Зарезать чем-то покрасивее-3
Два предыдущих материала на эту тему вызвали прямо-таки неподдельный интерес читателей ВО, поэтому есть смысл продолжить эту тему и рассказать о том, что, во-первых, не вошло в предыдущий материал, а во-вторых, перебраться из стран Центральной Азии на берег Тихого океана и посмотреть, а как выглядело короткоклинковое оружие у японцев, чтобы сравнить его с индийским, персидским, турецким и североафриканским.
И вот здесь, пожалуй, самое время будет «удариться в воспоминания» и рассказать о том, каким образом я вообще впервые познакомился с холодным оружием и откуда у меня к нему интерес. Получилось так, что вырос я в старом деревянном доме 1882 года постройки, с кучей сараев и погребов, в которых чего только не было складировано. У деда моего был винчестер 1895 г., полученный им, когда он ездил с продотрядом выбивать из крестьян хлеб, штык от винтовки Гра, который ему дали к этой винтовке, не позаботившись, что он не налезает на ствол – им я косил в саду крапиву и лопухи, а еще дома был совершенно жуткого вида кинжал с ромбическим клинком, витым перекрестием, костяной рукояткой и деревянными ножнами, покрытыми черным лаком. Нашел его мой дядя, погибший потом на войне, причем дед мне рассказывал, что нашел он его на кладбище и был он весь в крови. Дед учил меня его бросать в цель, в стену сарая и… потом я показывал это некоторым своим одноклассницам понятно с какой целью.
Начитавшись «Кортика», я вырезал на ножнах зашифрованную надпись: «Этот кинжал был найден на кладбище», отчего ценность его резко возросла, и я, будучи студентом, продал его одному коллекционеру. Так как держать в советское время такую жуть дома было просто опасно!
А тут еще моя мать в очередной раз вышла замуж, и оказалось, что ее избранник - бывший офицер Войска Польского и по совместительству советской военной разведки Петр Шпаковский. Уже потом, в романе «Умрем же под Москвой» он будет выведен под именем Петра Скворцовского, ну а тогда (а учился я в это время в девятом классе) знакомство с таким человеком, естественно, заинтересовало меня ну просто до заикания. Дома – музей! Картины из Дрезденской галереи («награды от маршала Рокоссовского»), куча всякого «антиквариата», сабля немецкого генерала – «он мне сдавался!» и, наконец – японский кинжал. Он считал, что это вакидзаси, но теперь-то я точно знаю, что это был танто. А добыл он его в поединке с немецким офицером, который тоже описан в романе и… снял с него как трофей! Добыл также трубку-сигару (!), парабеллум, планшет с бумагами и вот этот самый кинжал, висевший у него на поясе. Видать немец был дурак и пижон, за что и поплатился! И, понятно, мне захотелось узнать про это побольше, стал читать соответствующие книги, да так вот и увлекся. Ну, а теперь для этого есть еще и интернет!
Вот примерно так выглядел кинжал танто из моего далекого детства.
Правда, у моего кинжала не было оплетки на рукояти – она была вся целиком обтянута кожей акулы и смотрелась очень просто, а вот ножны были очень красивыми. По черному лаку золотом был мастерски выписан бамбук под ветром, а внизу, под бамбуком сидел отлитый из бронзы крошечный демон, прикрепленный к ножнам. Зубы у него были серебряные, браслеты на запястьях золотые, а глаза – рубины. И все это размером с ноготь!
А вот еще один такой же кинжал уже из Лувра. И что можно про него сказать, говоря языком современности? Сплошные понты! Потому, что вся его рукоять вместе с гардой вырезана из молочно-белого камня. Камня! То есть в любом случае это вещь хрупкая, потому что тонкая. Носить его на поясе на фоне цветного халата, наверное, было очень эффектно, а вот пользоваться им в бою вряд ли возможно.
Еще один индийский кинжал, тоже из Лувра и тоже с каменной рукоятью. Рукоять простая, массивная, и мастер решил ее не украшать. А вот над клинком поработал от души, так что его даже затачивать и то… боязно. А ну как испортишь такую красоту?
Перед вами кинжалы из Музея принца Уэльского в городе Мумбаи в Индии. Теперь все меняют (говорят) Турцию и Египет на Индию, Вьетнам и Борнео, так что тем, кто поедет в Мумбаи (или Мумбай) сможет их увидеть. Опять же халцедон, сердолик, рубины, изумруды – все, чем богата Индия, пошло на их украшение. Причем, самое удивительное, что у левого кинжала рукоять заканчивается головой собаки, а у правого – горного козла. Ну, ладно лошади, ладно собаки… Но почему козла?
Один из комментаторов предыдущего материала написал, что благодаря своим размерам и тому, что кинжалы типа джамбия носили за поясом, они могли играть роль… бронежилета! Спорное утверждение, но если и впрямь посмотреть на фотографии тех же йеменцев со своими кинжалами за поясом, то такое вполне может прийти в голову.
Типичный йеменский мужчина. Вернее, его средняя часть.
Обычно мы думаем, что кинжал это что-то достаточно миниатюрное, тогда как сабля или тот же турецкий ятаган – нечто большое. Не всегда так! Вот для примера турецкий кинжал джамбия (вверху) 18 века и ятаган (внизу), тоже турецкий, изготовленный в 1866 г. Как вы видите, джамбия имеет прямо-таки устрашающие размеры по сравнению с этим ятаганом, хотя и немного короче. Но ненамного, кстати! Королевский музей Онтарио, Торонто, Онтарио, Канада.
Ну, а этот нож – на вид очень простой, на самом деле ценен, прежде всего, не отделкой, а своим материалом – он изготовлен из метеоритного железа! Принадлежал шаху Джахангиру, династии Виликих Моголов, 1621 г. Экспонат Галереи искусств Смитсониевского национального музея Азиатского искусства в Вашингтоне.
Японский вакидзаси – парный меч к катане. Почему вакидзаси, ведь ручка без оплетки? А потому, что в данном случае имеет значение длина клинка!
Ну, а теперь мы, наконец-то добрались и до Японии. И чего мы там не видим вовсе? Ну, да, конечно, обилия «кривых нинжалов»! И клинки знаменитых японских тати и катан, и клинки вакидзаси и танто имеют очень умеренную кривизну. Потому что так удобнее. «Кривее», чтобы зарезать, не нужно!
Кайкен – кинжал для женщин. Был прост по оформлению, но если надо было защитить свою честь, японка пускала его в ход, не раздумывая, и наносила себе смертельный удар в сонную артерию.
Ну, а основных типов кинжалов было всего два: это танто и айгути. У танто была обычных размеров гарда, а внешне он походил на уменьшенную копию короткого меча. Айгути (буквально – «раскрытый рот») обычно не имел обмотки на рукояти, поэтому кожа ската или акулы на ней была хорошо видна. Гарды айгути не имел, не было у него шайб сэппа, а крепление на ножнах было выполнено в виде висящего кольца.
Танто, подписан Уджи-фуса. Рукоять. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.
Кодзири – наконечник ножен.
В период мира в Японии производилось очень много откровенно декоративного оружия. Вот кинжал в ножнах из слоновой кости, с такой же цубой и рукоятью. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.
Кусунгобу – кинжал для харакири. Длина его была около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири можно было совершить и при помощи танто и даже вакидзаси, но тогда последний держали не за рукоять, а за клинок, для чего его обматывали рисовой бумагой. Как это все происходило хорошо показано в кинофильме «Сёгун».
Чисто японским оружием самообороны были кинжалы дзюттэ. Его цилиндрический или многогранный клинок не имел ни лезвия, ни выраженного острия, но зато сбоку у него был массивный крюк. Это оружие, причем, обычно парное, использовалось японскими полицейскими в период Эдо для того, чтобы обезоруживать вооруженного мечом противника. С этой целью клинком и отходящим сбоку крюком ловили его меч, после чего вырывали или ломали ударом по лезвию. К кольцу на рукояти крепился темляк с цветной кистью, по цвету которой можно было судить о ранге полицейского. Существовали целые школы, развивавшие в своих стенах искусство боя на дзюттэ и, в первую очередь – приемы противодействия этими кинжалами бойцам с самурайским мечом.
Данный дзютте очень интересен своей гардой, и довольно редко встречается в коллекциях. Его называли «сила десяти рук», причем он часто заменял короткий поясной меч – вакидзаси или танто на официальных приемах или во время посещений питейных заведений самураями разных рангов и кланов. Это оружие имело большое количество вариантов, от самых простых до весьма ценных и очень дорогих, получивших с пришествием времени титул кокухо («национальное достояние»). Его часто снабжали цубой и ножнами. Длина данного образца 47 см. Вес 1, 2 кг.
Дзютте сотрудника полиции эпохи Эдо.
Нож симпу камикадзе времен Второй Мировой войны. Оригинал «одет» в сиросае уставного порядка (ножны для хранения). Линия закалки хамон не видна, но если клинок отполировать, то она обязательно проявится.
То есть японцы справедливо рассудили, что для того, чтобы зарезать либо себя, либо своего ближнего «красиво» вовсе не нужно как-то уж слишком искривлять клинок ножа или кинжала, и что для того, чтобы им пользоваться ни золото, ни бриллианты, ни нефрит, в общем-то, тоже не нужны. Живя на берегу океана, они для украшения не использовали даже кораллы, ну практически не использовали, в отличие от тех же турок. Дерево, кожа ската, немного своего знаменитого лака, несколько мазков кисти золотом и – главное, почти прямой, заточенный с одной стороны острый клинок и все. Этого вполне достаточно!
Автор выражает признательность компании Антиквариат Японии (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленную возможность использовать принадлежащие ей фото и материалы.
И вот здесь, пожалуй, самое время будет «удариться в воспоминания» и рассказать о том, каким образом я вообще впервые познакомился с холодным оружием и откуда у меня к нему интерес. Получилось так, что вырос я в старом деревянном доме 1882 года постройки, с кучей сараев и погребов, в которых чего только не было складировано. У деда моего был винчестер 1895 г., полученный им, когда он ездил с продотрядом выбивать из крестьян хлеб, штык от винтовки Гра, который ему дали к этой винтовке, не позаботившись, что он не налезает на ствол – им я косил в саду крапиву и лопухи, а еще дома был совершенно жуткого вида кинжал с ромбическим клинком, витым перекрестием, костяной рукояткой и деревянными ножнами, покрытыми черным лаком. Нашел его мой дядя, погибший потом на войне, причем дед мне рассказывал, что нашел он его на кладбище и был он весь в крови. Дед учил меня его бросать в цель, в стену сарая и… потом я показывал это некоторым своим одноклассницам понятно с какой целью.
Начитавшись «Кортика», я вырезал на ножнах зашифрованную надпись: «Этот кинжал был найден на кладбище», отчего ценность его резко возросла, и я, будучи студентом, продал его одному коллекционеру. Так как держать в советское время такую жуть дома было просто опасно!
А тут еще моя мать в очередной раз вышла замуж, и оказалось, что ее избранник - бывший офицер Войска Польского и по совместительству советской военной разведки Петр Шпаковский. Уже потом, в романе «Умрем же под Москвой» он будет выведен под именем Петра Скворцовского, ну а тогда (а учился я в это время в девятом классе) знакомство с таким человеком, естественно, заинтересовало меня ну просто до заикания. Дома – музей! Картины из Дрезденской галереи («награды от маршала Рокоссовского»), куча всякого «антиквариата», сабля немецкого генерала – «он мне сдавался!» и, наконец – японский кинжал. Он считал, что это вакидзаси, но теперь-то я точно знаю, что это был танто. А добыл он его в поединке с немецким офицером, который тоже описан в романе и… снял с него как трофей! Добыл также трубку-сигару (!), парабеллум, планшет с бумагами и вот этот самый кинжал, висевший у него на поясе. Видать немец был дурак и пижон, за что и поплатился! И, понятно, мне захотелось узнать про это побольше, стал читать соответствующие книги, да так вот и увлекся. Ну, а теперь для этого есть еще и интернет!
Вот примерно так выглядел кинжал танто из моего далекого детства.
Правда, у моего кинжала не было оплетки на рукояти – она была вся целиком обтянута кожей акулы и смотрелась очень просто, а вот ножны были очень красивыми. По черному лаку золотом был мастерски выписан бамбук под ветром, а внизу, под бамбуком сидел отлитый из бронзы крошечный демон, прикрепленный к ножнам. Зубы у него были серебряные, браслеты на запястьях золотые, а глаза – рубины. И все это размером с ноготь!
А вот еще один такой же кинжал уже из Лувра. И что можно про него сказать, говоря языком современности? Сплошные понты! Потому, что вся его рукоять вместе с гардой вырезана из молочно-белого камня. Камня! То есть в любом случае это вещь хрупкая, потому что тонкая. Носить его на поясе на фоне цветного халата, наверное, было очень эффектно, а вот пользоваться им в бою вряд ли возможно.
Еще один индийский кинжал, тоже из Лувра и тоже с каменной рукоятью. Рукоять простая, массивная, и мастер решил ее не украшать. А вот над клинком поработал от души, так что его даже затачивать и то… боязно. А ну как испортишь такую красоту?
Перед вами кинжалы из Музея принца Уэльского в городе Мумбаи в Индии. Теперь все меняют (говорят) Турцию и Египет на Индию, Вьетнам и Борнео, так что тем, кто поедет в Мумбаи (или Мумбай) сможет их увидеть. Опять же халцедон, сердолик, рубины, изумруды – все, чем богата Индия, пошло на их украшение. Причем, самое удивительное, что у левого кинжала рукоять заканчивается головой собаки, а у правого – горного козла. Ну, ладно лошади, ладно собаки… Но почему козла?
Один из комментаторов предыдущего материала написал, что благодаря своим размерам и тому, что кинжалы типа джамбия носили за поясом, они могли играть роль… бронежилета! Спорное утверждение, но если и впрямь посмотреть на фотографии тех же йеменцев со своими кинжалами за поясом, то такое вполне может прийти в голову.
Типичный йеменский мужчина. Вернее, его средняя часть.
Обычно мы думаем, что кинжал это что-то достаточно миниатюрное, тогда как сабля или тот же турецкий ятаган – нечто большое. Не всегда так! Вот для примера турецкий кинжал джамбия (вверху) 18 века и ятаган (внизу), тоже турецкий, изготовленный в 1866 г. Как вы видите, джамбия имеет прямо-таки устрашающие размеры по сравнению с этим ятаганом, хотя и немного короче. Но ненамного, кстати! Королевский музей Онтарио, Торонто, Онтарио, Канада.
Ну, а этот нож – на вид очень простой, на самом деле ценен, прежде всего, не отделкой, а своим материалом – он изготовлен из метеоритного железа! Принадлежал шаху Джахангиру, династии Виликих Моголов, 1621 г. Экспонат Галереи искусств Смитсониевского национального музея Азиатского искусства в Вашингтоне.
Японский вакидзаси – парный меч к катане. Почему вакидзаси, ведь ручка без оплетки? А потому, что в данном случае имеет значение длина клинка!
Ну, а теперь мы, наконец-то добрались и до Японии. И чего мы там не видим вовсе? Ну, да, конечно, обилия «кривых нинжалов»! И клинки знаменитых японских тати и катан, и клинки вакидзаси и танто имеют очень умеренную кривизну. Потому что так удобнее. «Кривее», чтобы зарезать, не нужно!
Кайкен – кинжал для женщин. Был прост по оформлению, но если надо было защитить свою честь, японка пускала его в ход, не раздумывая, и наносила себе смертельный удар в сонную артерию.
Ну, а основных типов кинжалов было всего два: это танто и айгути. У танто была обычных размеров гарда, а внешне он походил на уменьшенную копию короткого меча. Айгути (буквально – «раскрытый рот») обычно не имел обмотки на рукояти, поэтому кожа ската или акулы на ней была хорошо видна. Гарды айгути не имел, не было у него шайб сэппа, а крепление на ножнах было выполнено в виде висящего кольца.
Танто, подписан Уджи-фуса. Рукоять. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.
Кодзири – наконечник ножен.
В период мира в Японии производилось очень много откровенно декоративного оружия. Вот кинжал в ножнах из слоновой кости, с такой же цубой и рукоятью. Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, США.
Кусунгобу – кинжал для харакири. Длина его была около 25 см. В случае отсутствия у самурая этого кинжала, харакири можно было совершить и при помощи танто и даже вакидзаси, но тогда последний держали не за рукоять, а за клинок, для чего его обматывали рисовой бумагой. Как это все происходило хорошо показано в кинофильме «Сёгун».
Чисто японским оружием самообороны были кинжалы дзюттэ. Его цилиндрический или многогранный клинок не имел ни лезвия, ни выраженного острия, но зато сбоку у него был массивный крюк. Это оружие, причем, обычно парное, использовалось японскими полицейскими в период Эдо для того, чтобы обезоруживать вооруженного мечом противника. С этой целью клинком и отходящим сбоку крюком ловили его меч, после чего вырывали или ломали ударом по лезвию. К кольцу на рукояти крепился темляк с цветной кистью, по цвету которой можно было судить о ранге полицейского. Существовали целые школы, развивавшие в своих стенах искусство боя на дзюттэ и, в первую очередь – приемы противодействия этими кинжалами бойцам с самурайским мечом.
Данный дзютте очень интересен своей гардой, и довольно редко встречается в коллекциях. Его называли «сила десяти рук», причем он часто заменял короткий поясной меч – вакидзаси или танто на официальных приемах или во время посещений питейных заведений самураями разных рангов и кланов. Это оружие имело большое количество вариантов, от самых простых до весьма ценных и очень дорогих, получивших с пришествием времени титул кокухо («национальное достояние»). Его часто снабжали цубой и ножнами. Длина данного образца 47 см. Вес 1, 2 кг.
Дзютте сотрудника полиции эпохи Эдо.
Нож симпу камикадзе времен Второй Мировой войны. Оригинал «одет» в сиросае уставного порядка (ножны для хранения). Линия закалки хамон не видна, но если клинок отполировать, то она обязательно проявится.
То есть японцы справедливо рассудили, что для того, чтобы зарезать либо себя, либо своего ближнего «красиво» вовсе не нужно как-то уж слишком искривлять клинок ножа или кинжала, и что для того, чтобы им пользоваться ни золото, ни бриллианты, ни нефрит, в общем-то, тоже не нужны. Живя на берегу океана, они для украшения не использовали даже кораллы, ну практически не использовали, в отличие от тех же турок. Дерево, кожа ската, немного своего знаменитого лака, несколько мазков кисти золотом и – главное, почти прямой, заточенный с одной стороны острый клинок и все. Этого вполне достаточно!
Автор выражает признательность компании Антиквариат Японии (http://antikvariat-japan.ru/) за предоставленную возможность использовать принадлежащие ей фото и материалы.
Автор: kalibr