Подводный флот России (часть 4)




ПЛ "ПАНТЕРА" ОТКРЫВАЕТ БОЕВОЙ СЧЕТ

После капитуляции Германии в Финском заливе появилась британская боевая эскадра. Было ясно, что с началом навигации 1919 г. интервенты предпримут на Балтике военные провокации.

15 ноября 1918 г. был создан ДОТ (действующий отряд Балтийского флота), в который вошли 2 линкора, один крейсер, 4 эсминца и 7 ПЛ - "Пантера", "Тигр", "Рысь", "Вепрь", "Волк", "Тур" и "Ягуар".

ПЛ, несмотря на штормовую погоду и низкую температуру воздуха, вызывавшую обледенение корпусов, выход из строя перископов, а нередко и оружия, вели систематические разведывательные действия.

Первый такой поход совершила ПЛ "Тур" (командир Н.А.Коль, комиссар И.Н.Гаевский). На рассвете 28 ноября она скрытно проникла на Ревельский рейд и находилась там в подводном положении до 11 часов дня. С разведывательными целями выходили в море также ПЛ "Тигр" и "пантера". Однако сильные морозы с каждым днем все больше и больше сковывали льдом восточную часть Финского залива. Плавать становилось все труднее и труднее. В декабре ледоколы в течение трех дней выводили из Петрограда в Кронштадт ПЛ "Тур", которую предполагалось направить в дальнюю разведку к Либаве. ПЛ "Ягуар" и тральщик "Китобой" были затерты льдами в Морском канале.

30 декабря застряла во льдах на Большом Кронштадтском рейде ПЛ "Тигр". Более 20 пароходов и даже ледоколы оказались затертыми льдом на Неве и в Морском канале. Поэтому выходы в море ПЛ были временно прекращены. В январе 1919 г. в Нарвский залив выходила ПЛ "пантера". Это был последний зимний поход ПЛ.
Весной 1919 г. Антанта и российская контрреволюция предприняли новый поход против Советской России, в котором главная роль отводилась белогвардейским армиям. В мае началось наступление войск генерала Юденича на Петроград: 15 мая был захвачен Гдов, 17 мая - Ямбург (Кингисепп), 25 мая - Псков.



В полночь 27 июля в Копорский залив вышла ПЛ "Вепрь" (командир Г.Л.Бугаев, комиссар И.С.Савкин). Около полудня следующего дня она обнаружила в заливе несколько кораблей противника, маневрирующих противолодочным зигзагом. ПЛ "Вепрь" пошла на сближение с ними. Носовые и кормовые торпедные аппараты были готовы к стрельбе, последовала команда "Товсь!", но в этот момент вблизи ПЛ стали рваться ныряющие снаряды. Один из британских миноносцев устремился на таран. "Вепрь" быстро ушла на глубину. А снаряды рвались все ближе и ближе, сотрясая корпус лодки. В отсеках погас свет. Очередным разрывом осадило вниз перископ, и через его сальники стала поступать вода. От замыкания загорелся электромотор перископа. ПЛ, быстро тяжелея от поступающей воды, погружалась. Когда же она, оторвавшись от противника, всплыла, рубочный люк открыть не удалось - он оказался перекошенным.

В 20.45 ПЛ "Вепрь" вошла в Кронштадт и отшвартовалась у борта плавбазы "Память Азова". Тщательный осмотр ПЛ показал, что были сорваны барашки крепления горловины носовой балластной цистерны, повреждена в нескольких местах надстройка, заклинило вентиляционный клапан аккумуляторной батареи. Оказалось вмятым зарядное отделение одной из торпед. Утром 31 августа 1919 г. в очередной боевой поход направилась ПЛ "Пантера". На траверзе Толбухина маяка она погрузилась. В 15.-ПОЛ прибыла в назначенный район. В 19.15 А.Г.Бахтин обнаружил в перископ два британских миноносца, стоявших на якоре у юго-восточной части острова Сескар (Лесной).



В лодке прозвучал сигнал боевой тревоги. ПЛ "Пантера" подошла ближе к острову, а затем повернула влево почти на 90 градусов. В это время солнце опускалось на северо-западе за горизонт, расстелив по воде золотисто-оранжевую сверкающую дорожку. Оно слепило глаза сигнальщикам на британских кораблях, затрудняя обнаружение перископа. К тому же ПЛ сближалась с миноносцами противника со стороны острова, откуда ее меньше всего ожидали. Это позволило ей после атаки на мелководном плесе (15 - 25 метров) быстро уйти в сторону больших глубин.

Вахту нес на горизонтальных рулях отличный специалист Ф.М.Смольников, у приборов управления торпедной стрельбой - опытный машинный машинист Ф.В.Сакун. Комиссар "Пантеры" В.Г.Иванов направился в носовую часть лодки. В кормовой части находился боцман Д.С.Кузьминский, возглавлявший партийную организацию "Пантеры". Часы показывали 21.05. Командир приказал открыть передние крышки носовых торпедных аппаратов. Через 11 минут последовала новая команда: "Носовые аппараты - товсь!" До британских кораблей оставалось не более 4 - 5 кабельтовых. В 21.19 А.Н.Бахтин скомандовал: "Правый аппарат - пли!" Через полминуты "Пантера" произвела выстрел и из левого торпедного аппарата. Командир, прильнув к перископу, увидел два выплеснувшихся из-под воды воздушных пузыря - торпеды устремились на противника. Облегченную после торпедного залпа "Пантеру" выбросило на поверхность. "Все свободные в нос!" - скомандовал помощник командира А.Г.Шишкин. Моряки бросились в носовую часть ПЛ. Одновременно была заполнена водой носовая дифферентная цистерна. "Пантера" быстро пошла на погружение. Через несколько секунд послышался сильный взрыв. Но подводники не могли видеть, как у борта британского миноносца взметнулся столб огня, воды и дыма - перископ уже был опущен. Загрохотали артиллерийские залпы. "Пантера", резко изменив курс, спешила выйти из района атаки. Она шла, едва не касаясь днищем грунта. А глубина увеличивалась очень медленно - 18…20… 25 м. За кормой по-прежнему раздавались артиллерийские выстрелы.

"Пантера" все дальше и дальше уходила на восток. Наступили новые сутки.



1 сентября в 01.10 ПЛ "Пантера" всплыла. Командир открыл люк и вместе с комиссаром поднялся на мостик. Ночь была темной. Когда начали вентилировать лодку, в районе Сескара вспыхнул прожектор. Его яркий луч заскользил по воде, приближаясь к "Пантере". ПЛ быстро погрузилась и легла на грунт на глубине 30 метров.

В 05.45 "Пантера" всплыла на перископную глубину. В 06.30 показался Шепелевский маяк. Определившись, "Пантера" направилась в Кронштадт. Едва миновали маяк, командир заметил перископ неизвестной ПЛ. Но вскоре перископ исчез. Видимо, ПЛ, обнаружив "пантеру", предпочла уйти на глубину. Когда "Пантера" уже ложилась на подходный створ, послышался скрежет -она левым бортом задела либо минреп, либо сорвавшуюся после кампании 1918 г. и срезанную льдом навигационную веху. Командир же ПЛ докладывал, что этот случай произошел еще на траверзе Толбухина маяка, когда ПЛ находилась под водой. В 11.20 "Пантера" всплыла. Над морем висела хмурая мгла. Слева по курсу различался силуэт Толбухина маяка. Отрываясь от противника, ПЛ "Пантера" пробыла под водой 28 часов и прошла 75 миль. По тем временам это было рекордом. Давление внутри ПЛ настолько возросло, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815 мм). Аккумуляторная батарея была почти полностью разряжена. В 13.00 "Пантера" отшвартовалась" в Кронштадтской гавани.



По чертежам германской фирмы "Дешимаг" были построены 3 ПЛ "С-1", "С-2" и "С-3" (серия IX) . Смена обозначения с "Н2 на "С" произошла в декабре 1937 г.
С января 1936 г. на их базе началось строительство ПЛ серии IX-бис.