Развитие ВМФ СССР: взгляд в будущее
Как видно из таблицы, до мировых стандартов дотягивает более-менее только Севастополь, но и он имеет особенность, способную перечеркнуть все другие достоинства — турецкие проливы. По данному параметру можно сказать, что условия расположения базы даже хуже, чем «неудовлетворительно».
Можно ли в таких условиях говорить о массовом развитии авианосцев, кораблей чрезвычайно требовательных к простору и обладающих минимальной скрытностью из всех классов морских вооружений?
Корабельный состав
Как известно СССР имел свой собственный военный блок, условно называемый «страны Варшавского договора». Блок был создан в противовес НАТО. Однако даже сегодня, когда НАТО остается, а ОВД нет, аналитики и журналисты продолжают сравнивать военный потенциал России и США. Это совершенно несправедливая оценка, так как США не действуют в одиночку. Корректное сравнение следует проводить Россия/СССР с одной стороны и НАТО и Япония — с другой. Вот когда появляется повод для печали!
Страны ОВД почти никогда не брались в расчет, а в военно-морском плане тем более. Ибо у США множество сильных морских союзников, а у СССР их не было, и нет их и сейчас.
Достаточный ли корабельный состав имел ВМФ СССР? Да, он был огромным, самым большим флотом в мире. Пока мы не берем в расчет, что НАТО — это единое целое. И по корабельному суммарному составу флоты НАТО всегда превосходили ВМФ СССР. Из таблицы видно, что лишь по числу атомных ПЛ СССР был на равных с НАТО. По остальным параметрам, даже с учетом флотов стран ОВД отставание было серьезным.
Можно ли говорить, что в таких условиях ставка на ПЛ была ошибочной? Сколько нужно было построить авианосцев и других надводных кораблей для ВМФ СССР, чтобы в открытом «авианосном» сражении разгромить объединенные силы НАТО? Даже подумать страшно…
Экономика
Подсчитать затраты на содержание и строительство таких разных боевых систем, как авианосец и ПЛ, крайне сложно. В книге «ВМФ СССР 1945-1991 гг.» такое сравнение проведено в условных единицах измерения. При этом стоимость авианосца с АЭУ приведена как 4,16 стоимости АПЛ, а ПЛАРК (с ракетным вооружением) — 1,7 стоимости АПЛ. Такая оценка не выглядит очевидной. Чистая стоимость авианосца как надводного корабля не может быть корректным показателем. Авианосец без авиагруппы и кораблей эскорта — просто плавучий ангар. Логичней сравнивать ПЛ и АВ как системы вооружений в виде минимальной комплектации, достаточной для начала полноценных боевых действий. Для АВ такой состав, помимо самого носителя, обязательно включает авиагруппу и корабли эскорта. Для АПЛ — только лишь сама ПЛ. Стоимость боекомплекта в обоих случаях из расчетов выведем, так как он сильно зависит от текущей боевой задачи.
Приблизительный расчет стоимости АВ и АПЛ приведены в таблице:
Таким образом, АВ в боеготовом состоянии стоит 7,8 стоимости «ПЛА с ракетным вооружением» в современных ценах. Вместо 2,44 для расчетов, приведенных Кузиным и Никольским. Возможно, данное соотношение не будет справедливым для советского периода истории, т.к. относительная стоимость авиатехники была ниже. Однако такое сравнение все же показывает тенденцию. В приведенных расчетах содержатся поблажки авианосцу, так как авиагруппа нуждается еще и в наземной инфраструктуре, полноценном аэродроме и множестве других средств обеспечения, без которых авианосец не сможет стать боеспособной единицей. АПЛ ничего этого не требуется.
За послевоенный период СССР построил 81 ПЛАТ и 61 ПЛАРК. Таким образом, отказавшись от постройки 61 ПЛАРК СССР мог бы построить 8 полноценных АУГ. Или за счет отказа от строительства 81 ПЛАТ можно было построить 7 АУГ. Цифры не впечатляют, учитывая то, что только в составе флота США во времена холодной войны числилось в разные периоды 12-20 ударных авианосцев, и при этом подводный атомный флот американцы тоже вниманием не обделяли. Лишившись полностью всего атомного подводного флота СССР лишь подобрался бы к паритету с США по числу АВ, при этом полностью утратив превосходство под водой.
Наконец, что представляет для флотов НАТО большую угрозу — 15 ударных авианосцев, либо 142 атомные подводные лодки? Ответ думается, очевиден.
Целеуказание
Основной сложностью в работе ПЛ в мировом океане всегда оставалось целеуказание. Если в первые часы конфликта ПЛ из режима слежения могли сразу же атаковать подопечные цели, то в дальнейшем, с появлением новых целей, возникала потребность в их разведке. Для этого в советское время существовали самолеты Ту-95РЦ и космические средства разведки. Если Ту-95РЦ был довольно уязвим, и установление контакта с АУГ для него могло означать быструю гибель, то с космосом все не так просто.
Большинство специалистов по морской тематике плохо представляют особенности работы космических аппаратов. Поэтому относительно них установилось мнение о их быстром уничтожении в случае глобальной войны. Это не совсем верно. Надежных средств быстрого и гарантированного уничтожения всех ИСЗ противника не существовало в период холодной войны. По большому счету, нет их и сегодня.
Уничтожение низковысотных ИСЗ оптической разведки с круговыми орбитами в 300-500 км сегодня вполне достижимо для американских перехватчиков GBI и даже для морских SM-3. Но вот ИСЗ радиолокационной и радиотехнической разведки, орбиты которых расположены выше 900 км, — уже проблема. А в морской разведке именно эти ИСЗ играют основную роль. Потенциальная возможность их уничтожения есть только у американской системы GBI. Кроме того, СССР имея развитую сеть космодромов и средств выведения мог в течение некоторого времени продолжать вывод новых ИСЗ взамен перехваченных, обеспечивая если не непрерывную разведку, то хотя бы периодическую. Этого вполне хватало для грубого целеуказания ПЛ, которые выйдя в район целей при помощи своей гидроакустики вполне обеспечивали доразведку собственными силами.
В перспективе возможно создание маневрирующих ИСЗ, способных периодически менять параметры орбиты создавая сложности для перехвата. Кроме того, такие ИСЗ могут быть «маложивущими», выполняющими вскрытие сил противника на море в течение всего нескольких суток. Их быстрый перехват на первых витках может быть невозможен, а после окончания их работы перехват просто не имеет смысла.
Универсальность
Одним из аргументов сторонников авианосцев является гибкость их применения. За период холодной войны авианосцы множество раз применяли свое оружие, пусть в основном по берегу, но ПЛ за это же время повоевали всего пару раз. Авианосец выглядит как многоцелевое средство, которому найдется работа и в локальном конфликте, и в глобальной войне.
ПЛ этим похвастаться не могут. Всего лишь пара случаев «работы» против надводных целей и несравнимые по масштабам атаки береговых целей при помощи крылатых ракет.
Однако значение авианосца как гибкого многоцелевого средства для России значительно менее ценно, чем для США. За всю послевоенную историю у нас не было конфликтов, где однозначно требовалось участие таких кораблей. Даже в текущем сирийском конфликте был найден вариант действий, не требующих прихода в зону боевых действий авианосца.
С другой стороны, развитие ПЛ привело к тому что и они получили возможности применения в локальных конфликтах без реальных морских целей. Это обстрел береговых объектов при помощи крылатых ракет. Так что роль ПЛ в локальных конфликтах объективно выросла, а универсальность повысилась.
Перспективы
Оценка событий прошлого, конечно, имеет большое значение, но практическую пользу может принести только при планировании будущего. Что изменилось со времен СССР? Наши экономические возможности стали скромнее, ВМФ меньше. Превосходство НАТО на море усилилось и тенденции к обратному процессу не просматривается. Поэтому опыт ВМФ СССР сегодня может иметь даже большее значение, чем когда-либо.
Поскольку значение господства на море для России остается второстепенным, а экономические возможности крайне ограничены, есть повод сконцентрировать наши скромные силы на главном. В первую очередь на подготовке к обороне страны от агрессии. И уже потом думать о продвижении своих интересах в мирное время и в возможных локальных конфликтах.
Автор статьи предполагает, что именно так и рассуждают флотские руководители, который год кормящие общественность завтраками о постройке океанских эсминцев и атомных авианосцев. Пока не удовлетворены потребности ВМФ в АПЛ и ДЭПЛ, заводить речь об авианосцах не стоит. Однако политики вынуждены хоть как-то успокаивать общественность, жаждущую красивых картинок в виде разрезающих водную гладь российских авианосцах. Отсюда и обещания начать их строительство «вот-вот, уже завтра» при отсутствии реальных действий. Зато постройка АПЛ и особенно ДЭПЛ активизировалось вполне осязаемо (хотя по-прежнему недостаточно).
Именно так РФ имеет шансы топить корабли более сильных флотов. Обнаружить ПЛ до старта ракет очень сложно. А после старта искать ее бессмысленно и, скорее всего, уже некому
Еще одно важное обстоятельство: оснащенные крылатыми ракетами ПЛ позволяют элегантно обходить крайне тяжелый для РФ договор об ограничении ракет средней и малой дальности. Запущенные обычными ДЭПЛ из Черного и Балтийского моря КРМБ простреливают всю Европу и с высокой степенью вероятности поражают объекты американской ПРО в Чехии, Польше или любой другой стране ЕС. Та же участь может быстро постигнуть и РЛС СПРН, расположенные в Гренландии и на Аляске. КРМБ не являются неуязвимым оружием, но их перехват чрезвычайно сложен и потребует предельного напряжения сил от истребительной авиации и прочих средств ПВО НАТО, у которых, надо полагать, в случае войны с РФ и без этого работы будет непочатый край.
Авианосец остается главной силой флота, и его роль важна, но конкретно России это не касается. Защищать прибрежные коммуникации лучше береговой авиацией, а в открытом океане наши задачи далеки от «завоевания господства» и требуют скрытности и неотвратимости угрозы, и при этом по возможности одновременно и во множестве точек мирового океана. Задача, идеальная для АПЛ. В любом перспективном конфликте наши подводные силы могут стать дикой головной болью противника. И, что особенно важно, производство подводного флота у нас никогда не простаивало и не прекращалось. Организация массового строительства ПЛ требует минимальных вложений, чего никак нельзя сказать про авианосец, для которого еще нужно создать с нуля производственную площадку и освоить ряд технологий, полностью отсутствующих в стране.
Строительство ПЛ не остановилось даже в 90-е годы. При том, что постройка авианосцев в РФ прекратилась, а строительство крупных НК заморожено. На фото АПЛ "Гепард", СМП, 1999 г. http://forums.airbase.ru
Тем не менее, автор вовсе не призывает поменять авианосцы на подводные лодки. Авианосец России тоже нужен, ведь не всегда будет возможность оборудовать в нужном районе на каждый случай новый «Хмеймим». Однако наш авианосец — это корабль «мирного времени» и локальной войны, который в случае глобальной военной угрозы не пойдет в океан завоевывать господство на море, а останется прибрежным плавучим аэродромом. Поэтому сильно вкладывать экономические и научные усилия в это направление не стоит. Нам вполне хватит 1-2 авианосцев, не более того.
Выводы
Подводный флот СССР имел шансы стать важным игроком в будущей войне. В то время как флот «авианесущий», скорее всего, занимался бы тем, что прятался в шхерах из-за боязни больших и громких потерь при попытке прорыва в океан. За исключением тех кораблей, которых начало войны застигло бы в море: те честно повоевали бы и, скорее всего, в итоге погибли бы, забрав с собой некоторое число кораблей противника.
Именно поэтому следует изменить оценку советского периода истории нашего флота. Ставка на подводный флот не была ущербной или ошибочной. Только так можно было рассчитывать нанести ощутимый урон на море заведомо более сильному противнику. Другой вопрос, что и в деле строительства подводного флота не обошлось без традиционных советских перегибов, и, возможно, сам процесс развития подводного флота был выбран не оптимальным образом. Но в стратегическом плане опора именно на подводный флот применительно к нашим географическим, климатическим и экономическим возможностям была и остается правильной.
Использованы материалы:
Кузин В.П., Никольский В.И. ВМФ СССР 1945-1991. М.: ИМО, 1996.
Подшивка альманаха "Тайфун" за 1993-2003 гг.
http://forums.airbase.ru
http://russianships.info
http://www.navysite.de
Автор: Alex_59