Запрет авиарейсов в Египет. Что случилось с самолётом и что ждёт российский туристический бизнес?

31 октября 2015 г. над Синайским полуостровом произошла крупная авиакатастрофа. Самолет рейса 9268 Аirbus А321, принадлежавший российской компании «Когалымавиа» и следовавший из Египта в Россию, в г. Санкт-Петербург, практически через двадцать минут после вылета из египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх исчез с экранов радаров. Позже спасательные службы обнаружили обломки самолета на территории Синайского полуострова. Погибли 224 человека, включая 217 пассажиров и 7 членов экипажа самолета. Среди погибших было 17 детей. Следующий день после крушения самолета, 1 ноября 2015 г., был объявлен в Российской Федерации днем траура. Ведь это была одна из крупнейших катастроф в современной российской истории.


Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Точные причины катастрофы пока неизвестны

Отметим, что сегодня нет точной уверенности в том, что стало причиной крушения самолета. По первоначальным данным, которые распространили средства массовой информации, причиной могла стать техническая неисправность, поскольку экипаж самолета вроде как жаловался на неполадки еще за неделю до последнего рейса. Однако позже стала появляться информация и о том, что самолет мог погибнуть в результате террористического акта. И это при том, что руководитель египетской комиссии по расследованию авиакатастрофы Айман аль-Мукаддам сообщил, что пока специальным службам не удается установить подлинные причины крушения самолета, так как найдены не все обломки. Вместе с тем, руководитель комиссии сообщил, что черный ящик самолета зафиксировал подозрительный шум. Но пока нельзя однозначно сказать, был ли этот шум вызван взрывом на борту самолета или нет. Однако французский телеканал «France 2», сославшись на египетского следователя, который имел доступ к ходу расследования авиакатастрофы, сообщил, что на борту самолета произошел взрыв, явно не связанный с выходом двигателя из строя или какими-либо еще техническими проблемами. Таким образом, телеканал сообщил, что фактически самолет был взорван, что может свидетельствовать о возможном террористическом акте против авиатранспорта.

Нестабильный Синай

Кому мог быть выгоден террористический акт против гражданского самолета, перевозящего абсолютно мирных людей — российских туристов, отдохнувших на курортах Египта и возвращавшихся на родину? В первую очередь, подозрения падают на запрещенную в Российской Федерации в соответствии с решением суда террористическую организацию «Исламское государство», тем более, что в последние дни западные средства массовой информации регулярно сообщают о том, что ответственность за теракт взяло на себя «Исламское государство». Территория, над которой потерпел крушение лайнер, по сообщениям СМИ, является зоной проведения антитеррористической операции египетских вооруженных сил против группировки, именующей себя «Синайской провинцией Исламского государства».

Нестабильная ситуация на Синайском полуострове обусловлена целой совокупностью историко-политических, культурных и экономических факторов. Во-первых, Синайский полуостров всегда характеризовался экономической отсталостью и проистекающим из нее неудовлетворительным, низким уровнем жизни местного населения. Во-вторых, население Синайского полуострова имеет целый ряд культурных отличий от населения основной части Египта. Это — палестинцы, включая беженцев с территории Палестинского государства, и бедуины. Эти группы населения всегда отличались повышенной восприимчивостью к различным радикальным идеям, тем более на фоне общей социально-экономической отсталости региона и отсутствия перспектив у молодежи. В отличие от остальных египтян, жители Синайского полуострова практически не связаны с туристическим бизнесом. Отсутствие туристических объектов практически на всем Синайском полуострове (кроме его юга) обусловливает и невозможность работы для местных жителей в сфере туристического сектора. Между тем, для молодых египтян практически нет иной возможности реального улучшения своего благосостояния, кроме как устроиться работать в туристический сектор. У синайской молодежи нет и этой возможности. Соответственно, их благосостояние прямо не связано с присутствием или отсутствием иностранных туристов, поэтому они достаточно равнодушно относятся к сохранению стабильности в регионе. Но, жители Синая никогда не были чужды криминальной деятельности, которая заключалась в контроле над торговыми путями и контрабанде. Не брезговали они и разбойными нападениями. Бедуинские кланы Синайского полуострова традиционно контролировали контрабанду различных товаров, в том числе и незаконных. Естественно, что социальная среда Синайского полуострова представляла собой достаточно благодатную почву для распространения радикальных настроений и, более того, для активизации экстремистской деятельности. Радикалы всегда рассматривали Синайский полуостров в качестве удобного в стратегическом отношении региона, особенно обращая внимание на его значимость для террористических атак против соседнего Израиля. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Синайский полуостров превратился в место присутствия большого количества радикалов. Тем более, что египетские правоохранительные органы всегда слабо контролировали эту пустынную территорию. Кстати, в специфике социально-экономического и политического положения Синайского полуострова есть и определенная доля вины египетского руководства, которое никогда не проявляло должного внимания к развитию этой периферийной территории и вопросам организации жизни и улучшения благосостояния ее населения.



Более серьезная проблема — потеря российским туристическим бизнесом колоссальных доходов от туристических рейсов в Египет. Как уже отмечалось выше, Египет, наряду с Турцией, был одним из наиболее популярных направлений потока российских туристов. Даже финансовые проблемы россиян и обострение политической обстановки на Ближнем Востоке не повлекли за собой резкого сокращения количества туристов, направляющихся в Египет. Так, по данным Ростуризма, только в течение первых шести месяцев 2015 года в Египте побывало 1,054 млн. россиян, что на 13,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В Турции произошло снижение количества туристов на 25,7% — то есть, почти в два раза больше, чем в Египте. В итоге в Турции за первые полгода 2015 г. побывало всего 1, 031 млн. российских граждан. То есть, Египет оказался в этом году даже более привлекательным местом отдыха российских граждан, чем Турция, всегда державшая пальму первенства по количеству туристических выездов. На Египет приходился огромный объем рынка туристических путевок, составлявший ежемесячно около 140 млн. долларов США. И это при том, что в целом Египет оставался наиболее доступным по стоимости местом отдыха для российских граждан. Заменить курорты Египта хотя бы приблизительно дешевыми и подходящими по климатическим условиям будет очень проблематично. Прежде всего, потому, что Египет был наиболее популярным бюджетным местом зимнего отдыха. В ноябре — декабре каждого года спрос на путевки в Египет максимально возрастал, поскольку люди ехали отдохнуть именно на красноморские пляжи, поскольку и в Турции, и на Кипре, не говоря уже о российских черноморских или крымских курортах, пляжный отдых в это время года в полноценном виде был невозможен.

Есть ли замена египетским курортам?

Теоретически можно заменить Египет красноморскими курортами Израиля и Иордании, однако отметим, что, во-первых, это — то же самое направление перелетов, тот же нестабильный Ближний Восток. Во-вторых, стоимость туристических путевок в Израиль будет однозначно дороже, чем в Египет, а что касается Иордании, то ее туристическая инфраструктура не сравнится с египетской. Еще одно направление зимнего пляжного отдыха россиян — это страны Южной и Юго-Восточной Азии. В Гоа (Индия), Таиланд и на Бали (Индонезия) традиционно также отправлялось большое количество российских туристов, однако стоимость путевок на курорты Юго-Восточной и Южной Азии значительно дороже, чем в Египет. Собственно, в Таиланд или Индонезию летали отдыхать люди большего достатка, чем в Египет или Турцию. Поэтому вряд ли те, кто отдыхал в Египте, смогут без существенных для своего семейного бюджета финансовых затрат поменять место отдыха на дорогие курорты Юго-Восточной и Южной Азии. Про страны Карибского бассейна и острова Тихого океана, где также есть прекрасные пляжи для отдыха, можно вообще не говорить — цена отдыха там никогда не была «подъемной» для среднестатистического россиянина, который мог себе позволить отдых в Египте или Турции. Поэтому уже сейчас российские туроператоры предлагают туристам, летевшим в Египет, поменять с минимальными затратами, а то и без оных, путевки, выбрав в качестве места отдыха Турцию или Кипр. Но многие граждане лететь в эти страны отказываются, так как рассчитывали на жаркий климат красноморских пляжей, а не на средиземноморскую температуру в 18-22 градуса. Но если запрет на авиационное сообщение с Египтом продлится действительно несколько месяцев, то у россиян не останется иного выхода, как искать иные варианты для проведения осеннего и зимнего отдыха.

Как может отразиться запрет авиационного сообщения с Египтом на российском туристическом кластере? В последние годы много говорится о том, что отечественные курорты, при условии выхода на новый уровень обслуживания, в перспективе могут заменить отдых за границей. Прежде всего, речь идет о Черноморском побережье Кавказа, а с 2014 г. — и о Крыме. Совершенствование туристической инфраструктуры способно поднять уровень российских курортов, хотя пока многие из них остаются едва ли не более дорогими, чем зарубежные курорты — и это при том, что качество обслуживания часто уступает загранице. Но очевидно и то, что крымское и кавказское побережье не в состоянии заменить иностранные курорты в организации зимнего пляжного отдыха. Большинство кавказских и крымских курортов в зимнее время фактически прекращает свою деятельность. Исключением являются горнолыжные курорты, которые также привлекают большое количество туристов. Но, во-первых, категория туристов — любителей горного отдыха и любителей отдыха на пляже несколько отличается. Не всегда эти категории пересекаются, поэтому предложение отправиться на горные курорты вместо пляжных многие любители пляжного отдыха никогда не примут. Во-вторых, большинство российских туристических компаний не сможет оперативно перестроиться на организацию отдыха в горах, тем более, что эта ниша рынка занята и другими компаниями. Поэтому всерьез рассматривать идею замены отдыха на египетских пляжах отдыхом в горах Крыма и Кавказа не стоит. Равным образом, не смогут покрыть издержек туристических компаний и туры по «Золотому кольцу» и другим достопримечательностям Центральной России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Конечно, многое зависит от рекламы туристических компаний и от эффективности их деятельности по изменению туристических направлений.
Между тем, снижение прибыли туристических компаний от поездок в Египет — это серьезнейший удар по их доходам, который неизбежно отразится и на работающих в этой сфере людях, многие из которых, пусть и на непродолжительное время, могут просто лишиться рабочих мест. Наконец, значительные средства туристических компаний остались в Египте — у отельного бизнеса, а также в России — у авиакомпаний.

Пока остается весьма дискуссионным вопрос о том, удастся ли добиться возврата хотя бы части этих средств или нет. Еще одна серьезная проблема — взаимоотношения с Египтом. Напомним, что еще в 2011 г., вследствие событий «Арабской Весны» и свержения президента страны Хосни Мубарака, Российская Федерация была вынуждена временно прервать авиационное сообщение с Египтом. 1 февраля 2011 г. российские авиакомпании «Трансаэро» и «Аэрофлот» прекратили авиационное сообщение с египетскими аэропортами в Хургаде и Шарм-эш-Шейхе. Несколько позже было заявлено — в соответствии с требованиями Ростуризма — о полном прекращении авиационного сообщения с египетскими курортами. Однако эта мера длилась относительно недолго. Уже в начале апреля постепенно стало восстанавливаться авиационное сообщение с Хургадой и Шарм-эш-Шейхом. Компания «Пегас Туристик» первой восстановила сообщение с египетскими курортами в виде чартерных авиарейсов. Впрочем, в 2013 г. авиасообщение с Египтом вновь было частично прекращено. В этот раз российские авиакомпании перестали доставлять туристов на египетские курорты по причине резкого обострения политической ситуации в стране — как известно, в сентябре 2013 г. происходили вооруженные столкновения между правительственными войсками Египта и сторонниками смещенного президента Мухаммеда Мурси. В конце августа 2013 г. российские туроператоры прекратили продажу путевок в Египет с вылетом после 1 сентября 2013 года, но уже в октябре 2013 г. авиационное сообщение с египетскими курортами было возобновлено. Однако причины прекращения авиационного сообщения с египетскими курортами в 2011 и 2013 гг. не были столь серьезными, как в 2015 г. Теперь, похоже, руководство Российской Федерации приняло решение о прекращении полетов в Египет именно из соображений безопасности многих тысяч россиян.

Запрет авиарейсов в свете российско-египетских отношений

Власти Египта уже выразили обеспокоенность последствиями авиакатастрофы российского самолета для туристического бизнеса страны. Об этом заявил пресс-секретарь министерства туризма Египта Раша Азизи. Для Египта туризм является важнейшим источником поступления доходов в иностранной валюте в бюджет страны. Экономике Египта, из-за дестабилизировавшейся в течение последних пяти лет политической обстановки в стране, был нанесен серьезный ущерб. Многие иностранные туристы отказываются со времен «Арабской Весны» ездить в Египет, испытывая опасения за свою безопасность и предпочитая другие, более спокойные страны. Однако российские туристы до последнего времени составляли треть всех иностранных туристов, посещавших египетские курорты — прежде всего, по причине дешевизны последних и их раскрученности в России. Так, в 2014 г. в Египте побывало 9,9 млн. иностранных туристов, из которых около трети составляли граждане Российской Федерации. Таким образом, запрет авиационного сообщения с Египтом лишит египетский туристический сектор поступлений от миллионов российских туристов. Тем более, если учитывать, что именно осенние и зимние месяцы пользовались наибольшим спросом у российских туристов и благодаря осенне-зимним рейсам египетский бюджет получал значительные финансовые пополнения, а российские туристические компании существенно расширяли свои доходы.



В то же время, крайне маловероятно, что египетско-российские отношения ухудшатся по причине прекращения авиационного сообщения. Дело в том, что при действующем президенте Египта фельдмаршале Абудл-Фаттах Халиле ас-Сиси российско-египетские отношения серьезно улучшились. Фельдмаршал Сиси побывал на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года, тогда как многие зарубежные лидеры, в контексте санкций против России, отказались ехать на праздничные мероприятия. Россия развивает и углубляет военное, политическое и экономическое сотрудничество с Египтом, поэтому египетское руководство вполне понимает причины, побудившие Москву объявить о прекращении авиационного сообщения. Естественно, что относится к этому решению египетские власти будут с сожалением, но иного выхода у Каира пока нет. Как сообщают представители российского руководства, египетские власти принимают самое действенное участие в эвакуации российских граждан из страны. В частности, контроль над аэропортами, откуда производится эвакуация, взят представителями египетских военных. Так, вице-премьер А. Дворкович сообщил: «египетские наши друзья уже предприняли первые шаги, военные уже взяли под контроль все процедуры оформления пассажиров на рейсы, они присутствуют в Шарм-эш-Шейхе, других аэропортах и минимизируют бесконтрольные действия, которые, судя по отзывам туристов, ранее присутствовали в ряде аэропортов, мы видим добрую волю наших друзей, наших коллег минимизировать все подобные случаи, исключить угрозы безопасности жизни и здоровья людей» (Цит. по: http://tass.ru/obschestvo/2415837). Вполне вероятно, что прекращение потока российских туристов в Египет будет способствовать и активизации усилий военных властей страны по борьбе с радикальными группировками, действия которых могут принести серьезный ущерб экономическим и политическим интересам египетского государства.