Военная керамика
Нет, вы не угадали. Речь не пойдет о глиняных горшках, в которые войско, осаждавшее замок или неприятельскую крепость, отправляло свои естественные надобности, а потом эта «благодать чрева» швырялась на головы обороняющихся. Да, летом, и особенно в жару, это было страшное оружие. Но речь пойдет о другом, хотя и о посуде.
Дипилонский кратер, около 750 – 735 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Дипилонская ваза. Рядом для масштаба люди.
Керамические изделия, изготовленные особенно тщательно, приносили в жертву храмам или отдавали усопшим. Ну, а сами эти изделия, пройдя сильный обжиг, становились очень стойкими к воздействию окружающей среды, так что и самих, причем неповрежденных, керамических сосудов и их фрагментов сохранилось так много, что счет идет буквально на десятки тысяч! Их даже теперь уже не хранят, а просто выбрасывают, сохраняя только самые лучшие образцы.
Дипилонский кратер с геометрическим орнаментом, изображением корабля и воинов с дипилонскими щитами. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Воины с дипилонскими щитами. Крупно.
Геракл был очень популярным героем у греков, поэтому его изображали очень часто. Вот и на этой эттруской вазе 525 г. до н.э. мы видим Геракла, убивающего Лернейскую гидру. На нем характерная мускульная кираса и поножи! Музей Поля Гетти, Калифорния.
И, кстати, именно росписи на греческой керамике очень много всего интересного сообщают нам о военном деле греков. Например, археологи находят бронзовый шлем. Но он без гребня, гребень не сохранился. А благодаря рисунку, скажем, на амфоре мы видим, и как мог выглядеть этот гребень, и даже особенности его крепления. До нас дошел прекрасно сохранившийся коринфский шлем конца VI в., найденный в Сицилии и выставленный сегодня в Глиптотеке в Мюнхене. Но… только благодаря греческой керамике и, в частности, рисунку на приведенном выше кратере и ему подобным, мы можем наглядно себе представить, каким образом такие шлемы греки украшали. И также на нем хорошо видно, как воин слева надевает поножи. Кстати, называется он «Кратер Евфрона» и выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Коринфский шлем из Глиптотеки в Мюнхене.
Благодаря рисункам на керамических изделиях, мы точно знаем, что лучников-греков не было, по крайней мере, в Афинах. Лучники были наемниками из Скифии. Вот и на этой росписи мы видим слева скифского лучника и гоплита справа. Около 520 – 510 гг. до н. э. «Афинский художник». Музей изящных искусств де Ренн.
Художник Евфимид. Гоплит надевает свои доспехи, два скифа ему помогают. Около 510 – 500 гг. до н. э. Прорисовка с вазы.
Много интересного рассказывают нам греческие рисунки на керамических изделиях. Как известно, их было два основных типа: черно-фигурная керамика и красно-фигурная керамика. В первом случае фигуры рисовали черным лаком на фоне красной обожженной глины. Во втором фон был черный, а вот фигуры, свободные от лака – красные. Были и сосуды билингвы: половина с черными фигурами и красным фоном, а другая половина с красными фигурами. Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что технику краснофигурной росписи впервые использовал живописец Андокид. Причем тонкими щетинками на неокрашенных фигурах художники прорисовывали мельчайшие детали на изображениях. Существовала роспись и по белому фону.
Греческие гоплиты «темных веков». Рисунок Питера Коннолли.
Как уже отмечалось, изделий, дошедших до нас, тысячи. Только в районе Афин более 40000 и 20000 с лишним в Южной Италии. Греческие мастера, которые их расписывали, обычно подписывали свои работы, поэтому до нас дошли также имена их создателей. Но есть сосуды, имена авторов рисунков на которых нам неизвестны, но их можно определить по манере письма. Им даны, например, такие имена, как «Берлинский живописец», «Афинский живописец». Есть «Живописец кактуса», «Живописец верблюда», «кольмарский», «винчестерский» – названные так по тем музеям, где собраны коллекции их работ. Известны имена: Амасис, Андокид, Дурис, Евфимид, Евфроний, Триптолем, Харес, Эксекий. И, разумеется, что это самые известные и прославленные, а так их попросту… не сосчитать. Ведь творили они на протяжении не одного века, а столетий!
Современные греческие гоплиты.
Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.
Дипилонский кратер, около 750 – 735 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Дипилонская ваза. Рядом для масштаба люди.
Керамические изделия, изготовленные особенно тщательно, приносили в жертву храмам или отдавали усопшим. Ну, а сами эти изделия, пройдя сильный обжиг, становились очень стойкими к воздействию окружающей среды, так что и самих, причем неповрежденных, керамических сосудов и их фрагментов сохранилось так много, что счет идет буквально на десятки тысяч! Их даже теперь уже не хранят, а просто выбрасывают, сохраняя только самые лучшие образцы.
Дипилонский кратер с геометрическим орнаментом, изображением корабля и воинов с дипилонскими щитами. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Воины с дипилонскими щитами. Крупно.
Геракл был очень популярным героем у греков, поэтому его изображали очень часто. Вот и на этой эттруской вазе 525 г. до н.э. мы видим Геракла, убивающего Лернейскую гидру. На нем характерная мускульная кираса и поножи! Музей Поля Гетти, Калифорния.
И, кстати, именно росписи на греческой керамике очень много всего интересного сообщают нам о военном деле греков. Например, археологи находят бронзовый шлем. Но он без гребня, гребень не сохранился. А благодаря рисунку, скажем, на амфоре мы видим, и как мог выглядеть этот гребень, и даже особенности его крепления. До нас дошел прекрасно сохранившийся коринфский шлем конца VI в., найденный в Сицилии и выставленный сегодня в Глиптотеке в Мюнхене. Но… только благодаря греческой керамике и, в частности, рисунку на приведенном выше кратере и ему подобным, мы можем наглядно себе представить, каким образом такие шлемы греки украшали. И также на нем хорошо видно, как воин слева надевает поножи. Кстати, называется он «Кратер Евфрона» и выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Коринфский шлем из Глиптотеки в Мюнхене.
Благодаря рисункам на керамических изделиях, мы точно знаем, что лучников-греков не было, по крайней мере, в Афинах. Лучники были наемниками из Скифии. Вот и на этой росписи мы видим слева скифского лучника и гоплита справа. Около 520 – 510 гг. до н. э. «Афинский художник». Музей изящных искусств де Ренн.
Художник Евфимид. Гоплит надевает свои доспехи, два скифа ему помогают. Около 510 – 500 гг. до н. э. Прорисовка с вазы.
Много интересного рассказывают нам греческие рисунки на керамических изделиях. Как известно, их было два основных типа: черно-фигурная керамика и красно-фигурная керамика. В первом случае фигуры рисовали черным лаком на фоне красной обожженной глины. Во втором фон был черный, а вот фигуры, свободные от лака – красные. Были и сосуды билингвы: половина с черными фигурами и красным фоном, а другая половина с красными фигурами. Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что технику краснофигурной росписи впервые использовал живописец Андокид. Причем тонкими щетинками на неокрашенных фигурах художники прорисовывали мельчайшие детали на изображениях. Существовала роспись и по белому фону.
Греческие гоплиты «темных веков». Рисунок Питера Коннолли.
Как уже отмечалось, изделий, дошедших до нас, тысячи. Только в районе Афин более 40000 и 20000 с лишним в Южной Италии. Греческие мастера, которые их расписывали, обычно подписывали свои работы, поэтому до нас дошли также имена их создателей. Но есть сосуды, имена авторов рисунков на которых нам неизвестны, но их можно определить по манере письма. Им даны, например, такие имена, как «Берлинский живописец», «Афинский живописец». Есть «Живописец кактуса», «Живописец верблюда», «кольмарский», «винчестерский» – названные так по тем музеям, где собраны коллекции их работ. Известны имена: Амасис, Андокид, Дурис, Евфимид, Евфроний, Триптолем, Харес, Эксекий. И, разумеется, что это самые известные и прославленные, а так их попросту… не сосчитать. Ведь творили они на протяжении не одного века, а столетий!
Современные греческие гоплиты.
Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.
Автор: kalibr