Перенимать надо только лучшее
Ведущие компании российского ОПК уже имеют передовое производство. Фото с сайта www.irkut.com
Помимо пряников Управление охраны труда располагает и болезненным финансовым кнутом в виде штрафных санкций, налагаемых на нарушителей правил производственной безопасности. Например, в ноябре 2014 года судоверфь Colonna’s Shipyard в Норфолке, специализирующаяся на ремонте боевых надводных кораблей и вспомогательных судов ВМС США была оштрафована на 100 тыс. долл. за ненадлежащее обеспечение безопасности производственного персонала. Поводом для внеплановой проверки послужила жалоба на отсутствие ограждения открытых люков при выполнении сварочных работ на большой (более 10 м) высоте. В ходе проверки было обнаружено еще 12 нарушений. В 2010 году это же предприятие за четыре нарушения правил производственной безопасности в течение года было оштрафовано на 85 тыс. долл.
Достигнутые успехи позволили приступить к переводу нормативных положений добровольных программ в ранг обязательных: с соответствующей законодательной инициативой в конце мая текущего года выступили представители обеих партий в нижней палате конгресса США.
Вопросы надзора в области использования атомной энергии составляют исключительную компетенцию Министерства энергетики США и находятся в ведении Федеральной экспертной комиссии по техническим вопросам (Federal Technical Capability Panel), являющейся одним из структурных подразделений ведомства.
Техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов, оборудования, работающего под давлением, систем электроснабжения промышленных предприятий отнесено к ведению некоммерческих саморегулируемых организаций: инспекции котлонадзора (National Board of Boiler and Pressure Vessel Inspectors), инспекции энергонадзора (Board of Electrical Examiners) и технадзора (Occupational Safety and Health Administration), которые, в свою очередь, делегируют свои полномочия ряду коммерческих и некоммерческих организаций. Например, в случае сертификации грузоподъемных механизмов, включая краны и подъемники, это коммерческая организация Crane Institute Certification (CIC), а также некоммерческие National Center for Construction Education and Research (NCCER), National Commission for the Certification of Crane Operators (NCCCO) и Operating Engineers Certification Program (OECP). Уполномоченные сертифицирующие организации тесно координируют свою деятельность со страховыми компаниями.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗАМЫСЛОВАТОСТЬ
В Европейском союзе дело обстоит еще более замысловато с привычной нам точки зрения. Вопросы промышленной безопасности там формально отнесены к ведению Европейской комиссии – наднационального органа исполнительной власти Евросоюза, отделенного от правительств государств-членов. Поскольку все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, а все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств, с одной стороны, и поскольку есть объективные требования регулирования повседневной жизни единого экономического пространства, с другой стороны, практические аспекты промышленной безопасности на территории Евросоюза составляют прерогативу международной некоммерческой организации (Association internationale sans but lucratif – Aisbl) – Европейской конференции контрольно-надзорных органов (Colloque Europеen d'Organismes de Contrоle International – CEOC International), объединяющей 29 независимых контрольно-сертификационных органов из 22 стран.
Эти контрольно-сертификационные организации аккредитованы органами государственной власти стран – участниц Евросоюза на предмет осуществления сертификационной и контрольно-надзорной деятельности в отношении опасного производственного оборудования (грузоподъемных механизмов, оборудования, работающего под давлением, систем электро- и теплоснабжения, объектов ядерной энергетики), а также зданий и сооружений, транспортных средств, обычного производственного оборудования, медицинской техники, потребительских товаров и детских игрушек.
Профильные технические комитеты Европейской конференции контрольно-надзорных органов (CEOC International Technical Committees) наделены полномочиями органов технической экспертизы в отношении общеевропейских нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы промышленной безопасности и стандартизации.
Деятельность уполномоченных контрольно-сертификационных организаций Европейской конференции сводится к осуществлению двух главных функций – регулятивной (на принудительной основе) и сертификационной (на добровольной основе). Первая из них имеет государственно-властную природу и связана в первую очередь с охраной жизни и здоровья человека, а также сбережением окружающей среды через минимизацию рисков антропогенного характера и корректировку действующей социально-экономической модели, вторая ориентирована на обслуживание потребностей экономики и направлена на удовлетворение имиджевых и технико-экономических интересов субъектов рынка.
В деятельности Европейской конференции весьма сильна коммерческая составляющая, связанная со второй (сертификационной) функцией. Ежегодный объем услуг на мировом рынке независимой экспертизы, сертификационных и контрольных испытаний (Testing, Inspection & Certification, TIC) оценивается в 100 млрд евро, участниками рынка являются около 2 тыс. контрольно-сертификационных организаций с общим количеством сотрудников порядка 600 тыс. человек. Вакантная доля мирового рынка (addressable market) оценивается более чем в 70 млрд евро. Остальные без малого 30 млрд евро приходятся на долю 15 крупнейших транснациональных контрольно-сертификационных организаций, из которых 11 имеют европейские корни (SGS-Group, Bureau Veritas, DNV-GL Group, DEKRA и др.).
Помимо решения текущих вопросов, Европейская конференции контрольно-надзорных органов играет значимую роль в определении основных направлений научно-технической и инновационной политики государств Европейского союза на ближне- и среднесрочную перспективу. С текущего года Европейская конференция является официальным партнером Европейской технологической платформы по вопросам промышленной безопасности (European Technology Platform on Industrial Safety – ETPIS) – межгосударственного саморегулируемого сетевого объединения передовых научных организаций, отраслевых лидеров производства, а также авторитетных некоммерческих организаций по профилю платформы. В работе платформы участвуют 750 организаций из всех стран Евросоюза. Платформа является одним из элементов VIII рамочной программы Европейского союза в области научных исследований и перспективных разработок на период с 2014 по 2020 год, получившей название «Горизонт-2020» (Horizon 2020) и призванной определить приоритеты научно-технической и инновационной политики, способной реагировать на вызовы современности.
ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ
Западный опыт обеспечения промышленной безопасности может стать не просто предметом абстрактного интереса («а что там у них?»), но и быть востребованным в условиях жестких ресурсных ограничений (финансовых, временных, людских и т.п.) для отечественной системы государственного технического надзора в плане дальнейшего освоения механизма государственно-частного партнерства и распространения его действия на сферы, считавшиеся до последнего времени исключительным предметом ведения государства.
При этом передача контрольно-надзорных функций государства бизнесу и профессиональным саморегулируемым организациям эффективна исключительно в случае наличия зрелого гражданского общества, в котором этические ограничения воздействуют на поведение субъектов экономической деятельности – как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц – не слабее законодательных, как административных, так и уголовных.
На современном этапе уровень развития российского общества отстает от уровня развития государства, в связи с чем последнее вынуждено заниматься воспитанием первого: признавая в принципе его правоспособность, ограничивать – до поры и в известном объеме – дееспособность.
В частности, недавно принятый Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяет свое действие только на транспортную, энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру, объекты здравоохранения и образования, а также отдельные объекты коммунального хозяйства. Нормирование деятельности субъектов рынка в области промышленной безопасности пока не подпадает под регулирующее действие указанного закона. И дело здесь не столько в государстве, сколько в обществе, которому еще предстоит доказать свою зрелость в обсуждаемой сфере экономических отношений.
Автор: Hastle