«Звёздный огонь» Корейской войны. Перехватчик F-94 «Локхид»
Локхид присвоила проекту обозначение «модель 780». Работа над новым истребителем была возложена на группу конструкторов под руководством Русса Дэниэлла. К счастью, ТF-80С имел достаточно свободного объема для размещения системы управления огнем в носовой части и аппаратуры радиооператора за кабиной пилота. Так что работа продвигалось довольно гладко. Контракт на разработку самолета был заключен в январе 1949 года, при этом самолет получил обозначение F-94 «Старфайр».
Однако еще в начале проектных работ стало ясно, что двигатель Эллисон J33, применявшийся на ТF-80С, обладает недостаточной мощностью для компенсации возросшего взлетного веса самолета. В качестве новой силовой установки было решено использовать Эллисон J33-A-33 тягой 1997 кг и 2724 кг на форсаже. Установка на двигателе форсажной камеры привело к удлинению и увеличению высоты задней части фюзеляжа, что сместило назад центр тяжести. Но это компенсировалось установкой в удлиненной носовой части локатора АРG-32.
Вооружение первоначально планировалось из шести 12,7-мм пулеметов М-3, но втиснуть в фюзеляж удалось только четыре. Они монтировалось снизу носовой части фюзеляжа. Воздухозаборники были переделаны и увеличены. Выросла также и площадь оперения, а внутренний запас топлива составил 1205 л. Правда, на законцовках крыла можно было подвесить еще два 625-л бака.
В качестве опытных машин были использованы два доработанных ТF-80С. Они получили обозначение ЕТF-80С, а позже их переименовали в ЕТ-ЗЗА. Неофициально самолеты именовались YF-94. На них еще не было большинства из запланированного, к установке на перехватчик, оборудования. Свой первый полет эти машины совершили под управлением пилотов Тони Ливьера и Гленна Фулькрсона 16 апреля 1949 года.
Летные испытания показали удовлетворительную управляемость машин, слегка нарушаемую в момент включения форсажа. В то время форсажная камера была еще новинкой, что вызывало те или иные проблемы. Двигатели YF-94 довольно часто глохли, а запустить их вновь, было проблематично. Это потребовало тяжелой работы инженеров Эллисона и Локхида, добивавшихся надежной работы системы форсажа. Решение этой проблемы позволило запустить F-94 в серию и принять на вооружение.
Первый серийный вариант перехватчика F-94А был заказан в январе 1949 года, причем 109 машин практически не отличались от YF-94, за исключением установки всего предусмотренного оборудования. Первые 17 перехватчиков представляли собой фактически «переделанные на коленках» Т-33, забранные со сборочной линии, следующие изготовлялись заново. Вооружение самолета могло теперь дополняться и парой 454-кг бомб. Подкрыльевые топливные баки было решено заменить на один подфюзеляжный бак емкостью 872 л.
Первую машину ВВС США приняли в декабре 1949 года. При этом F-94А первым серийным истребителем США с форсажной камерой двигателя, а также первым реактивным всепогодным перехватчиком. Начиная с мая 1950 года, «Старфаеры» сменили Норт-Америкэн F-82 «Твин мустанг» в составе 317-й эскадрильи истребителей-перехватчиков на авиабазе Маккорд, и 319-й эскадрилье на авиабазе Мозезлейк. Однако новый самолет все еще страдал от «детских болезней», связанных с двигателем и электронным оборудованием.
F-94А/В в первую очередь был предназначен для службы в Континентальном воздушном командовании, которое было образовано в декабре 1948 года, объединив под свое начало Командование ПВО и Тактическое воздушное командование. «Старфайр» также состоял на вооружении Воздушного командования Аляски, противостоящему возможному налету по США со стороны Сибири. В течение трех лет — с 1950 по 1953 год — эти перехватчики были основой ПВО Соединенных Штатов, ожидавших в любой момент налета советских бомбардировщиков Ту-4 с ядерными бомбами. «Старфайр» был единственным массовым реактивным всепогодным перехватчиком США. После лечения «детских болезней» F-94 стал вполне надежным и относительно простым в эксплуатации самолетом. Однако реактивный перехватчик Локхида имел небольшой радиус действия, низкую скороподъемность и явно недостаточную огневую мощь для поражения бомбардировщиков. Надежность и характеристики радиолокатора также не вызывали восторга, хотя в идеальных условиях он мог обнаружить бомбардировщик Б-29 на дальности 16,4 км.
Следует отметить, что, как выяснилось позже, угроза от советских стратегических бомбардировщиков на начало пятидесятых годов оказалась преувеличенной, это, собственно, не умаляло значения F-94 появившегося тогда, когда ничего лучшего авиапромышленность США предложить не могла.
«Старфайр» стал первым американским реактивным всепогодным истребителем, пошедшим в бой (до него в боевых действиях успел принять участие только оснащенный радаром Мессершмитт Ме-262В). Первый F-94А поступил на вооружение Дальневосточных ВВС в Японии в марте 1951 года — им оснастили 68-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков на авиабазе Итацуке. Их основной задачей было прикрытие американских баз в Японии от возможного налета советских бомбардировщиков. В конце 1951 года эта эскадрилья стала направлять по два «Старфайра» для ведения дежурства на аэродроме Сувон в Корее. Их поднимали по тревоге в случае появления северокорейских ночных бомбардировщиков. Позже к ведению ночного дежурства подключили и 339-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков, перевооруженную в 1951 с F-82 на F-94В. Первый боевой вылет «Старфайра» этой эскадрильи совершили с Сувона 22 марта 1952 года.
Такая разница объясняется тем, что скрывая истинную картину о потерях тяжелых бомбардировщиков B-29, американцам пришлось скрывать и сбитые "Старфайры", которые осуществляли их сопровождение. И в конце еще немного статистики: за всю войну F-94B выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолетов (1 Ла-9 и 4 По-2) и три реактивных МиГ-15.
Один из F-94В был доработан в опытный самолет для испытания локатора и системы наведения ракеты F-99 «Бомарк» (позже переименованной в IМ-99). Локатор в носу и вооружение с самолета были сняты и заменены на носовую часть, взятую от ракеты.
F-94А/В состояли также на вооружении трех эскадрилий перехватчиков ВВС Национальной гвардии, которые после начала корейской войны срочно перевели в состав ВВС США. После того как 31 октября 1951 года эти эскадрильи вернули в Штаты, «Старфайры» оставались в ВВС США.
С вооружения ВВС США «Старфайры» моделей «А» и «В» стали сниматься в середине 1954 года, по мере поступления более совершенных перехватчиков типа «Скорпион» F-89С/D и Норт-Америкэн F-86D «Сейбр». При этом F-94 передавались частям Национальной гвардии. Там, начиная с июня 1953 года, «Старфайры» сменили в составе 137-й эскадрильи перехватчиков F-51Н «Мустанги». До поставки частям Национальной гвардии F-94А/В дорабатывались — расширяли кабину, что повышало шансы на успешное катапультирование (первоначальная узкая кабина стала причиной нескольких трагических инцидентов во время попыток аварийного катапультирования).
В составе ВВС Национальной гвардии F-94В получили два контейнера с двумя 12,7-мм пулеметами в каждом. Количество пулеметов достигало теперь восьми. Последний «Старфайр» был снят с вооружения в 1959 г.
Рассматривалась возможность создания на базе F-94В учебно-боевого перехватчика, который даже получил внутрифирменное обозначение L-199, но до реализации проекта дело не дошло.
F-94А/В «Старфайр» рассматривался в ВВС США только в качестве временного решения в ожидании поступления на вооружение новых, более эффективных перехватчиков. «Старфайр» был вполне надежным самолётом, легким в обслуживании, однако не обладавшим необходимой дальностью полета и имевшим слишком слабое вооружение, особенно для перехвата бомбардировщиков.
В июле 1948 года, за четыре месяца до получения контракта на первую партию F-94А, Локхид предложило ВВС США улучшенный вариант этого самолета. Проект носил внутрифирменное обозначение L-188 и отличался новым, более тонким крылом, рассчитанным на достижение более высоких скоростей. При этом увеличивался запас топлива, ставились новые воздушные тормоза, а также новый форсированный двигатель Пратт&Уитни J48, представлявший собой лицензионный вариант британского Роллс-Ройса «Тэй». На форсаже двигатель выдавал тягу до 3972 кг. Установка более мощного двигателя заставила перепроектировать воздухозаборники под большее сечение. На самолет планировалось поставить новую систему управления огнем Хьюз Е-5 с локатором АРG-40. Вооружение должно было быть чисто ракетным с пусковой установкой в носовой части.
ВВС США первоначально не заинтересовались этим проектом, так как основные работы планировалось сосредоточить на доводке Норт-Америкэн F-86D «Сейбр» и Нортроп F-89 «Скорпион». Тем не менее, ВВС США дали новому проекту обозначение F-97, так как он предусматривал полную переделку F-94.
Несмотря на холодную встречу проекта в ВВС, Локхид решила начать работу над первым опытным самолетом L-188 на свои средства. Для этого крыло от проекта L-188 было решено установить на фюзеляж F-94А, с которого сняли вооружение и все электронное оборудование. Так как двигатель еще не был готов, на опытный самолет было решено поставить британский Роллс-Ройс «Тэй» еще без форсажной камеры.
Самолет получил гражданскую регистрацию, а в свой первый полет он поднялся 19 января 1950 года под управлением летчика-испытателя Тони Левьера. Самолет сохранил носовую часть от F-94А и имел нестандартные, каплевидные концевые топливные баки. L-188 ВВС США понравился и они приобрели его, присвоив обозначение YР-97. Одновременно ВВС заказали вооруженный вариант YF-97. Был размещен заказ и на 180 новых серийных перехватчиков, получивших также фирменное обозначение «модель 880».
Испытания YF-97 выявили ряд недостатков самолета, потребовавших доводок: зализы крыла сократили по площади, что улучшило управляемость на малых скоростях. Первоначальный стабилизатор по образцу F-94 был заменен на стреловидный, что исключило его вибрацию на околозвуковых скоростях. В канал управления по крену установили демпфер, что исключило вибрацию элеронов. Для увеличения скорости крена на крыле установили спойлеры. Когда, наконец, появился американский вариант «Тэя», на первый опытный YР-97 поставили J48-Р-3 тягой 2724 кг и 3632 кг на форсаже.
12 сентября 1950 года YF-97 был переименован в YF-94С. Хотя новый «Старфайр» был фактически уже другим самолетом, полагали, что он сохранил преемственность со своим прототипом. В результате по «политическим причинам» было решено сохранить старый номер истребителя.
Два опытных YF-94С далее использовались для доводки новой системы управления огнем и ракетного вооружения, которое теперь состояло из 24 70-мм неуправляемых ракет в четырех пакетах пусковых труб вокруг обтекателя локатора АРG-40. Пусковые трубы ракет прикрывались створками, открывавшимися непосредственно перед открытием огня.
Всего с июля 1951 года по май 1954-го было выпущено 387 машин последней модификации. Большинство из этих частей располагались на территории Штатов, но 39-я эскадрилья одно время базировалась в Японии.
За время активной эксплуатации F-94С постоянно совершенствовался и дорабатывался. Самолет получил новые, улучшенные катапультируемые кресла, новые воздушные тормоза с фиксированными позициями отклонения щитков, а также более эффективный тормозной парашют. Начиная с сотого F-94С, под каждым крылом стали устанавливаться дополнительные пусковые установки на 12 неуправляемых ракет, что теоретически удваивало огневую мощь «Старфайра». Позже новые пусковые установки стали монтировать и на ранее выпущенные машины. Из-за того, что залп ракет из носовой установки ослеплял пилота, часто в полет брали ракеты только в подкрыльевых установках.
Один F-94С использовался для испытания ракеты Хьюз GAR-1 «Фэлкон», которой планировалось усилить вооружение «Старфайра». Самолет при этом переименовали в DF-94С, хотя ракеты «Фэлкон» так и не стали стандартным вооружением строевых «Старфайров», эти эксперименты позволили внедрить их на следующем поколении перехватчиков.
Один F-94С был оснащен фотокамерами, установленными в увеличенном носовом обтекателе, вместо локатора и пусковых установок ракет. Самолет был переименован в EF-94С, где «Е» означала «освобожденный от службы», так как самолет был фактически исследовательским.
Источники:
Чечин А., Околелов Н. Истребитель-перехватчик F-94 Starfire // Все реактивные самолеты Корейской войны. М.: Яуза, 2014. С. 58-75.
Чечин А., Околелов Н. Истребитель-перехватчик F-94 Starfire // Моделист-конструктор. 2015. № 2. С. 22-27.
Чечин А., Околелов Н. Курносый перехватчик. F-94 Starfire // Крылья Родины. 1997. №10. С. 17-24.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14. C. 14-16.
Сейдов И. Ночные сражения в небе Кореи // Авиация и время. 2003. №2. С. 24-30.
Автор: Инженер-технарь