Аэродром Дзёмги
Линия сборки Су-17
Строительство различных модификаций Су-17 для ВВС СССР и экспортных вариантов Су-20, Су-22, Су-22М на заводе, который стал именоваться «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» продолжалось до начала 90-х. Параллельно с производством истребителей-бомбардировщиков на заводе велась сборка противокорабельных крылатых ракет П-6 и «Аметист» для вооружения подводных лодок. По кооперации в Новосибирск поставлялись хвостовые части фюзеляжа с оперением и поворотные части крыла для Су-24.
В 1984 году начались поставки серийных Су-27. Одними из первых истребители Су-27 начали осваивать пилоты 60-го иап. Этот истребительный авиаполк, прикрывавший Комсомольск-на-Амуре в течение длительного времени, делил ВПП с заводом.
Первые истребители И-16 появились на Дзёмгах в 1939 году, тогда эта истребительная авиационная часть входила в состав 31-й авиационной бригады. В начале 1945 года полк был полностью перевооружен на истребители Як-9. В ходе Советско-японской войны пилоты истребительного авиаполка с Дзёмог принимали участие в Сунгарийской наступательной операции и Южно-Сахалинской операции.
В 1951 году полк окончательно перешел с поршневых истребителей на реактивные МиГ-15. В первой половине 1955 года их сменили истребители МиГ-17, которые вскоре дополнили барражирующие истребители-перехватчики Як-25 с РЛС «Изумруд».
В 1969 году 60-й иап был перевооружен на сверхзвуковые перехватчики Су-15, летавшие с аэродрома Дземги около 20 лет. В 70-е годы на Дзёмгах некоторое время базировались перехватчики Як-28П, но принадлежали ли они 60-му иап или другой авиационной части, установить не удалось. Во всяком случае, в начале 90-х на базе хранения, расположенной на аэродроме Хурба под Комсомольском, Як-28П имелись.
Несмотря на то, что 60-й иап перешёл на Су-27 одним из первых, истребители-перехватчики Су-15 на Дзёмгах использовались ещё в 1990 году. Особенно большое впечатление производили ночные полёты, когда Су-15, взлетающие на форсаже со струями пламени, бьющими из реактивных двигателей, буквально вонзались в темное небо как ракеты. Незадолго до вывода Су-15 из эксплуатации можно было наблюдать весьма сложные фигуры высшего пилотажа, которые лётчики крутили на мало подходящих для ведения манёвренного воздушного боя машинах, неподалёку от аэродрома - над Старой площадкой и рекой Амур.
В августе 2001 года в ходе очередного реформирования вооруженных сил 60-й истребительный авиаполк был объединен с 404-м «Таллиннским» ордена Кутузова III степени истребительным авиационным полком. В результате объединения был образован 23-й «Таллиннский» истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги. 23-й иап стал головным для многих новых и модернизированных машин марки «Су».
Самолёт Су-27 стал базовым для целого семейства одноместных и двухместных истребителей, таких как: Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-27СМ, Су-30МК, Су-30МК2, Су-30М2, Су-35С. Машины, созданные на базе Су-27, широко поставлялись на экспорт и в настоящее время являются основным истребителем ВВС России. Специалисты Комсомольского авиазавода внесли большой вклад в дело налаживания производства Су-27СК в КНР, на авиазаводе в городе Шеньян.
В 90-е годы на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в рамках программы конверсии оборонной промышленности начались работы по гражданской авиационной тематике. До этого основной продукцией предприятия считались боевые самолёты, а для населения выпускались катера марки «Амур», велосипеды и стиральные машины.
В сентябре 2001 года совершил первый полёт Су-80. На этапе проектирования предполагалось, что в пассажирском варианте он заменит на местных авиалиниях Як-40 и Ан-24, а в грузовом Ан-26.
Су-80
Достоинствами турбовинтового Су-80 принято считать хорошие взлетно-посадочные характеристики и способность летать с необорудованных аэродромов. Это позволяло эксплуатировать Су-80 с неподготовленных аэродромов и коротких, в том числе грунтовых полос. В случае необходимости имелась возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой. Су-80 должен был обеспечить приемлемый по современным меркам уровень комфорта для пассажиров и высокую транспортную эффективность авиаперевозок при минимальных эксплуатационных расходах. При необходимости самолёт мог быть использован в качестве лёгкого военно-транспортного или патрульного. Наличие грузовой рампы на Су-80 позволяет осуществлять перевозку автомобильной техники и стандартных авиационных контейнеров.
Самолёт Су-80 прошел заводские приемосдаточные испытания на КнААПО и готовился к передаче в ОКБ на доводочные испытания, но вскоре программу остановили. По официальной версии это связано с использованием импортных узлов и агрегатов - двигателей американского производства и французских генераторов. Но как представляется, Су-80 стал неинтересен заводу и разработчику ввиду подготовки к производству, сулящего большие выгоды, ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100.
Бе-103
Та же участь постигла легкий самолёт-амфибию Бе-103. Его производство продолжалось с 1997 по 2004 год. Несколько машин этого типа было продано в США и Канаду. В данный момент выпуск Бе-103 прекращен, и все работы по нему свёрнуты. На территории завода до сих пор находится 16 амфибий, которые не нашли покупателя.
19 мая 2008 года с взлётной полосы аэродрома Дзёмги в воздух впервые поднялся ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) при участии иностранных компаний Thales, PowerJet и B/E Aerospace. Доля иностранных комплектующих в этом самолёте весьма велика.
Самолёт Sukhoi Superjet 100 на выставочной площадке аэродрома Дзёмги во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора).
В 2011 году начались поставки авиалайнера российским и иностранным заказчикам. В настоящее время произведено более 100 единиц «Суперджет-100».
В январе 2013 года авиазавод в качестве филиала вошел в ОАО Компания «Сухой» и стал называться филиал ОАО Компании «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (КнААЗ). За годы работы завода на нём построено более 12 000 самолетов различного назначения. С начала 60-х годов предприятие является основным производителем боевых самолётов марки «Су». Наряду с производством новой техники на КнААЗ ведётся ремонт и модернизация ранее выпущенных машин, состоявших на вооружении истребительных авиационных полков ВВС и ВМС России.
За последние десять лет в войска передано несколько десятков капитально отремонтированных и модернизированных Су-27СМ. Истребители Су-27СМ3 строились на базе экспортного Су-27СК. В отличие от истребителей Су-27С и Су-27П, которые изначально поступали в наши ВВС, модернизированные истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 имеют более совершенную систему управления вооружением и новые радиолокационный прицельный комплекс и оптико-электронную прицельную систему. На этих самолётах установлены многофункциональные мониторы, система индикации на лобовом стекле и новая нашлемная система целеуказания. Модернизированные истребители способны применять управляемое вооружение класса «воздух-поверхность», в том числе и ПКР. Су-27СМ3 имеет усиленную конструкцию планера и новые двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13 500 кгс. До появления Су-35С истребители Су-27СМ и Су-27СМ3 были самыми совершенными одноместными боевыми машинами в составе российских ВВС.
Истребитель Су-27СМ на аэродроме Дзёмги (фото автора)
Начиная с 2002 года, на КнААЗ прошли ремонт и модернизацию девятнадцать палубных истребителей Су-33, входящих в состав авиагруппы (279-й киап) единственного на данный момент российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В будущем запланирована модернизация ещё нескольких Су-33.
Путём глубокой модернизации на базе учебно-боевого Су-27УБ создан двухместный истребитель Су-30. Этот самолёт по сравнению с Су-27 имеет большую дальность полёта и более совершенное БРЭО. На КнААЗ строились следующие его модификации: Су-30МК, Су-30МК2, Су-30МКК, Су-30МКВ, Су-30МК2-V, Су-30М2. Все варианты, кроме последнего, являются экспортными. По состоянию на конец 2014 года в ВВС РФ поставлено 16 истребителей Су-30М2.
В октябре 2008 года с полосы аэродрома Дзёмги поднялся в воздух истребитель Су-35С, построенный на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре. В 2009 году Министерство обороны РФ заказало 48 многофункциональных истребителей Су-35С.
Во многом повторилась история тридцатилетней давности с вводом в строй и доводкой истребителя Су-27. Истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Дзёмги, вновь стал головным при вводе в эксплуатацию нового истребителя. Это вполне оправданно, учитывая, что завод-производитель располагается в шаговой доступности. В случае необходимости это даёт возможность производить ремонт и доработку пока ещё «сырого» Су-35С в заводских условиях, с участием представителей КБ.
Истребители Су-35С на аэродроме Дзёмги (фото автора)
Истребители Су-35С постройки 2010- 2013 годов, состоящие на вооружении 23-го иап на Дзёмгах, имеют двухцветную схему окраски с голубым низом и темно-серым верхом. Су-35С представляет собой дальнейший вариант развития истребителя Су-27. При его создании учтён многолетний опыт эксплуатации Су-27 и существенно увеличены боевые возможности. Планер истребителя Су-35С по сравнению с Су-27 усилен и увеличен объём топливных баков. Новый истребитель имеет передовую информационно-командную систему, БРЛС с пассивной ФАР «Н035 Ирбис», а также новые двигатели АЛ-41Ф1 с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги.
В конце января 2010 года с Дзёмог впервые поднялся в воздух прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50, построенный на КнААЗ. В настоящее время для испытаний построено девять лётных прототипов и два образца для прохождения наземных и прочностных испытаний.
Спутниковый снимок Google earth: самолёт Т-50 на территории КнААЗ
Таким образом, взлетно-посадочная полоса и инфраструктура аэродрома Дзёмги активно используется как авиастроительным заводом, так и истребительным полком. В составе авиационного парка КнААЗ имеются самолёты: Ту-154, Ан-12, Су-80, Бе-103. До недавнего времени заводом эксплуатировались спарки Су-17УМ3, используемые в тренировочных целях. Примечательным фактом является то, что истребители-бомбардировщики Су-17 всех модификаций официально сняты с вооружения ВВС России в конце 90-х. Поддержание в лётном состоянии Су-17УМ3, производство которых завершилось на Комсомольском авиазаводе более 25 лет назад, было возможно благодаря наличию квалифицированного технического персонала и большого запаса запасных частей.
Спутниковый снимок Google earth: стоянка авиатехники на территории КнААЗ
В боевом составе 23-го иап имеются истребители: Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С. В ноябре 2015 года в рамках выполнения гособоронзаказа очередная партия Су-35С была передана военным. Согласно планам Минобороны РФ к началу 2016 года в 23-м иап на аэродроме Дземги должно быть: 16 Су-27СМ, 3 Су-30М2 и 24 Су-35С.
Спутниковый снимок Google earth: самолёты 23-го иап на аэродроме Дзёмги
На территории аэродрома регулярно проводятся авиационные праздники, на которых демонстрируются различные виды авиационной техники и проводятся показательные полёты.
Выставка авиационной техники во время празднования 80-летнего юбилея авиационного завода (фото автора)
Крайний из них посвящён празднованию 80-летнего юбилея Комсомольского-на-Амуре авиационного завода 16 августа 2014 года (Авиационный праздник, посвящённый 80-летнему юбилею Комсомольского-на-Амуре авиационного завода).
Во время показательных полётов случился инцидент, который вполне мог закончиться аварией или даже катастрофой. Су-35С, принадлежащий 23-му иап б/н 08 «красный», при посадке из-за ошибки пилота коснулся законцовкой крыла бетонной взлетно-посадочной полосы. К счастью всё обошлось без серьёзных последствий и многие зрители даже не поняли, что произошло.
К сожалению не все инциденты с авиационной техникой на аэродроме Дзёмги заканчивались столь благополучно. 19 октября 1987 года при попытке взлететь в сложных погодных условиях разбился принадлежавший КнААПО транспортный Ан-12БК. Как было установлено комиссией, проводившей расследование, основными причинами катастрофы стали некачественная очистка ВПП от снега и перегруз самолёта. При взлёте дул сильный попутный ветер, видимость из-за тёмного времени суток была ограниченной.
В результате самолет, оторвавшись от полосы в самом её конце задел стойками шасси за антенны радиотехнического оборудования аэродрома и, собрав забор ограждения, врезался в гараж, в котором находились автомобили-топливозаправщики, после чего взорвался. В катастрофе погибли 5 членов экипажа и 4 пассажира.
Относительно недавно 27 апреля 2009 года во время рулежки и скоростной пробежки сошел с полосы и столкнулся с препятствием опытный образец Су-35. В результате аварии самолёт полностью разрушился и сгорел. Лётчик-испытатель успел катапультироваться и не пострадал. К счастью существенного влияния этот инцидент на сроки прохождения испытаний и процесс запуска в серийное производство не оказал.
Аэродром Дзёмги согласно реестру Федерального агентства воздушного транспорта классифицируется как международный. Он оборудован двумя станциями ближней навигации (РСБН), курсо-глиссадной системой 1 категории, обзорными РЛС, светосигнальными системами. Размеры ВПП составляют 2480×80 м. Аэродром может принимать практически все типы воздушных судов до Ан-124 «Руслан» включительно.
Аэродром совместного базирования Дзёмги играл, и без сомнения будет в дальнейшем играть большую роль в обеспечении обороноспособности нашей страны. Его значение особенно возросло после того, как во время «реформирования» и «придания нового облика» вооруженным силам было «оптимизировано» значительное количество авиационных частей и ликвидировано около половины военных аэродромов на Дальнем востоке.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/KNAAPO.html
http://www.dv-reclama.ru/b/knaapo/
http://superjet.wikidot.com
Автор: Bongo