Бомбардировщики, летящие в будущее
Таким увидели в 2000 году перспективный стратегический бомбардировщик разработчики фирмы «Нортроп Грумман».
Какой будет ударная авиация войн ХХI века
Еще не достигнут окончательный консенсус по поводу того, что из себя должен представлять истребитель нового поколения, а жизнь уже выдвинула вопрос о том, каким будет стратегический бомбардировщик XXI века. Правда, в отличие от развития истребительной авиации развитие авиации стратегического назначения волнует, по существу, специалистов лишь двух стран – США и России, но актуальность этого вопроса, можно считать, является даже более высокой. Это следует из той большой роли, которая всегда отводилась стратегической авиации в решении глобальных военных конфликтов и поддержании условий мирного сосуществования во всем мире. Актуальность вопроса очевидна, чего никак нельзя сказать об ответе на него.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
К числу информационных новинок последнего авиасалон МАКС-2009 в Жуковском, безусловно, можно отнести впервые прозвучавшее официально сообщение о программе разработки перспективного отечественного бомбардировщика, получившего условное обозначение ПАК-ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Как заявил на выставке тогдашний генеральный директор ОАО «Туполев» Игорь Шевчук, государственное финансирование программы ПАК-ДА началось в 2008 году, хотя определенные поисковые исследования проводились и ранее.
Согласно распространенной после этого информации, разрабатываемый комплекс должен будет со временем сменить на вооружении самолеты дальней и стратегической авиации Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Планируемая дата поступления ПАК-ДА на вооружение, определяемая фактом исчерпания ресурса существующих бомбардировщиков, была ориентировочно установлена как 2025–2030-е годы.
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации ПАК ДА
Начало программы разработки ПАК-ДА стало своего рода ответом на начатые еще в 1990-х годах в США проектные и военно-научные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации. Данный самолет предназначен для замены используемых сегодня стратегических бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2, полное снятие которых с вооружения должно произойти в 2037 году.
Проведенные к настоящему времени американцами проектные и военно-научные исследования составили содержание нескольких финансируемых по линии Министерства обороны и ВВС США краткосрочных программ. Если первые из них носили в большей степени научно-технический характер, то вторые отличались приближенностью к конечной цели внешнего проектирования любого авиационного боевого комплекса, а именно, к обоснованию предъявляемых к нему тактико-технических требований и разработке его общей концепции. Наиболее известными стали проведенные после 1999 года программы FSA (Future Strike Aircraft), FLRS (Future Long Rang Strike) и сменившая их в настоящее время программа NGB (Next Generation Bomber). Согласно первоначальным планам, работы внешнего проектирования перспективного бомбардировщика продлятся до 2015 года и завершатся принятием концепции этого самолета. Не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика, а в 2035 году – начато его серийное производство.
Какой будет ударная авиация войн ХХI века
Еще не достигнут окончательный консенсус по поводу того, что из себя должен представлять истребитель нового поколения, а жизнь уже выдвинула вопрос о том, каким будет стратегический бомбардировщик XXI века. Правда, в отличие от развития истребительной авиации развитие авиации стратегического назначения волнует, по существу, специалистов лишь двух стран – США и России, но актуальность этого вопроса, можно считать, является даже более высокой. Это следует из той большой роли, которая всегда отводилась стратегической авиации в решении глобальных военных конфликтов и поддержании условий мирного сосуществования во всем мире. Актуальность вопроса очевидна, чего никак нельзя сказать об ответе на него.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
К числу информационных новинок последнего авиасалон МАКС-2009 в Жуковском, безусловно, можно отнести впервые прозвучавшее официально сообщение о программе разработки перспективного отечественного бомбардировщика, получившего условное обозначение ПАК-ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Как заявил на выставке тогдашний генеральный директор ОАО «Туполев» Игорь Шевчук, государственное финансирование программы ПАК-ДА началось в 2008 году, хотя определенные поисковые исследования проводились и ранее.
Согласно распространенной после этого информации, разрабатываемый комплекс должен будет со временем сменить на вооружении самолеты дальней и стратегической авиации Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Планируемая дата поступления ПАК-ДА на вооружение, определяемая фактом исчерпания ресурса существующих бомбардировщиков, была ориентировочно установлена как 2025–2030-е годы.
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации ПАК ДА
Начало программы разработки ПАК-ДА стало своего рода ответом на начатые еще в 1990-х годах в США проектные и военно-научные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации. Данный самолет предназначен для замены используемых сегодня стратегических бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2, полное снятие которых с вооружения должно произойти в 2037 году.
Проведенные к настоящему времени американцами проектные и военно-научные исследования составили содержание нескольких финансируемых по линии Министерства обороны и ВВС США краткосрочных программ. Если первые из них носили в большей степени научно-технический характер, то вторые отличались приближенностью к конечной цели внешнего проектирования любого авиационного боевого комплекса, а именно, к обоснованию предъявляемых к нему тактико-технических требований и разработке его общей концепции. Наиболее известными стали проведенные после 1999 года программы FSA (Future Strike Aircraft), FLRS (Future Long Rang Strike) и сменившая их в настоящее время программа NGB (Next Generation Bomber). Согласно первоначальным планам, работы внешнего проектирования перспективного бомбардировщика продлятся до 2015 года и завершатся принятием концепции этого самолета. Не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика, а в 2035 году – начато его серийное производство.
Автор: Смирнов Вадим