Крейсер, опередивший время



Четыре атомных крейсера типа “Вирджиния” исключены из списков флота в 1994-98 гг.

Ракетные эсминцы серии “Кидд” списаны и проданы ВМС Тайваня. Что, для кораблей такого уровня равносильно забвению.

Британские “Тип 42”. Последние четыре модернизированных эсминца “подсерии №3” отправлены на слом в 2011-2013 гг. При том, что речь идет о весьма совершенных кораблях, один из которых совершил первый в мире (и пока единственный) успешный перехват противокорабельной ракеты в боевых условиях (эсминец “Глазго”, «Буря в пустыне», 1991 г.).



Каким непостижимым образом ровесник всех этих призраков прошлого, советский РКР “Москва”, продолжает оставаться на передовой, заставляя считаться с собой всех “вероятных противников”?

Честный ответ прозвучит убийственно просто. В связи с очевидным состоянием дел в ВМФ России замены для “Москвы” нет и, к сожалению, её появления в ближайшем будущем не предвидится. Даже если немедленно броситься строить эсминцы пр. 23560, замена подоспеет только к середине следующего десятилетия. В то время как флоты других стран уже давно поменяли ржавые “спрюэнсы” на Иджис-эсминцы, “Дэринги”, “Акидзуки” и прочие “Замволты”.

И здесь возникает неразрешимый парадокс. Всякий раз, обладатели суперэсминцев с системами “Иджис” и PAAMS бурно реагируют на появлении “Атланта”. Они действительно опасаются старого крейсера и выделяют немалые силы на нейтрализацию угрозы. Флоты стран НАТО устанавливают за крейсером плотное слежение и, по возможности, стараются не приближаться к “советскому металлолому”.



В то же время все три батареи АК-630М неудачно сосредоточены в носовой части, оставляя без прикрытия всю заднюю полусферу.

Установленный на крейсере ЗРК “Форт” является одной из ранних модификаций С-300 с ракетами 5В55РМ с дальностью поражения 75 км. То, что считалось достойным результатом на начало 1980-х, уже совершенно недостаточно в современных условиях (европейский Aster-30 — 130 км, американский “Стандарт-6” — 240 км, ракета ПРО “Стандарт-3” — 500 км, высота поражения не ограничена пределами атмосферы).

Добиться значительного усиления системы ПВО “Атлантов” можно путем скромной модернизации с заменой ЗР41 на новую станцию управления огнем Ф1М с фазированной антенной решеткой. Дальность рубежа перехвата воздушных целей будет увеличена до 150 км с одновременным увеличением плотности огня (одновременное наведение до 12 ракет по шести целям — против шести ракет и трех целей у “Волны”). Именно такую модернизацию с заменой носовой станции СУО претерпел атомный крейсер “Петр Великий” еще в момент своего строительства (“Форт-М”).

Немало претензий к средствам обнаружения и боевой информационной системе. Радиолокационный комплекс МР-800 «Флаг» с РЛС общего обнаружения МР-600 «Восход» и РЛС общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М». Примитивные, по сегодняшним меркам, радары общего обзора, имеющие вдвое меньшую дальность обнаружения воздушных целей, по сравнению с зарубежными “Иджисами” и PAAMS-S.



По данным открытых источников, П-1000 “Вулкан” не имеет значительных конструктивных отличий от своего предшественника (П-500 “Базальт”). Основные изменения связаны с сокращением массы фюзеляжа (титановые сплавы) и уменьшением массы БЧ с целью увеличения запаса топлива.

Основная задача модернизации не связана с увеличением дальности полета (она и так запредельная). Кроме того, запуск ПКР на предельную дальность сопряжен с проблемой выдачи целеуказания: к моменту прибытия ракеты цель может выйти за пределы видимости головки самонаведения “Вулкана”.

На вооружении флотов стран НАТО присутствуют зенитные ракеты с дальностью перехвата 200+ км. В то время, как крупная (размером с истребитель), радиоконтрастная цель в стратосфере — идеальная мишень для морской ЗРС “Иджис”. Если она может “снять” космический спутник или боеголовку баллистической ракеты, то что для неё двухмаховая противокорабельная ракета?

Все это свидетельствует о необходимости продления низковысотного участка полета “Вулкана” во избежание его преждевременного обнаружения противником. Пара сотен километров на сверхзвуке, в плотных слоях атмосферы потребовали определенных усилий, направленных на увеличение резервов топлива.



“Вулкан” обнаружат слишком поздно. Что будет потом?

Теоретически "Иджис" успеет выпустить пару десятков ракет. Примерно столько же выпустит другой эсминец из охранения АУГ. А затем еще полстолько же. Теоретически выпущенного количества “Стандартов” должно хватить для отражения тройного залпа крейсера “Москва”. Плюс средства радиоэлектронного подавления, облака отстреливаемых ловушек и скорострельные “Фалансы”…

Ну, это все в теории. На практике — пробитая надстройка Иджис-крейсера “Чанселроссвилл”, который не смог перехватить одиночную дозвуковую ПКР. Оператор проморгал, дежурный офицер ПВО нажал не на ту кнопку, а что произошло потом, уже никто не помнит…

Вот потому там боятся древних “Атлантов” с их свирепым оскалом — 16 “зубьев” в два ряда!

В то же время нужно начинать работать над заменой. В противном случае еще лет через 10 эти крейсеры будут представлять угрозу только для своих экипажей.

Автор: Santa Fe