ОМДУРМАН Последняя битва конных латников
Твой жребий - Бремя Белых!
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.
Дороги и причалы
Потомкам понастрой,
Жизнь положи на это -
И ляг в земле чужой!
(Бремя белых. Р.Киплинг)
Когда в последний раз всадники, одетые в кольчуги и сверкающие на солнце шлемы, участвовали в сражении? Кто и с кем в нем сражался, когда было это за сражение, где оно произошло?
Логично предположить, что такая битва должна была случиться очень давно, а на самом деле лишь чуть дольше ста лет отделяют нас от этой битвы. Невероятно, но факт! В 1898 г в сражении при Омдурмане в Судане конница махдистов с щитами в руках, облаченная в сверкающие шлемы и кольчуги самоубийственно атаковала английские пулеметы системы «Максим»... Коней очень жалко!
В начале XIX века к югу от Египта на землях в верхнем течении Нила сформировалось государство Судан, в состав которого входили княжества и племенные территории, не достигшие феодального строя. Сеннар и Дарфур – самые богатые княжества Судана – вели со своим северным соседом Египтом довольно активную торговлю. К Красному и Средиземному морям они доставляли страусовые перья, слоновую кость, черных рабов, забранных из суданских деревень за долги, либо добытых путем набегов на эти деревни. В доле экспорта Сеннара невольники составляли 20% и 67% в экспорте Дарфура, которое находилось дальше от побережья Голубого и Белого Нила и поэтому его «охотничьи угодья» были более богаты.
Гибель генерала Гордона во время падения Хартума. Картина Дж. У. Роя.
Прежнее имя Махди было Мухаммед Ахмед. Он вышел из семьи, предположительно относившейся к самым близким родственникам пророка Мухаммеда. Впрочем, отец и братья Махди, несмотря на происхождение, зарабатывали на жизнь самым известным ремеслом – строительством лодок.
Только Мухаммед Ахмед, один из всей семьи, захотел стать законоучителем и получить для этого соответствующее образование. На этом поприще его карьера была довольно успешной, и к 1881 году у него было немало учеников. Мухаммед Ахмед впервые назвал себя Махди, когда ему было 37 лет. После ряда путешествий он поселился на острове Аба на Белом Ниле и оттуда разослал письма своим последователям с призывами совершить сюда паломничество. Множество народа собралось на острове Аба, и Махди призвал их к священной войне против неверных – джихаду.
Необходимо отметить, что идеология махдистов (именно так европейцы называли приверженцев мессии) несколько отличалась от раннего ислама пророка Мухаммеда, что объяснялось текущей политической ситуацией. По классической доктрине джихад ведется мусульманами, прежде всего, против язычников. А евреи и христиане относятся к «людям писания» и поэтому с ними допустим компромисс. В Судане же конца XIX века все вышло немного криво. В число «неверных», против которых непримиримый джихад и был направлен, попали не только евреи и христиане, но даже и турки, поскольку Махди называл их «мусульманами лишь по имени». Одновременно с этим естественными союзниками махдистов были языческие племена Южного Судана и очень часто махдисты сами довольно терпимо относились к их идолопоклонству. Какой уж тут «джихад»! Все по принципу: «Враг моего врага – мой друг!»
Легкая конница махдистов. Раскрашенная гравюра из журнала «Нива».
Из столицы Судана Хартума, который расположен у места слияния Голубого и Белого Нила, генерал-губернатор Мухаммед Рауф для подавления бунта послал на Абу пароход с военным отрядом. Но организована операция была крайне бездарно и фактически безоружным махдистам (у них были только палки или копья) удалось присланных карателей разгромить. Потом началась серия повстанческих побед, после каждого сражения повстанцы старались захватывать огнестрельное оружие. Окончательно это привело страну в состояние, называемое позже «окружением городов восставшей деревней».
Продолжение следует…
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.
Дороги и причалы
Потомкам понастрой,
Жизнь положи на это -
И ляг в земле чужой!
(Бремя белых. Р.Киплинг)
Когда в последний раз всадники, одетые в кольчуги и сверкающие на солнце шлемы, участвовали в сражении? Кто и с кем в нем сражался, когда было это за сражение, где оно произошло?
Логично предположить, что такая битва должна была случиться очень давно, а на самом деле лишь чуть дольше ста лет отделяют нас от этой битвы. Невероятно, но факт! В 1898 г в сражении при Омдурмане в Судане конница махдистов с щитами в руках, облаченная в сверкающие шлемы и кольчуги самоубийственно атаковала английские пулеметы системы «Максим»... Коней очень жалко!
В начале XIX века к югу от Египта на землях в верхнем течении Нила сформировалось государство Судан, в состав которого входили княжества и племенные территории, не достигшие феодального строя. Сеннар и Дарфур – самые богатые княжества Судана – вели со своим северным соседом Египтом довольно активную торговлю. К Красному и Средиземному морям они доставляли страусовые перья, слоновую кость, черных рабов, забранных из суданских деревень за долги, либо добытых путем набегов на эти деревни. В доле экспорта Сеннара невольники составляли 20% и 67% в экспорте Дарфура, которое находилось дальше от побережья Голубого и Белого Нила и поэтому его «охотничьи угодья» были более богаты.
Гибель генерала Гордона во время падения Хартума. Картина Дж. У. Роя.
Прежнее имя Махди было Мухаммед Ахмед. Он вышел из семьи, предположительно относившейся к самым близким родственникам пророка Мухаммеда. Впрочем, отец и братья Махди, несмотря на происхождение, зарабатывали на жизнь самым известным ремеслом – строительством лодок.
Только Мухаммед Ахмед, один из всей семьи, захотел стать законоучителем и получить для этого соответствующее образование. На этом поприще его карьера была довольно успешной, и к 1881 году у него было немало учеников. Мухаммед Ахмед впервые назвал себя Махди, когда ему было 37 лет. После ряда путешествий он поселился на острове Аба на Белом Ниле и оттуда разослал письма своим последователям с призывами совершить сюда паломничество. Множество народа собралось на острове Аба, и Махди призвал их к священной войне против неверных – джихаду.
Необходимо отметить, что идеология махдистов (именно так европейцы называли приверженцев мессии) несколько отличалась от раннего ислама пророка Мухаммеда, что объяснялось текущей политической ситуацией. По классической доктрине джихад ведется мусульманами, прежде всего, против язычников. А евреи и христиане относятся к «людям писания» и поэтому с ними допустим компромисс. В Судане же конца XIX века все вышло немного криво. В число «неверных», против которых непримиримый джихад и был направлен, попали не только евреи и христиане, но даже и турки, поскольку Махди называл их «мусульманами лишь по имени». Одновременно с этим естественными союзниками махдистов были языческие племена Южного Судана и очень часто махдисты сами довольно терпимо относились к их идолопоклонству. Какой уж тут «джихад»! Все по принципу: «Враг моего врага – мой друг!»
Легкая конница махдистов. Раскрашенная гравюра из журнала «Нива».
Из столицы Судана Хартума, который расположен у места слияния Голубого и Белого Нила, генерал-губернатор Мухаммед Рауф для подавления бунта послал на Абу пароход с военным отрядом. Но организована операция была крайне бездарно и фактически безоружным махдистам (у них были только палки или копья) удалось присланных карателей разгромить. Потом началась серия повстанческих побед, после каждого сражения повстанцы старались захватывать огнестрельное оружие. Окончательно это привело страну в состояние, называемое позже «окружением городов восставшей деревней».
Продолжение следует…
Автор: kalibr