Японские самолёты и экипажи на службе союзников
Сегодня большинству русскоязычной аудитории ход Второй мировой войны на Тихом океане известен лишь в общих чертах. В стране, которая вела кровопролитную войну с нацистской Германией в Европе, интерес к тихоокеанскому театру боевых действий, который располагался за многие тысячи километров от Москвы, был вторичен. В то же время боевые действия, которые вели США и Великобритания на Тихом океане, изобиловали многочисленными интересными эпизодами и историями. Взять, к примеру, ту же операцию с высадкой американцев на остров Кыска, которая превратилась в настоящий анекдот. К подобным интересным эпизодам войны на Тихом океане можно отнести и использование японских самолетов с экипажами в интересах Британской империи.
В августе 1945 года, после американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки атомными бомбами и вступления в войну с Японией Советского Союза, который в кратчайшие сроки добился сокрушительного разгрома крупнейшей японской Квантунской армии, положение Страны восходящего солнца было катастрофическим. Японская империя разваливалась на глазах. В радиообращении к нации 15 августа император Японии признал, что продолжение вооруженной борьбы станет причиной полного уничтожения японского народа, а 2 сентября 1945 года Вторая мировая война официально подошла к концу. В августе британское военное командование вернуло себе контроль над Южным Индокитаем (Вьетнам), Борнео, всей Явой и Западной Новой Гвинеей. В Индокитае при общем населении в 128 миллионов человек тогда находилось большое количество японских пленных и интернированных лиц. Всего здесь было до 633 тысяч японских военных и около 93 тысяч гражданских лиц, а также примерно 10 тысяч корейцев и тайцев. Все военные были демобилизованы и должны были быть репатриированы.
При этом основной объем забот по перевозке и обустройству такого большого количества людей взяли на себя британцы, в то время как американцы демонстративно дистанцировались от путей решения данной проблемы. Для переброски данного контингента в Японии британцам пришлось дополнительно создать 9 транспортных эскадрилий и еще две эскадрильи специального назначения. При этом в самом Индокитае на время установился вакуум власти. На севере страны голову подняли вьетнамские националисты Вьетминя, которые объявили о независимости страны от Франции, на помощь им оперативно пришли отряды из Китая.
В Индокитае союзники захватили достаточное количество японских самолетов, только на аэродроме Тан Сон Нхут, как отмечалось выше, их было 50. Подавляющее большинство захваченных машин относилось к самолетам армейской авиации. Для связных полетов и ведения фоторазведки союзники достаточно широко использовали японские самолеты Ki-36 «Ida», Ki-51 «Sonia», Ki-46 «Dinah» и Ki-48 «Lily», в названиях машин использованы кодовые имена, которые дали самолетам союзники. Первые два самолета представляли собой легкий штурмовик и ближний разведчик устаревшего на тот момент типа. К примеру, максимальная скорость самолета Ki-36 «Ida» не превышала 285 км/ч. Данные машины использовались японцами в основном над Китаем, где вероятность встречи с современными истребителями союзников была минимальной. Ki-46 «Dinah» представлял собой тяжелый двухмоторный истребитель с мощным вооружением. Машина могла разогнаться до 629 км/ч, а ее вооружение состояло из двух 20-мм и одной 37-мм авиационной пушки. Средний двухмоторный бомбардировщик Ki-48 «Lily» мог взять на борт до 800 кг бомб. Скорее всего, в двух последних машинах союзников привлекла их практическая дальность полета, которая составляла 2000 и 2400 км соответственно, что расширяло их возможности по ведению разведки.
Для выполнения транспортных полетов в оперативном соединении «Гремлин» использовались: средний бомбардировщик Ki-21 «Sally», который мог взять на борт до 1000 кг грузов, практическая дальность его полета составляла 2700 км. После окончания Второй мировой войны данный самолет оставался на вооружении ВВС Таиланда; многоцелевой самолет Ki-54 «Hickory», который в Японии также использовался в качестве учебного, коммерческая нагрузка данной машины доходила до 8 пассажиров; транспортный самолет Ki-57 «Topsy» был одним из самых совершенных в своем классе в Японии. Созданный в августе 1940 года этот самолет мог преодолевать до 3000 км, его максимальная скорость составляла 470 км/ч, а пассажировместимость — 11 человек. Все эти транспортные машины вполне отвечали требованиям своего времени.
Еще одним японским трофейным самолетом, который не обошли вниманием союзники, стал L2D «Tabby». Этот самолет был японским «Ли-2». Он был создан на базе знаменитого американского самолета Douglas DC-3. Лицензия на его производство была куплена Японией у США в феврале 1938 года. СССР оценил этот самолет еще раньше, приобретя лицензию на выпуск машины у «Douglas Aircraft Company 17 июля 1936 года. Самолет L2D «Tabby» активно использовался на всех японских театрах военных действий для транспортировки людей, снаряжений и грузов. Всего до 1945 года в Японии было собрано 487 подобных машин.
Союзники использовали японские самолеты и летчиков довольно интенсивно. Только в январе 1946 года японцы совершили 408 вылетов на различные задания, проведя в небе 810 часов. За это время они перевезли 2200 пассажиров и около 228 тонн различных грузов. Для сравнения можно привести статистику 118-го крыла Королевских военно-воздушных сил в Бирме, которое за тот же период времени, имея в составе три эскадрильи «Дакот» (самолет C-47 Dakota так же был создан на базе пассажирского Douglas DC-3), перевезли в Гонконг 4500 пассажиров.
На большинстве трофейных японских самолетов, которые использовались союзниками, опознавательные знаки Японии были заменены или закрашены на кресты зеленого цвета. При этом часть японских самолетов, например, Ki-43 «Oscar», получила кресты красного цвета, что хорошо можно идентифицировать, разглядывая монохромные фотографии. Почему для распознавания самолетов был выбран именно крест и эти цвета, сегодня остается лишь гадать. При этом оперативное соединение «Гремлин» просуществовало сравнительно недолго. Самолеты эксплуатировались до полного износа, а новые запасные части для них взять было просто негде. Также некоторые японские самолеты какое-то время эксплуатировались ВВС Франции в Индокитае, к примеру, Ki-43-III Ko или Ki-54 «Hickory». Французам было передано как минимум семь Ki-54, которые они не брезговали использовать и эксплуатировали до 1947 года, когда все они были списаны из состава французских ВВС.
Источники информации:
http://warspot.ru/733-udarnyy-otryad-gremlin
http://www.warbirds.ru/aviaciya_vtoroj_mirovoj/samolety_yaponii.html
http://www.airwar.ru
http://aviacija.dljavseh.ru
Материалы из открытых источников
В августе 1945 года, после американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки атомными бомбами и вступления в войну с Японией Советского Союза, который в кратчайшие сроки добился сокрушительного разгрома крупнейшей японской Квантунской армии, положение Страны восходящего солнца было катастрофическим. Японская империя разваливалась на глазах. В радиообращении к нации 15 августа император Японии признал, что продолжение вооруженной борьбы станет причиной полного уничтожения японского народа, а 2 сентября 1945 года Вторая мировая война официально подошла к концу. В августе британское военное командование вернуло себе контроль над Южным Индокитаем (Вьетнам), Борнео, всей Явой и Западной Новой Гвинеей. В Индокитае при общем населении в 128 миллионов человек тогда находилось большое количество японских пленных и интернированных лиц. Всего здесь было до 633 тысяч японских военных и около 93 тысяч гражданских лиц, а также примерно 10 тысяч корейцев и тайцев. Все военные были демобилизованы и должны были быть репатриированы.
При этом основной объем забот по перевозке и обустройству такого большого количества людей взяли на себя британцы, в то время как американцы демонстративно дистанцировались от путей решения данной проблемы. Для переброски данного контингента в Японии британцам пришлось дополнительно создать 9 транспортных эскадрилий и еще две эскадрильи специального назначения. При этом в самом Индокитае на время установился вакуум власти. На севере страны голову подняли вьетнамские националисты Вьетминя, которые объявили о независимости страны от Франции, на помощь им оперативно пришли отряды из Китая.
Ki-54 «Hickory» с крестами быстрой идентификации
В Индокитае союзники захватили достаточное количество японских самолетов, только на аэродроме Тан Сон Нхут, как отмечалось выше, их было 50. Подавляющее большинство захваченных машин относилось к самолетам армейской авиации. Для связных полетов и ведения фоторазведки союзники достаточно широко использовали японские самолеты Ki-36 «Ida», Ki-51 «Sonia», Ki-46 «Dinah» и Ki-48 «Lily», в названиях машин использованы кодовые имена, которые дали самолетам союзники. Первые два самолета представляли собой легкий штурмовик и ближний разведчик устаревшего на тот момент типа. К примеру, максимальная скорость самолета Ki-36 «Ida» не превышала 285 км/ч. Данные машины использовались японцами в основном над Китаем, где вероятность встречи с современными истребителями союзников была минимальной. Ki-46 «Dinah» представлял собой тяжелый двухмоторный истребитель с мощным вооружением. Машина могла разогнаться до 629 км/ч, а ее вооружение состояло из двух 20-мм и одной 37-мм авиационной пушки. Средний двухмоторный бомбардировщик Ki-48 «Lily» мог взять на борт до 800 кг бомб. Скорее всего, в двух последних машинах союзников привлекла их практическая дальность полета, которая составляла 2000 и 2400 км соответственно, что расширяло их возможности по ведению разведки.
Для выполнения транспортных полетов в оперативном соединении «Гремлин» использовались: средний бомбардировщик Ki-21 «Sally», который мог взять на борт до 1000 кг грузов, практическая дальность его полета составляла 2700 км. После окончания Второй мировой войны данный самолет оставался на вооружении ВВС Таиланда; многоцелевой самолет Ki-54 «Hickory», который в Японии также использовался в качестве учебного, коммерческая нагрузка данной машины доходила до 8 пассажиров; транспортный самолет Ki-57 «Topsy» был одним из самых совершенных в своем классе в Японии. Созданный в августе 1940 года этот самолет мог преодолевать до 3000 км, его максимальная скорость составляла 470 км/ч, а пассажировместимость — 11 человек. Все эти транспортные машины вполне отвечали требованиям своего времени.
Еще одним японским трофейным самолетом, который не обошли вниманием союзники, стал L2D «Tabby». Этот самолет был японским «Ли-2». Он был создан на базе знаменитого американского самолета Douglas DC-3. Лицензия на его производство была куплена Японией у США в феврале 1938 года. СССР оценил этот самолет еще раньше, приобретя лицензию на выпуск машины у «Douglas Aircraft Company 17 июля 1936 года. Самолет L2D «Tabby» активно использовался на всех японских театрах военных действий для транспортировки людей, снаряжений и грузов. Всего до 1945 года в Японии было собрано 487 подобных машин.
Nakajima B5N2 «Kate» в белой окраске «пленного» с крестами зеленого цвета, такие кресты наносили на японские самолеты после капитуляции Японии
Союзники использовали японские самолеты и летчиков довольно интенсивно. Только в январе 1946 года японцы совершили 408 вылетов на различные задания, проведя в небе 810 часов. За это время они перевезли 2200 пассажиров и около 228 тонн различных грузов. Для сравнения можно привести статистику 118-го крыла Королевских военно-воздушных сил в Бирме, которое за тот же период времени, имея в составе три эскадрильи «Дакот» (самолет C-47 Dakota так же был создан на базе пассажирского Douglas DC-3), перевезли в Гонконг 4500 пассажиров.
На большинстве трофейных японских самолетов, которые использовались союзниками, опознавательные знаки Японии были заменены или закрашены на кресты зеленого цвета. При этом часть японских самолетов, например, Ki-43 «Oscar», получила кресты красного цвета, что хорошо можно идентифицировать, разглядывая монохромные фотографии. Почему для распознавания самолетов был выбран именно крест и эти цвета, сегодня остается лишь гадать. При этом оперативное соединение «Гремлин» просуществовало сравнительно недолго. Самолеты эксплуатировались до полного износа, а новые запасные части для них взять было просто негде. Также некоторые японские самолеты какое-то время эксплуатировались ВВС Франции в Индокитае, к примеру, Ki-43-III Ko или Ki-54 «Hickory». Французам было передано как минимум семь Ki-54, которые они не брезговали использовать и эксплуатировали до 1947 года, когда все они были списаны из состава французских ВВС.
Источники информации:
http://warspot.ru/733-udarnyy-otryad-gremlin
http://www.warbirds.ru/aviaciya_vtoroj_mirovoj/samolety_yaponii.html
http://www.airwar.ru
http://aviacija.dljavseh.ru
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok