Питер Конноли о кельтах и их вооружении (Часть 3)
Диодор обращал внимание на большую длину кельтских мечей, особенно по сравнению со значительно более короткими греческими или римскими мечами. В то же время, судя по их находкам в 450 – 250 гг. до н.э., клинки кельтских мечей достигали примерно 60 см, то есть не длиннее тех, что в то время были у этрусков и римлян. Более длинные мечи появились у них лишь в конце III в. до н.э., пользовались ими они вплоть до I в. до н.э.
Шлем, мечи и наконечники копий, принадлежавшие кельтским воинам. Археологический музей Сен-Жермен, Франция.
В течение фазы латен II (ок. 250 – 120 гг. до н.э.) клинки мечей вытянулись. Теперь это было оружие именно для рубящего удара. Кончик клинка приобрел закругленную форму, длина стала достигать 75 – 80 см, а вес 1 кг вместе с рукоятью. Наконечник ножен приобрел другую форму. Из озера у деревни Ла-Тен в Швейцарии такие мечи достают чуть ли не сотнями, и хотя можно заметить некоторые местные различия, очевидно, что все они принадлежат именно к этому периоду. Ножны (обычно из железа) делали из двух полос. Передняя была немного шире задней, и огибала ее по краям. Их устье усиливала декоративная накладка, а наконечник укреплял их конструкцию внизу.
Фаза латен III (120 – 50 гг. до н.э.) отличается тем, что длина клинков увеличилась еще больше и у некоторых мечей достигла 90 см. Длинные мечи с закругленным кончиком и железными ножнами этого типа чаще всего находят на территории Британии.
Хвостовик кельтского железного меча.
Казалось, что торжеству кельтов в Европе не будет конца, однако завоевание Юлием Цезарем Галлии в 55 г. до н.э. положило ему конец. В Британии кельтская субкультура просуществовала еще 150 лет. Клинки мечей этого времени (фазы латен IV) короче, чем те, что были раньше – 55 – 75 см. Ножны получили раздвоенный кончик в форме очень плоской перевернутой буквы V.
Кельтский воин со щитом и копьями с наконечниками характерной формы. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Рукояти мечей выделывались из дерева, обтягивались кожей и поэтому до нашего времени они практически не дошли. Традиционная форма рукояти была в форме буквы Х, своего рода память об «антенных» мечах гальштатской эпохи. Иной раз их делали в форме человеческой фигурки с поднятыми кверху руками. На более поздних рукоятях мечей латен IV нередко сказывалось римское влияние, что показывает находка меча в графстве Дорсет.
Воин со щитом и топором. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Форма у них была довольно необычна: сначала они расширялись у втулки, затем плавно сужались к острию. Известны и волнистые наконечники, о которых Диодор сообщает, что они наносили особенно опасные раны. Известно также, что кельты тоже кое-что перенимали у римлян и, в частности, их знаменитые дротики-пилумы. Их находят на месте раскопок многих кельтских поселений на территории южной Европы.
В то же время Конноли считает, что Диодор очень преувеличивает, когда сообщает о том, что кельтский щит был ростом с человека. В Ла-Тен были найдены остатки трех щитов приблизительно в 1,1 м высотой. Три щита, обнаруженных археологами, были изготовлены из древесины дуба. В центре толщина достигала 1,2 см, а по краям была меньше. На двух сохранилось традиционное вертикальное ребро, характерное для кельтских щитов. Умбон над углублением для размещения рукояти прикрывал руку от удара. При этом они были разной формы, начиная от простой металлической прямоугольной полосы, прибивавшейся на щит и его ребро на месте размещения рукоятки, до умбонов, напоминающих крылья бабочки или галстук «бабочку» с узлом (выпуклостью посредине). Ряд умбонов походят на римские: это плоское основание с отверстиями для заклепок и над ним полусфера.
Всадник с копьем. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Были ли щиты покрыты шкурой? Дерево, не покрытое ничем, трескалось бы от ударов мечом – таково мнение Питера Конноли. Однако встречаются и щиты без обтяжки и, по его мнению, их делали специально для похорон. А вот щиты, имеющие обтяжку из кожи и кожаную либо металлическую кромку по всему краю – явно боевые. Такой щит мог иметь вес 6-7 кг – деревянная основа 4 кг, плюс кожа 2 кг, плюс 250 г умбон.
«Щит из Баттерси», найденный в Темзе, является одним из наиболее известных образцов древнего кельтского искусства, найденных в Великобритании. Это деревянный щит, покрытый тонким листом бронзы в латенском стиле. Щит хранится в Британском музее, а его копия находится в Музее Лондона. Размеры щита: длина – 77,7 см, ширина 34,1–35,7 см. Относят его к 350 – 50 гг. до н. э. Ну, а подняли его со дна реки Темзы в Лондоне в 1857 году, во время раскопок у моста Челси. «Баттерси щит» изготовлен из нескольких частей, удерживаемых вместе при помощи заклепок, спрятанных под декоративными элементами. Декор в типично кельтском латенском стиле и состоит из кругов и спиралей. Щит украшен красной эмалью и внешне очень красив, но его бронзовый лист, как говорят археологи, слишком тонкий, чтобы давать эффективную защиту в бою, и на нем нет никаких боевых повреждений. Поэтому считается, что щит этот был брошен в реку в качестве жертвоприношения.
Очевидное сходство римского скутума и кельтского щита говорят о том, что происхождение они имеют общее. Но кельтский является более древним и если судить по находкам тех же умбонов, то видно, как он совершенствовался. Большая часть щитов кельтов имеет форму овала, и такую же форму имеют ранние римские скутумы, причем с таким же вертикальным ребром. Но есть и отличия. Например, римские щиты, найденные в Египте в Фаюмском оазисе, размеры которых практически полностью совпадают с размерами кельтских щитов (высота 1,28 м и ширина 63,5 см), были сделаны совсем по другой технологии. Если кельтские сделаны из цельного куска дерева, то римские из трех слоев березовых пластинок, шириной по 6-10 см. Склеены между собой они были перпендикулярно друг другу, а сверху они были еще и оклеены войлоком. Рукоятка – горизонтальная. Полибий, однако, сообщал, что склеивались они из двух рядов пластинок, а сверху обтягивались грубой тканью, а затем кожей.
Кельт в «шлеме Ватерлоо» и со «щитом из Баттерси». Рисунок Ангуса МакБрайда.
Питер Конноли сообщает о том, что сделал реплику такого щита, и вес его получился равным 10 кг. Вначале это посчитали невероятным, поскольку пользоваться им было очень тяжело. Однако потом практически такой же щит нашли в Англии, и стало очевидно, что это отнюдь не случайные находки, а что «так было». И, кстати, стало понятно, почему тот же Диодор считал, что кельтские щиты были хуже римских. Ведь хотя они и были одинаковой конструкции, следует учесть, что щит из «фанеры», будет всегда прочнее цельнодеревянного.
«Щит из Баттерси» в Англии очень популярен. Например, его изображение украшает обложку вот этого календаря за 2015 год стоимостью 40 фунтов стерлингов.
Шлем, мечи и наконечники копий, принадлежавшие кельтским воинам. Археологический музей Сен-Жермен, Франция.
В течение фазы латен II (ок. 250 – 120 гг. до н.э.) клинки мечей вытянулись. Теперь это было оружие именно для рубящего удара. Кончик клинка приобрел закругленную форму, длина стала достигать 75 – 80 см, а вес 1 кг вместе с рукоятью. Наконечник ножен приобрел другую форму. Из озера у деревни Ла-Тен в Швейцарии такие мечи достают чуть ли не сотнями, и хотя можно заметить некоторые местные различия, очевидно, что все они принадлежат именно к этому периоду. Ножны (обычно из железа) делали из двух полос. Передняя была немного шире задней, и огибала ее по краям. Их устье усиливала декоративная накладка, а наконечник укреплял их конструкцию внизу.
Фаза латен III (120 – 50 гг. до н.э.) отличается тем, что длина клинков увеличилась еще больше и у некоторых мечей достигла 90 см. Длинные мечи с закругленным кончиком и железными ножнами этого типа чаще всего находят на территории Британии.
Хвостовик кельтского железного меча.
Казалось, что торжеству кельтов в Европе не будет конца, однако завоевание Юлием Цезарем Галлии в 55 г. до н.э. положило ему конец. В Британии кельтская субкультура просуществовала еще 150 лет. Клинки мечей этого времени (фазы латен IV) короче, чем те, что были раньше – 55 – 75 см. Ножны получили раздвоенный кончик в форме очень плоской перевернутой буквы V.
Кельтский воин со щитом и копьями с наконечниками характерной формы. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Рукояти мечей выделывались из дерева, обтягивались кожей и поэтому до нашего времени они практически не дошли. Традиционная форма рукояти была в форме буквы Х, своего рода память об «антенных» мечах гальштатской эпохи. Иной раз их делали в форме человеческой фигурки с поднятыми кверху руками. На более поздних рукоятях мечей латен IV нередко сказывалось римское влияние, что показывает находка меча в графстве Дорсет.
Воин со щитом и топором. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Форма у них была довольно необычна: сначала они расширялись у втулки, затем плавно сужались к острию. Известны и волнистые наконечники, о которых Диодор сообщает, что они наносили особенно опасные раны. Известно также, что кельты тоже кое-что перенимали у римлян и, в частности, их знаменитые дротики-пилумы. Их находят на месте раскопок многих кельтских поселений на территории южной Европы.
В то же время Конноли считает, что Диодор очень преувеличивает, когда сообщает о том, что кельтский щит был ростом с человека. В Ла-Тен были найдены остатки трех щитов приблизительно в 1,1 м высотой. Три щита, обнаруженных археологами, были изготовлены из древесины дуба. В центре толщина достигала 1,2 см, а по краям была меньше. На двух сохранилось традиционное вертикальное ребро, характерное для кельтских щитов. Умбон над углублением для размещения рукояти прикрывал руку от удара. При этом они были разной формы, начиная от простой металлической прямоугольной полосы, прибивавшейся на щит и его ребро на месте размещения рукоятки, до умбонов, напоминающих крылья бабочки или галстук «бабочку» с узлом (выпуклостью посредине). Ряд умбонов походят на римские: это плоское основание с отверстиями для заклепок и над ним полусфера.
Всадник с копьем. Иллирийская ситула из Ваче (фрагмент). Бронза. Около 500 г. до н. э. Национальный музей. Любляна.
Были ли щиты покрыты шкурой? Дерево, не покрытое ничем, трескалось бы от ударов мечом – таково мнение Питера Конноли. Однако встречаются и щиты без обтяжки и, по его мнению, их делали специально для похорон. А вот щиты, имеющие обтяжку из кожи и кожаную либо металлическую кромку по всему краю – явно боевые. Такой щит мог иметь вес 6-7 кг – деревянная основа 4 кг, плюс кожа 2 кг, плюс 250 г умбон.
«Щит из Баттерси», найденный в Темзе, является одним из наиболее известных образцов древнего кельтского искусства, найденных в Великобритании. Это деревянный щит, покрытый тонким листом бронзы в латенском стиле. Щит хранится в Британском музее, а его копия находится в Музее Лондона. Размеры щита: длина – 77,7 см, ширина 34,1–35,7 см. Относят его к 350 – 50 гг. до н. э. Ну, а подняли его со дна реки Темзы в Лондоне в 1857 году, во время раскопок у моста Челси. «Баттерси щит» изготовлен из нескольких частей, удерживаемых вместе при помощи заклепок, спрятанных под декоративными элементами. Декор в типично кельтском латенском стиле и состоит из кругов и спиралей. Щит украшен красной эмалью и внешне очень красив, но его бронзовый лист, как говорят археологи, слишком тонкий, чтобы давать эффективную защиту в бою, и на нем нет никаких боевых повреждений. Поэтому считается, что щит этот был брошен в реку в качестве жертвоприношения.
Очевидное сходство римского скутума и кельтского щита говорят о том, что происхождение они имеют общее. Но кельтский является более древним и если судить по находкам тех же умбонов, то видно, как он совершенствовался. Большая часть щитов кельтов имеет форму овала, и такую же форму имеют ранние римские скутумы, причем с таким же вертикальным ребром. Но есть и отличия. Например, римские щиты, найденные в Египте в Фаюмском оазисе, размеры которых практически полностью совпадают с размерами кельтских щитов (высота 1,28 м и ширина 63,5 см), были сделаны совсем по другой технологии. Если кельтские сделаны из цельного куска дерева, то римские из трех слоев березовых пластинок, шириной по 6-10 см. Склеены между собой они были перпендикулярно друг другу, а сверху они были еще и оклеены войлоком. Рукоятка – горизонтальная. Полибий, однако, сообщал, что склеивались они из двух рядов пластинок, а сверху обтягивались грубой тканью, а затем кожей.
Кельт в «шлеме Ватерлоо» и со «щитом из Баттерси». Рисунок Ангуса МакБрайда.
Питер Конноли сообщает о том, что сделал реплику такого щита, и вес его получился равным 10 кг. Вначале это посчитали невероятным, поскольку пользоваться им было очень тяжело. Однако потом практически такой же щит нашли в Англии, и стало очевидно, что это отнюдь не случайные находки, а что «так было». И, кстати, стало понятно, почему тот же Диодор считал, что кельтские щиты были хуже римских. Ведь хотя они и были одинаковой конструкции, следует учесть, что щит из «фанеры», будет всегда прочнее цельнодеревянного.
«Щит из Баттерси» в Англии очень популярен. Например, его изображение украшает обложку вот этого календаря за 2015 год стоимостью 40 фунтов стерлингов.
Автор: kalibr