подводных аппарата, один из которых оснащается набором сенсоров, а второй – средствами обезвреживания мин. Благодаря этому оператор комплекса может находить опасные объекты, а затем обезвреживать их, обрезая минрепы или подрывая на месте.

Кормовая часть кораблей представляет собой посадочную площадку для вертолетов. Авиационная группа корвета состоит из одного вертолета Augusta A109 или иной подобной машины. Вертолет может нести гидроакустическое оборудование, ракетное и бомбовое вооружение, а также использоваться в поисково-спасательных операциях. Некоторые корабли проекта оснащаются вертолетным ангаром под палубой.

Пять корветов проекта Visby имеют некоторые отличия друг от друга. В силу некоторых причин корабли получали разный состав оборудования и вооружения. Так, первые четыре корвета изначально рассматривались в качестве противолодочных кораблей с возможностью поиска и уничтожения мин. Атаковать корабли противника должны были только пятый и шестой корабли серии. В дальнейшем было решено изменить состав вооружения кораблей, обеспечив решение различных задач, из-за чего на некоторых корветах появилось новое оружие.

К примеру, на данный момент головной корабль HSwMS Visby оснащается артиллерийской установкой, торпедными аппаратами, противокорабельными ракетами и реактивным бомбометом. В такой конфигурации он относится к «версии 5». Корабль HSwMS Helsingborg имеет схожий комплекс вооружения, однако не оснащается торпедными аппаратами. Такое же вооружение используется и на третьем корабле серии, HSwMS Härnösand. В конечном итоге было принято решение модернизировать все корабли в соответствии с проектом «версия 5», однако в основном это коснулось только радиоэлектронного оборудования.


Корабли семейства Visby Family. Рисунок Globalsecurity.org


Также предлагался вариант Visby Light («Легкий»). Такой корабль должен был иметь длину около 55-56 м и водоизмещение не более 550 т. Соответствующим образом должны были сократиться и другие характеристики, а также состав вооружения и оборудования.

Проект Visby + подразумевал строительство кораблей длиной около 90 м и водоизмещением свыше 1500 т. Также прорабатывался проект Visby ++. Такой корабль мог иметь длину более 100 м и водоизмещение порядка 2200 т. Согласно опубликованным материалам, имелась возможность сохранения ходовых характеристик базового корабля.

Насколько известно, ни один зарубежный заказчик не проявил интереса к экспортным вариантам проекта «Висбю». Несмотря на некоторые любопытные особенности, подобные проекты не нашли заказчика и остались на бумаге. Единственным эксплуатантом кораблей семейства Visby остаются военно-морские силы Швеции. Вряд ли следует ожидать, что список владельцев таких корветов пополнится в ближайшем будущем.

Несмотря на малое количество построенных кораблей, проект Visby представляет большой интерес. Шведским судостроителям удалось решить ряд важных проблем, касающихся расширения круга выполняемых задач, обеспечения минимальной заметности для средств обнаружения противника и т.д. Результатом этого стало появление кораблей с нестандартным внешним видом и многообещающими характеристиками.

Строительство, испытания и модернизация пяти кораблей проекта Visby затянулись почти на два десятилетия. От закладки первого корабля до принятия в строй трех последних прошло чуть более 20 лет. За это время шведские специалисты сумели решить поставленные задачи и исправить выявленные недостатки. В результате ВМС Швеции стали первым эксплуатантом крупных боевых кораблей, построенных с использованием стелс-технологий. Благодаря этому, несмотря на свои малые размеры, шведский флот может претендовать на звание одного из самых современных в мире.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
http://janes.com/
http://arms-expo.ru/
http://flotprom.ru/