Первый «Сокол» Глена Кертисса
Новый радиатор позволил снизить температуры охлаждающей жидкости по сравнению с поверхностным радиатором первых двух ХРW-8, но армии и это показалось мало. В то же время армия была совершенно удовлетворена истребителем Боинга ХРW-9, который отличался от ХРW-8 в первую очередь туннельным радиатором и сужающимся верхним крылом. В результате армия попросила использовать и то и другое на ХРW-8А и вновь представить самолет на испытания. Кертисс с этим согласилась, и в марте 1925 года армии был передан доработанный соответствующим образом самолет.
Армия была теперь полностью удовлетворена и 7 марта 1925 года передала Кертиссу заказ на серийное производство. Тем временем в мае 1924-го армия изменила обозначение истребителей — вместо семи категорий было введено одно обозначение Р. Именно ХРW-8А оказался первым самолетом, заказанным армией под новым обозначением — 15 машин были названы Р-1.
Р-1 (фирменное обозначение "модель 34А") стал также первым бипланом Кертисса, получившим имя "Хоук", которое являлось синонимом всех дальнейших истребителей фирмы вплоть до Р-40, времен второй мировой войны. Внешне Р-1 отличались от ХРW-8В только дополнительным аэродинамическим компенсатором руля направления и некоторыми доработками стоек крыла. Самолет был оснащен двигателем Кертисс V-1150-1 (D-12С) мощностью 435 Л.С., но моторама позволяла ставить и более мощный и тяжелый V-1400 в 500 л.с. (первоначально планировалось поставить V-1400 на последние пять самолетов серии). Крыло сохранило деревянную конструкцию, но уже с сужающими консолями. Фюзеляж был сварен из стальных труб и имел тканевую обшивку. Под фюзеляжем был установлен топливный бензобак на 250 л.
Первый Р-1 был поставлен армии в августе 1925 года. Его пустой вес составлял 935 кг, а взлетный — 1293 кг. Максимальная скорость полета у земли достигала 260 км/ч, а крейсерская — 215 км/ч. Высоту в 1500 м он набирал за 3,1 мин. Потолок достигал 6860 кг. Дальность полета была 520 км. Самолет был вооружен одним крупнокалиберным и одним пулеметом винтовочного калибра, синхронизированным для стрельбы через винт.
Первый экземпляр Р-1 использовался в качестве опытного. Его временно переоснастили под двигатель "Либерти" и использовали в Национальных воздушных гонках 1926 г. Позже на него поставили опытный двигатель Кертисс V-1460, а самолет переименовали в ХР-17.
Последние пять Р-1 планировалось оснастить более крупным двигателем Кертисс V-1400, и поэтому к моменту поставки армии их переименовали в Р-2. Однако, двигатели V-1400 оказались ненадежными в эксплуатации, в результате чего последние три самолета Р2 — были уже через год переделаны под привычный мотор.
Р-1 А ("модель 34G") представлял собой улучшенный вариант Р-1, и стал первой крупносерийной версией «Хоука". В сентябре 1925 года было заказано 25 истребителей Р-1А, а поставки начались в апреле 1926 года. Самолет был несколько длиннее, чем предыдущая модификация, капот получил новые обводы. Была изменена топливная система, установлены бомбодержатели и новое оборудование, из-за чего вес возрос на 7 кг, а скорость несколько понизилась.
Если считать три переделанных Р-2, то из запланированных 25 Р-1А по первоначальному варианту было поставлено 23 истребителя. Один из Р-1А был переделан в армейский гоночный самолет ХР-6А № 1. На него поставили крыло от бывшего ХРW-8А, а также поверхностный радиатор с РW-8 вместе с его же моторамой, на которой установили новый двигатель V-1570 "Конкверор". Кроме того, самолет несколько облагородили аэродинамически. В результате получился действительно скоростной самолет. В 1927 году на Национальных воздушных гонках ХР-6А занял первое место, показав скорость 322 км/ч. Однако незадолго до следующих гонок 1928 года самолет был разбит.
Обозначение ХР-1А получила машина, которая использовалась для различных испытаний. Несмотря на приставку "X", самолет на самом деле не был запланирован в качестве прототипа нового истребителя. Р-1В представлял собой новую модификацию истребителя, заказанную в августе 1926 года. Поставки в армейский воздушный корпус начались в октябре 1926-го. Радиатор теперь приобрел более округлые формы, а колеса стали несколько большего диаметра. Капот двигателя был переделан и облагорожен. Самолет также получил осветительные ракеты для посадки в темноте. Из-за нового оборудования вес возрос, а характеристики снизились. Поставки армии начались в декабре 1926 года. Самолет получил двигатель Кертисс V-1150-3 (D-12D) мощностью 435 л.с. Пустой вес составил 955 кг, взлетный — 1330 кг. Максимальная скорость была у земли 256 км/ч, крейсерская — 205 км/ч. Скороподъемность снизилась до 7,8 м/с. Дальность полета достигала 960 км. Вооружение не изменилось. Р-1В использовались в тех же эскадрильях, которые эксплуатировали предыдущие модели "Хоука".
Обозначение ХР-1В носила пара Р-1В, использованная на Райт-филд для испытательной работы. Причем последний получил крыльевые пулеметы. В октябре 1928 года последовал крупнейший по тем временам заказ на истребители "Хоук" — на 33 самолета модификации Р-1С ("модель 34О"). Первый из них был поставлен армии в апреле 1929 года. Эти машины имели более крупные колеса, оснащенные тормозами. Последние два Р-1С получили вместо резиновой, гидравлическую амортизацию шасси. На самолете стоял вариант двигателя Кертисса V-1150-5 (D-12Е) мощностью 435 л.с. Так как вес самолета опять возрос — пустой до 970 кг, а взлетный — 1350 кг, характеристики вновь снизилась. Максимальная скорость у земли составляла 247 км/ ч, крейсерская — 200 км/ч, потолок — 6340 м. Высоту 1500 м Р-1С набирал за 3,9 мин. Начальная скороподъемность была 7,4 м/с. Нормальная дальность полета- 525 км, максимальная — 890 км.
Р-1С был переделан в гоночный ХР-6В, получив вместо D-12 двигатель "Конкверор". Самолет предназначался для скоростного дальнего перелета Нью-Йорк — Аляска, но был разбит, не долетев немного до конечной точки маршрута, и его вернули судном в Штаты для восстановления.
Р-1 "Хоук" в небольшом числе продавался за рубеж. Четыре машины были проданы Боливии, восемь Р-1А-Чили в 1926 году. Один самолет был продан в 1927-м Японии. В том же году восемь Р-1 В были поставлены Чили. Позже, по-видимому, по их образцу в Чили были изготовлены еще несколько истребителей "Хоук".
Р-1 в первоначальном варианте обладал достаточно высокими летными характеристиками, но по мере развития этого типа вес истребителя возрастал, а характеристики падали. Р-1 состояли на вооружении 27-ой и 94-ой истребительных эскадрилий 1-й истребительной группы на Сельфридж-филд в Мичигане, а позже в 17-й эскадрильи, где они использовались до 1930 года, когда их заменили на более совершенные истребители.
Источники:
Шувалов Д. Соколы трех стихий // АвиО. №3. С. 9-11.
Демин А, Котельников В. Шанхайский. Ястреб / Авиамастер. 2000. №2. С. 10-12.
Щербаков В. Пионер авиации Америки // Техника и вооружение. 2007. №4. С. 36-39.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. С. 2-4.
Жаркова А. Семейство Curtis Hawk // Мировая авиация. №82. С. 3-5.
Автор: Инженер-технарь