Турция и пантюркизм на постсоветском пространстве
Произошедшее после атаки на российский самолет и убийства российского летчика резкое ухудшение отношений между Россией и Турцией на самом деле закономерно. Удивительно, что Россия столь длительное время терпела многочисленные менее демонстративные, но не менее болезненные «удары в спину» от своих турецких «партнеров».
Геополитическое противостояние России и Турции в акватории Черного моря, на Кавказе, на Балканах и Ближнем Востоке длится веками. Пожалуй, ни с одной страной мира у России не было такого количества войн, как с Османской империей. Правда, в ХХ веке, после окончания Первой мировой войны и распада Османской империи, Советский Союз в открытое противостояние с Турцией не вступал. Но, несмотря на то, что именно Советская Россия оказала Кемалю Ататюрку — отцу современной турецкой государственности, наиболее действенную помощь и всестороннюю поддержку, достаточно быстро националистический режим Турции превратился в одного из главных стратегических противников СССР в Передней Азии. Уже перед началом Второй мировой войны Турция рассматривалась как один из потенциальных союзников гитлеровской Германии. Хотя в войну на стороне Гитлера Турция так и не вступила, но сама опасность ее выступления против СССР заставляла советское руководство держать в Закавказье хорошо вооруженные армейские соединения, которые могли бы быть брошены против Германии и ускорить победу над нацистскими захватчиками. С появлением агрессивного блока НАТО Турция превратилась в важнейшего стратегического союзника США, угрожавшего южным рубежам советского государства. Велика роль Турции в разжигании радикальных и сепаратистских настроений в тюркских и мусульманских регионах Советского Союза и постсоветской России. При этом через Турцию, как правило, действовали более могущественные заокеанские противники советского государства, а позже — и сильной России. Активизация пантюркистов и религиозных фундаменталистов, поддерживаемых Турцией, произошла именно после распада СССР. Еще в конце 1980-х гг. эмиссары турецких националистических организаций приступили к усилению и легализации своей деятельности на территории республик Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа, Поволжья и даже в далекой Сибири — в Якутии.
Зарождение и распространение пантюркизма
В первые постсоветские годы, на волне «демократической» эйфории российские власти — как центральные, так и региональные — весьма снисходительно относились к деятельности иностранных, в частности турецких, организаций на территории республик и областей Российской Федерации со значительным процентом тюркского и мусульманского населения. Между тем, Турция, которая прежде и не могла помыслить о пропагандистской деятельности на территории советских республик, после распада СССР превратилась в важного идеологического и политического игрока на постсоветском пространстве. И пантюркистская идеология сыграла в этом процессе крайне важную роль. Кстати, идеология пантюркизма формировалась в конце XIX века как раз среди тюркских народов Российской империи. Этот процесс был связан с проникновением в традиционные исламские общества Поволжья, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии европейских философских и политических идей, которые формировали у местной интеллигенции ориентацию не на религиозную или этническую, а на национальную идентичность. В 1883 г. в Российской империи появилось первое печатное издание, издававшееся и на русском, и на тюркском языках — «Терджюман» — «Переводчик». Его выпускал Исмаил-бей Гаспралы (1851-1914), более известный как Исмаил Гаспринский — крымско-татарский общественный деятель, сын российского офицера Мустафы Али-оглу Гаспринского. Исмаил Гаспринский был озадачен вопросом создания единого тюркского языка, однако эту непосильную цель ему так и не удалось достигнуть — слишком большие различия наблюдались между давно обособившимися друг от друга языками тюркских народов. В политическом отношении Исмаил Гаспринский был ориентирован скорее пророссийски — он считал, что Россия должна представлять собой христианско-исламскую державу, а тюрки-мусульмане имеют гораздо больше шансов развиваться в составе России, нежели по отдельности и под европейским влиянием. То есть, взгляды Гаспринского представляли собой своеобразный прототип евразийства. Гаспринский призывал Россию и Турцию к взаимной дружбе, подчеркивая, что войны между двумя государствами идут им только во вред, а способствуют укреплению позиций западных держав — Великобритании, Франции, Австро-Венгрии. Однако последователи Гаспринского, особенно в Турции, стали выступать уже с антироссийских позиций. Постепенно значительная часть пантюркистов заняла фланг противников России, что было вполне естественно — ориентируясь на создание тюркской державы, пантюркисты стремились к отделению населенных тюркскими народами регионов от Российской империи, затем — от СССР и, в настоящее время, — от России, а также некоторых других государств постсоветского пространства.
В Османской Турции идеи пантюркизма получили большое распространение в последнее десятилетие ее существования, что было связано с формированием турецкой национальной идентичности и распространением националистических идей среди тюркской интеллигенции и офицерства. Основополагающие принципы пантюркистской идеологии были сформулированы Зия Гёкальпом (1876-1924) — турецким социологом, туркоманом по происхождению. Будучи сторонником турецкого национализма, Гёкальп выступал с критикой Османской империи и исламизма. Он считал необходимым разделение светской и духовной власти, тюркизацию национальных меньшинств страны и формирование тюркского государства по принципу «одна страна — один народ». Идеи тюркского национализма Гёкальп распространял и на тюркские народы Крыма, Кавказа, Центральной Азии. Позже, после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, идеи Зия Гёкальпа легли в основу кемалистской идеологии, предусматривавшей создание и укрепление моноэтнического тюркского национального государства. Однако Мустафа Кемаль Ататюрк не спешил интегрировать тюркские народы за пределами собственно Турции, поскольку все его внимание было сосредоточено на модернизации турецкого общества. Тем более, что Советский Союз оказал серьезную поддержку Кемалю Ататюрку, поэтому он относился к идеям распространения пантюркизма весьма негативно и заменил его сугубо турецким национализмом, хотя и использовал многие идеи пантюркистов начала ХХ века.
Ситуация стала постепенно меняться уже после смерти отца-основателя современной Турции. Немаловажную роль в возрождении пантюркизма сыграли западные державы, намеревавшиеся с помощью активизации националистических настроений в советских республиках Кавказа и Центральной Азии ослабить Советский Союз. Поэтому в СССР отношение к пантюркизму было сугубо отрицательным. Впрочем, собственно Турция открыто не решалась поддерживать деятельность тюркских националистических групп и кружков на территории Советского Союза и даже не оказала поддержки крымским татарам. Даже в 1989-1990 гг., когда СССР фактически «доживал» свой век, Турция не осмеливалась открыто заявлять свои пантюркистские устремления. Лишь окончательный распад советского государства позволил Турции активизировать свое влияние — ведь на постсоветском пространстве появились пять новых тюркоязычных государств — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. Кроме того, «парад суверенитетов» в автономных республиках, входящих в состав Российской Федерации, также позволил активизировать в них протурецкую деятельность. Турция стала проявлять интерес к вопросам «этнического ренессанса» в тюркоязычных республиках России, причем не только в Татарстане, Башкирии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, но и в Якутии, Алтайской республике, Хакасии, Тыве и Чувашии, титульные народы которых весьма далеки в культурном отношении от турок-мусульман. В сферу интересов Турции вошли и нетюркские исламские республики Северного Кавказа — Дагестан, Чеченская республика, Ингушетия, Адыгея, а также суверенный Таджикистан. Наконец, очень активную деятельность турецкие общественные организации и фонды развернули в Крыму, который в 1991-2014 гг. входил в состав Украины — среди крымско-татарского населения, и в Молдове — среди гагаузского населения.
Пантюркизм набирает обороты
В последние годы существования СССР первыми стали устанавливать контакты с националистически ориентированными кругами республик представители негосударственных общественно-политических организаций Турции. По их приглашению в Турцию стали приезжать гости из республик Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири. Распад СССР способствовал переходу к контактам уже на правительственном уровне — тюркоязычные республики бывшего СССР посетили сначала министр иностранных дел, а затем и премьер-министр Турции. Ключевыми направлениями турецкого влияния на тюркоязычные республики на постсоветском пространстве стали: 1) экономическое сотрудничество, которое заключается не только в торговле, но и в финансовой и экономической помощи Турции тюркоязычным и мусульманским республикам; 2) культурно-пропагандистская деятельность, заключающаяся в открытии турецких учебных заведений, приглашении студентов на обучение в Турцию, вещании турецкого телевидения и радио; 3) внедрение идей по латинизации алфавита тюркских языков бывшего СССР, что, по мнению заинтересованных кругов в Турции, должно способствовать дальнейшему укреплению турецкого влияния в культуре тюркоязычных народов. Кстати, внедрение латинского алфавита — это особый вопрос. Для многих тюркских языков бывшего СССР современный турецкий алфавит практически неприменим. Однако это не мешает Турции издавать литературу, ориентированную на республики Средней Азии, Кавказа или Поволжья. Дело в том, что пантюркистские круги рассчитывают перейти от единого алфавита к единому языку, затем — к единой национальной общности и созданию единого государства, в котором Турция будет играть доминирующую роль. Отдельным пунктом идет помощь уже нелегального характера, наиболее ясно проявившаяся в годы чеченских кампаний. Но, несмотря на то, что Турция активно помогала северокавказским боевикам, поставляя добровольцев, медицинские услуги, убежище для скрывающихся, Российская Федерация предпочитала не портить отношения с Анкарой. Более того, Турция позиционировалась как один из важнейших экономических партнеров России. Действительно, за 1990-е — 2000-е гг. экономики двух стран оказались тесно связаны, но закономерен вопрос — стоило ли это жизней и здоровья граждан России, пострадавших во время вооруженных конфликтов на Северном Кавказе?
Геополитическое противостояние России и Турции в акватории Черного моря, на Кавказе, на Балканах и Ближнем Востоке длится веками. Пожалуй, ни с одной страной мира у России не было такого количества войн, как с Османской империей. Правда, в ХХ веке, после окончания Первой мировой войны и распада Османской империи, Советский Союз в открытое противостояние с Турцией не вступал. Но, несмотря на то, что именно Советская Россия оказала Кемалю Ататюрку — отцу современной турецкой государственности, наиболее действенную помощь и всестороннюю поддержку, достаточно быстро националистический режим Турции превратился в одного из главных стратегических противников СССР в Передней Азии. Уже перед началом Второй мировой войны Турция рассматривалась как один из потенциальных союзников гитлеровской Германии. Хотя в войну на стороне Гитлера Турция так и не вступила, но сама опасность ее выступления против СССР заставляла советское руководство держать в Закавказье хорошо вооруженные армейские соединения, которые могли бы быть брошены против Германии и ускорить победу над нацистскими захватчиками. С появлением агрессивного блока НАТО Турция превратилась в важнейшего стратегического союзника США, угрожавшего южным рубежам советского государства. Велика роль Турции в разжигании радикальных и сепаратистских настроений в тюркских и мусульманских регионах Советского Союза и постсоветской России. При этом через Турцию, как правило, действовали более могущественные заокеанские противники советского государства, а позже — и сильной России. Активизация пантюркистов и религиозных фундаменталистов, поддерживаемых Турцией, произошла именно после распада СССР. Еще в конце 1980-х гг. эмиссары турецких националистических организаций приступили к усилению и легализации своей деятельности на территории республик Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа, Поволжья и даже в далекой Сибири — в Якутии.
Зарождение и распространение пантюркизма
В первые постсоветские годы, на волне «демократической» эйфории российские власти — как центральные, так и региональные — весьма снисходительно относились к деятельности иностранных, в частности турецких, организаций на территории республик и областей Российской Федерации со значительным процентом тюркского и мусульманского населения. Между тем, Турция, которая прежде и не могла помыслить о пропагандистской деятельности на территории советских республик, после распада СССР превратилась в важного идеологического и политического игрока на постсоветском пространстве. И пантюркистская идеология сыграла в этом процессе крайне важную роль. Кстати, идеология пантюркизма формировалась в конце XIX века как раз среди тюркских народов Российской империи. Этот процесс был связан с проникновением в традиционные исламские общества Поволжья, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии европейских философских и политических идей, которые формировали у местной интеллигенции ориентацию не на религиозную или этническую, а на национальную идентичность. В 1883 г. в Российской империи появилось первое печатное издание, издававшееся и на русском, и на тюркском языках — «Терджюман» — «Переводчик». Его выпускал Исмаил-бей Гаспралы (1851-1914), более известный как Исмаил Гаспринский — крымско-татарский общественный деятель, сын российского офицера Мустафы Али-оглу Гаспринского. Исмаил Гаспринский был озадачен вопросом создания единого тюркского языка, однако эту непосильную цель ему так и не удалось достигнуть — слишком большие различия наблюдались между давно обособившимися друг от друга языками тюркских народов. В политическом отношении Исмаил Гаспринский был ориентирован скорее пророссийски — он считал, что Россия должна представлять собой христианско-исламскую державу, а тюрки-мусульмане имеют гораздо больше шансов развиваться в составе России, нежели по отдельности и под европейским влиянием. То есть, взгляды Гаспринского представляли собой своеобразный прототип евразийства. Гаспринский призывал Россию и Турцию к взаимной дружбе, подчеркивая, что войны между двумя государствами идут им только во вред, а способствуют укреплению позиций западных держав — Великобритании, Франции, Австро-Венгрии. Однако последователи Гаспринского, особенно в Турции, стали выступать уже с антироссийских позиций. Постепенно значительная часть пантюркистов заняла фланг противников России, что было вполне естественно — ориентируясь на создание тюркской державы, пантюркисты стремились к отделению населенных тюркскими народами регионов от Российской империи, затем — от СССР и, в настоящее время, — от России, а также некоторых других государств постсоветского пространства.
В Османской Турции идеи пантюркизма получили большое распространение в последнее десятилетие ее существования, что было связано с формированием турецкой национальной идентичности и распространением националистических идей среди тюркской интеллигенции и офицерства. Основополагающие принципы пантюркистской идеологии были сформулированы Зия Гёкальпом (1876-1924) — турецким социологом, туркоманом по происхождению. Будучи сторонником турецкого национализма, Гёкальп выступал с критикой Османской империи и исламизма. Он считал необходимым разделение светской и духовной власти, тюркизацию национальных меньшинств страны и формирование тюркского государства по принципу «одна страна — один народ». Идеи тюркского национализма Гёкальп распространял и на тюркские народы Крыма, Кавказа, Центральной Азии. Позже, после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, идеи Зия Гёкальпа легли в основу кемалистской идеологии, предусматривавшей создание и укрепление моноэтнического тюркского национального государства. Однако Мустафа Кемаль Ататюрк не спешил интегрировать тюркские народы за пределами собственно Турции, поскольку все его внимание было сосредоточено на модернизации турецкого общества. Тем более, что Советский Союз оказал серьезную поддержку Кемалю Ататюрку, поэтому он относился к идеям распространения пантюркизма весьма негативно и заменил его сугубо турецким национализмом, хотя и использовал многие идеи пантюркистов начала ХХ века.
Ситуация стала постепенно меняться уже после смерти отца-основателя современной Турции. Немаловажную роль в возрождении пантюркизма сыграли западные державы, намеревавшиеся с помощью активизации националистических настроений в советских республиках Кавказа и Центральной Азии ослабить Советский Союз. Поэтому в СССР отношение к пантюркизму было сугубо отрицательным. Впрочем, собственно Турция открыто не решалась поддерживать деятельность тюркских националистических групп и кружков на территории Советского Союза и даже не оказала поддержки крымским татарам. Даже в 1989-1990 гг., когда СССР фактически «доживал» свой век, Турция не осмеливалась открыто заявлять свои пантюркистские устремления. Лишь окончательный распад советского государства позволил Турции активизировать свое влияние — ведь на постсоветском пространстве появились пять новых тюркоязычных государств — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. Кроме того, «парад суверенитетов» в автономных республиках, входящих в состав Российской Федерации, также позволил активизировать в них протурецкую деятельность. Турция стала проявлять интерес к вопросам «этнического ренессанса» в тюркоязычных республиках России, причем не только в Татарстане, Башкирии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, но и в Якутии, Алтайской республике, Хакасии, Тыве и Чувашии, титульные народы которых весьма далеки в культурном отношении от турок-мусульман. В сферу интересов Турции вошли и нетюркские исламские республики Северного Кавказа — Дагестан, Чеченская республика, Ингушетия, Адыгея, а также суверенный Таджикистан. Наконец, очень активную деятельность турецкие общественные организации и фонды развернули в Крыму, который в 1991-2014 гг. входил в состав Украины — среди крымско-татарского населения, и в Молдове — среди гагаузского населения.
Пантюркизм набирает обороты
В последние годы существования СССР первыми стали устанавливать контакты с националистически ориентированными кругами республик представители негосударственных общественно-политических организаций Турции. По их приглашению в Турцию стали приезжать гости из республик Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири. Распад СССР способствовал переходу к контактам уже на правительственном уровне — тюркоязычные республики бывшего СССР посетили сначала министр иностранных дел, а затем и премьер-министр Турции. Ключевыми направлениями турецкого влияния на тюркоязычные республики на постсоветском пространстве стали: 1) экономическое сотрудничество, которое заключается не только в торговле, но и в финансовой и экономической помощи Турции тюркоязычным и мусульманским республикам; 2) культурно-пропагандистская деятельность, заключающаяся в открытии турецких учебных заведений, приглашении студентов на обучение в Турцию, вещании турецкого телевидения и радио; 3) внедрение идей по латинизации алфавита тюркских языков бывшего СССР, что, по мнению заинтересованных кругов в Турции, должно способствовать дальнейшему укреплению турецкого влияния в культуре тюркоязычных народов. Кстати, внедрение латинского алфавита — это особый вопрос. Для многих тюркских языков бывшего СССР современный турецкий алфавит практически неприменим. Однако это не мешает Турции издавать литературу, ориентированную на республики Средней Азии, Кавказа или Поволжья. Дело в том, что пантюркистские круги рассчитывают перейти от единого алфавита к единому языку, затем — к единой национальной общности и созданию единого государства, в котором Турция будет играть доминирующую роль. Отдельным пунктом идет помощь уже нелегального характера, наиболее ясно проявившаяся в годы чеченских кампаний. Но, несмотря на то, что Турция активно помогала северокавказским боевикам, поставляя добровольцев, медицинские услуги, убежище для скрывающихся, Российская Федерация предпочитала не портить отношения с Анкарой. Более того, Турция позиционировалась как один из важнейших экономических партнеров России. Действительно, за 1990-е — 2000-е гг. экономики двух стран оказались тесно связаны, но закономерен вопрос — стоило ли это жизней и здоровья граждан России, пострадавших во время вооруженных конфликтов на Северном Кавказе?
Автор: ilyaros