Действия подводных сил Черноморского флота в первый период войны



Успеха добилась и подводная лодка капитан-лейтенанта В.Я. Власова «Щ-214». 30 октября она ушла в боевой поход. Настойчивые поиски увенчались успехом: на рассвете 3 ноября сигнальщик доложил об обнаруженной шхуне. Подводная лодка пошла на сближение. Власов решил уничтожить судно артиллерийским огнем, который был открыт с расстояния три четверти кабельтова. Комендоры поразили цель с первого выстрела. После нескольких попаданий шхуна загорелась и начала тонуть. Ночью 5 ноября, находясь в крейсерском, положении (это надводное положение, при котором заполнены цистерны быстрого погружения, а средняя и главного балласта не заполнены, в этом положении субмарина готова к срочному погружению), «Щ-214» обнаружила большой танкер. Командир, после маневрирования с дистанции порядка 4-х кабельтовых произвел выстрел из носового аппарата. Направлявшийся из Босфора в Констанцу итальянский танкер «Торчелло» водоизмещением около 3500 т затонул. Потеря двух из пяти танкеров, доставлявших топливо из Констанцы в Италию, заставила противника прекратить до середины мая 1942 года доставку топлива для итальянского флота.

Боролись с морскими перевозками и подлодки «Щ-210», «Щ-215», «М-34», «М-35». Нарушая коммуникации, черноморцы вынуждали противника выделять значительные силы кораблей и авиации, держать их в состоянии постоянной готовности к защите своего судоходства. Этим подводники внесли свой вклад в дело обороны Одессы. Благодаря их действиям почти весь вражеский флот был занят противолодочной обороной, что, естественно, усилило опасность для наших подводников, от которых требовались исключительно большое напряжение сил, высокое боевое мастерство, умение преодолевать многочисленные и неожиданно возникающие трудности.

К середине ноября 1941 года в связи с опасностью потери Крыма подводные лодки перешли из крымских портов в порты Кавказа, это значительно удлинило их переходы в район вражеских коммуникаций, сократило время нахождения на позициях и прервало действия лодок типа «М», которые имели тогда автономность плавания лишь 7-8 суток. В декабре после стабилизации положения в Севастополе группа лодок типа «М» второй бригады возвратилась в Севастополь и возобновила свою деятельность.



Основной метод, применявшийся подводными лодками в борьбе на вражеских коммуникациях, был позиционный. На позициях, представлявших собой прямоугольники со сторонами 15x20 миль, лодки пассивно ожидали противника. Осенью, когда подлодкам были нарезаны новые позиции, вводилось крейсерство в ограниченном районе, при котором командирам предоставлялась некоторая свобода маневрирования для более активного поиска врага. Однако этот метод в 1941 году не получил широкого распространения вследствие штормовой погоды и потерь подводных лодок на вражеских минах.

Всего до начала 1942 года советские подводные лодки произвели 103 боевых похода, потопили 8 судов (22405 брт) и повредили 4 (14250 брт).

В 1942 году противник усилил оборону коммуникаций. Увеличилось число боевых кораблей в конвоях и поисково-ударных группах, дозорах, которые неслись вблизи военно-морских баз. Весной 1942 года в строй вошло около 20 быстроходно-десантных барж (БДБ), используемых для охранения конвоев. БДБ были вооружены глубинными бомбами и артиллерией. Небольшая длина и осадка БДБ не позволяла нашим лодкам успешно атаковать их. БДБ участвовали в составе поисково-ударных групп, выходивших на поиск наших лодок ночью. И все же главной опасностью оставалась минная. За период с 16 октября 1941 года по 3 июля 1942 года противник выставил для прикрытия коммуникаций 2018 мин.

В 1941 году противник не подвергал наши подводные лодки длительному преследованию. В 1942 году ситуация изменилось, преследование стало настойчивым, продолжалось по нескольку часов. Противник сбрасывал на них сотни глубинных и авиационных бомб, но это не останавливало черноморцев.

Новым в тактике поиска было следующее: группы субмарин при действиях в районе Одесского залива и на отрезке коммуникации Сулина-Бугаз, из-за сложной минно-навигационной обстановки, применяли метод ожидания противника. При стоянке без хода ночью в надводном, а в светлое время суток в подводном положении, осуществляя визуальное и шумопеленгаторное наблюдение. Переходы они делали только для перемены места наблюдения или при получении данных разведки о движении конвоев. Также в первой половине мая 1942 года были осуществлены совместные действия в 12 милях от острова Фидониси подводных лодок «М-117» и «М-118» с задачей выявления коммуникаций противника. Всего 8 суток лодки выполняли поставленную задачу согласно специально составленному наставлению, которым предусматривалось, что в течение суток одна из лодок стоит в указанной точке на якоре в подводном положении, вторая ночью заряжает аккумуляторные батареи, а днем двигается под перископом для занятия новой позиции. В это же время за противником вела наблюдение разведывательная авиация, а ее данные передавались на лодки.

В течение первого полугодия 1942 года на линиях вражеских коммуникаций действовали «Щ-213», «А-3», «А-5» и другие. Наибольший успех пришелся на подводную лодку «Щ-205», капитана 3 ранга П.Д. Сухомлинова. Вечером 18 мая севернее мыса Карабурун она обнаружила груженый вражеский транспорт водоизмещением 1500 т. Так как торпедную атаку ввиду большого курсового угла и недопустимо малой глубины производить было нельзя, командир принял решение уничтожить врага артиллерией. Некоторое время черноморцы преследовали транспорт в подводном положении. С заходом солнца «Щ-205» всплыла и стала быстро настигать врага. Видя, что от лодки не уйти, транспорт повернул резко к берегу и выбросился на мель. В том же направлении сигнальщик заметил большую двухмачтовую шхуну. Командир приказал артиллеристам уничтожить ее. Четвертым залпом комендоры накрыли цель и перешли на поражение. Шхуна загорелась и затонула. Затем артиллерийским огнем был подожжен и выбросившийся транспорт. Через 5 дней лодка «Щ-205», подойдя на дистанцию 3 кабельтовых, двумя торпедами потопила очередной транспорт, после чего благополучно возвратилась в базу.

29 мая успех сопутствовал подводной лодке «А-3» , под командованием старшего лейтенанта С.А. Цурикова, уничтожившей в районе Одессы двумя торпедами, выпущенными с интервалом 8 секунд, транспорт противника «Сулина» водоизмещением 4000 т.



Источники:
Ольховатский О. Действовать оружием неограниченно... Подводная война на Черном море в документах и мемуарах. Часть 1. СПб.: Морское наследие, 2015. С. 32-40, 164-187, 231-244.
Морозов М., Кузнецов А. Черноморский флот в Великой Отечественной войне. Краткий курс боевых действий. М.: Эксмо, 2015. С.34-38, 65-66.
Воробьев В. Боевые действия подводных лодок Черноморского флота // Военно-исторический журнал. 1977. №6. С. 49-54.
Басов В. Боевой путь советского Военно-морского флота. М.: Воениздат, 1988. С. 362-365.