«Куклы для мальчиков»
У массовых отечественных солдатиков довольно короткая история, около ста лет — до революции отечественных производств практически не было. Солдатиков в те времена отечественные кустари создавали из дерева, а оловянных поставляли из-за границы (Германии и Австро-Венгрии), они были доступны только знати. Выпускали бумажных, с которыми, как нам доподлинно известно, играл даже маленький Володя Ульянов…
Хотя во всех этих солдатиках не существовало идеи, они были «куклами для мальчиков». Враг выглядел нейтрально — такая же фигурка, просто мундир другого цвета.
При Советской власти в первых же кустарных солдатиках проявились идеологические мотивы. Изображался враг, он был узнаваем, изображался достаточно жёстко — например, колчаковский офицер, расстреливающий крестьян, или карикатурно — в виде пузатого буржуя в цилиндре.
Это были поделки кустарей и маленьких частных артелей, государство занималось сначала преодолением разрухи, а затем индустриализацией страны — было не до игрушек, в частности, не до солдатиков.
Однако в середине 1930-х годов солдатики стали делом воистину государственным. Политическое руководство в полной мере оценило роль игрушки в воспитании не просто советского человека, но патриота, будущего защитника Родины.
Проблемы выпуска отечественных солдатиков освещались не только в профильном журнале «Игрушка», об этом писали даже «Известия» ЦИК СССР.
В журнале «Игрушка» состав авторов был не просто «звёздный»! Кроме всесоюзно известных героев, таких как Валерий Чкалов и Марина Раскова, авторами статей про солдатиков и военную игрушку выступали маршалы Будённый и Ворошилов, а уж статьи полковников и майоров публиковались из номера в номер.
Примечательно, что авторы уделяли огромное значение не только выпуску военной игрушки, а предъявляли требования к ней как к практическому пособию, преподающему, к примеру, основы действий артиллерийского расчёта.
Военные критиковали солдатиков с точки зрения достоверности изображения служебных обязанностей солдата, обращали внимание на самые мелкие, незначительные детали, такие, как лишняя палочка у большого полкового барабана, торопили производственников.
С конца 1930-х годов солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького начали выпускать миллионными тиражами. Всё это внимание к выпуску массовых солдатиков было не напрасно — они оказались одним из кирпичиков нашей Победы.
Когда грянула война, юные солдаты и лейтенанты, воображавшие себя героями в мальчишеских играх, стали храбрыми воинами, настоящими патриотами, несгибаемыми защитниками своего социалистического Отечества…
Поэтому, когда в 2014 году мы увидели настоящих героев — «вежливых людей», ополченцев Новороссии, взявших в руки оружие для защиты своей земли от неофашистов, это потребовало немедленного воплощения.
Ещё больше удивила реакция покупателей на этих солдатиков. Эти фигуры стали необходимы тем, кто никогда раньше не покупал солдатиков ни своим детям, ни тем более себе. Таким образом, люди отождествляли себя с современными событиями, хотели каким-то образом быть сопричастными настоящим героям нашего времени.
Теперь мы видим нашу задачу не просто максимально полно отразить в солдатиках историю военной славы России, но и отдать дань нынешним событиям, показать не только посмертную, но и прижизненную славу настоящих героев.
Сейчас государство не уделяет должного внимания такому мощному воспитательному средству, как солдатики и военная игрушка, хотя ещё в 2011-м, на заседании Книжной палаты, в своём выступлении президент России Владимир Путин с горечью сказал: «У нас даже солдатиков не выпускают»…
Время от времени эту тему поднимают Дмитрий Рогозин, Владимир Жириновский, который предложил наладить выпуск ванек-встанек как символа русского солдата… К сожалению, дальше благих пожеланий о выпуске военной игрушки дело не шло. Но, по моему глубокому убеждению, никто из граждан России не должен ждать помощи от государства, а помогать ему сам. По-моему, это наш долг.
Являясь гражданами великой страны, мы должны нести тяготы и трудности этого бремени наравне с ней — так было в России во все времена, так и будет. Надо не причитать, а работать. Идёт битва за умы и души, битва за историю, которую беззастенчиво пытаются исказить в свою пользу сторонники однополярного мира и их прислужники.
Наша задача — материализация нашего прошлого, воплощение образов наших героических предков и современников в металле, для того чтобы нынешние и будущие поколения гордились своей Родиной и всегда были готовы встать на её защиту.
«Колчаковщина». 1920-е годы
Хотя во всех этих солдатиках не существовало идеи, они были «куклами для мальчиков». Враг выглядел нейтрально — такая же фигурка, просто мундир другого цвета.
При Советской власти в первых же кустарных солдатиках проявились идеологические мотивы. Изображался враг, он был узнаваем, изображался достаточно жёстко — например, колчаковский офицер, расстреливающий крестьян, или карикатурно — в виде пузатого буржуя в цилиндре.
Это были поделки кустарей и маленьких частных артелей, государство занималось сначала преодолением разрухи, а затем индустриализацией страны — было не до игрушек, в частности, не до солдатиков.
Однако в середине 1930-х годов солдатики стали делом воистину государственным. Политическое руководство в полной мере оценило роль игрушки в воспитании не просто советского человека, но патриота, будущего защитника Родины.
Проблемы выпуска отечественных солдатиков освещались не только в профильном журнале «Игрушка», об этом писали даже «Известия» ЦИК СССР.
В журнале «Игрушка» состав авторов был не просто «звёздный»! Кроме всесоюзно известных героев, таких как Валерий Чкалов и Марина Раскова, авторами статей про солдатиков и военную игрушку выступали маршалы Будённый и Ворошилов, а уж статьи полковников и майоров публиковались из номера в номер.
Примечательно, что авторы уделяли огромное значение не только выпуску военной игрушки, а предъявляли требования к ней как к практическому пособию, преподающему, к примеру, основы действий артиллерийского расчёта.
Военные критиковали солдатиков с точки зрения достоверности изображения служебных обязанностей солдата, обращали внимание на самые мелкие, незначительные детали, такие, как лишняя палочка у большого полкового барабана, торопили производственников.
С конца 1930-х годов солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького начали выпускать миллионными тиражами. Всё это внимание к выпуску массовых солдатиков было не напрасно — они оказались одним из кирпичиков нашей Победы.
Когда грянула война, юные солдаты и лейтенанты, воображавшие себя героями в мальчишеских играх, стали храбрыми воинами, настоящими патриотами, несгибаемыми защитниками своего социалистического Отечества…
«Ура!». Ледовое побоище. 2013 год
Поэтому, когда в 2014 году мы увидели настоящих героев — «вежливых людей», ополченцев Новороссии, взявших в руки оружие для защиты своей земли от неофашистов, это потребовало немедленного воплощения.
Ещё больше удивила реакция покупателей на этих солдатиков. Эти фигуры стали необходимы тем, кто никогда раньше не покупал солдатиков ни своим детям, ни тем более себе. Таким образом, люди отождествляли себя с современными событиями, хотели каким-то образом быть сопричастными настоящим героям нашего времени.
Теперь мы видим нашу задачу не просто максимально полно отразить в солдатиках историю военной славы России, но и отдать дань нынешним событиям, показать не только посмертную, но и прижизненную славу настоящих героев.
«Ура!». «Спасибо, что я больше не кiт». 2014 год
Сейчас государство не уделяет должного внимания такому мощному воспитательному средству, как солдатики и военная игрушка, хотя ещё в 2011-м, на заседании Книжной палаты, в своём выступлении президент России Владимир Путин с горечью сказал: «У нас даже солдатиков не выпускают»…
«Ура!». Солдатики Новороссии. 2014 год
Время от времени эту тему поднимают Дмитрий Рогозин, Владимир Жириновский, который предложил наладить выпуск ванек-встанек как символа русского солдата… К сожалению, дальше благих пожеланий о выпуске военной игрушки дело не шло. Но, по моему глубокому убеждению, никто из граждан России не должен ждать помощи от государства, а помогать ему сам. По-моему, это наш долг.
Являясь гражданами великой страны, мы должны нести тяготы и трудности этого бремени наравне с ней — так было в России во все времена, так и будет. Надо не причитать, а работать. Идёт битва за умы и души, битва за историю, которую беззастенчиво пытаются исказить в свою пользу сторонники однополярного мира и их прислужники.
«Ура!». Штурм Кёнигсберга. 2015 год
Наша задача — материализация нашего прошлого, воплощение образов наших героических предков и современников в металле, для того чтобы нынешние и будущие поколения гордились своей Родиной и всегда были готовы встать на её защиту.
Автор: Hastle