В.П. Покровский. Ведомый Бориса Сафонова



Мечта о полетах захватила Владимира Покровского еще в школьные годы. Двенадцатилетним мальчишкой увидел он впервые агитсамолет «Правда». Тогда-то и загорелся желанием стать летчиком. Юноша окончил девятилетку, завершал учебу в Ленинградском морском техникуме, готовился к дальним плаваниям, но душа рвалась в небо. Мечта сбылась летом 1937 года, когда по путевке обкома комсомола Покровский поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. Он овладел самолетами У-2 и Р-5 и осваивал новый по тому времени истребитель И-16. Дела шли нормально. Инструктор отмечал, что Покровский отличался высокими профессиональными качествами: хорошей координацией движений, большим объемом внимания, умением анализировать ошибки, быстро исправлять их. Врожденные способности, завидное упорство, с каким он постигал теорию и практику полетов, помогли ему первым в группе и звене вылететь на И-16 самостоятельно.

Отлично окончив училище осенью 1940 года, младший лейтенант Покровский получил назначение в 72-й смешанный авиаполк (впоследствии 2-й гвардейский) ВВС Северного флота. Попал в эскадрилью старшего лейтенанта Бориса Сафонова, ведомым которого был с первых дней войны. Крыло в крыло ходил с ним в бой, перенимал опыт, учился сафоновским мастерским, стремительным атакам, немецкие самолеты в ту пору появлялись в воздухе большими группами, а наши летчики вылетали обычно парой или втроем: не хватало самолетов.

Широко известен эпизод, когда навстречу 18 Ju-88, прикрываемых «мессершмиттами», поднялись Сафонов, Покровский и младший лейтенант Максимович. Звено не позволило бомбардировщикам отбомбиться прицельно. Командир эскадрильи сбил головную машину, строй распался. На земле он крепко обнял и расцеловал Владимира, ставшего для него надежным прикрытием.

Вскоре и сам Покровский одержал первую победу. Дежуря в паре с летчиком С. Сурженко, он был поднят по тревоге. К аэродрому на малой высоте приближались фашисты. Покровский взлетел, а ведомый не смог — его истребитель попал под осколки бомбы. Четверка Bf.109 набросилась на одиночный самолет. В ожесточенной схватке, искусно маневрируя, Владимир уничтожил «мессер». Но и сам оказался раненным в лицо. Самолет получил повреждения, почти перестал слушаться рулей и перешел в штопор. Можно было бы воспользоваться парашютом, однако каждый И-16 был в то время на вес золота. И летчик решил спасти его. С помощью мотора удалось прекратить гибельное вращение машины, выйти в горизонтальный полет у самой земли. Обливаясь кровью, Покровский сумел дотянуть до базы. После лечения в госпитале он вернулся в свою часть.



Особо памятным в своей фронтовой биографии сам Покровский считал тот день, когда Сафонов дважды водил авиаторов для прикрытия войск, отражавших яростный натиск немцев на Мурманск. И оба раза пришлось вести бой с силами противника, превосходящими североморцев в 7-8 раз.

Владимир Павлович вспоминал, что в то утро пятерка наших истребителей атаковала более 20 бомбардировщиков, летевших в сопровождении примерно 20 «мессершмиттов». По сигналу ведущего сафоновцы зашли на них со стороны солнца. Командир с ходу сразил головной «Юнкерс», Покровскому тоже удалось поджечь один. Во второй атаке Сафонов и Максимович сбили еще две машины. Строй нарушился. Спасаясь бегством, фашисты начали бросать бомбы в районе своих позиций. Прикрывавшая ударную группу пара А. Коваленко также уничтожила Bf.109. В результате враг потерял пять самолетов.



Борис Феоктистович был не только воздушным бойцом высшего класса, но и, по мнению сослуживцев, хорошим командиром, методистом и воспитателем. Он считал: лишь бой и тщательный разбор каждого вылета могут стать настоящей школой мастерства. Подмечая у подчинённых лучшие качества, стремился развить их, сделать из новичка умелого, мужественного, уверенного в своих силах, хладнокровного воина. Брал ведомыми молодых офицеров, чтобы они могли наглядно видеть и учиться, как надо выходить в атаку, уклоняться от вражеских очередей, наносить удары. Так было, к примеру, с Д. Реутовым, который поначалу открывал огонь с большой дальности, позволяя фашистам уходить безнаказанными. Поднявшись с ним в паре, командир искусно сблизился с «юнкерсом» до 50 метров, уничтожил стрелка. Предметный урок подействовал на Реутова лучше всякого объяснения. В последующем он не раз добивался успехов.

Однополчане хорошо запомнили случай, происшедший с лейтенантом 3. Сорокиным. В первый же вылет он сбил фашистский истребитель, но допустил ряд ошибок. Погнавшись за «мессером», бросил ведущего, начал стрелять издалека, израсходовал весь боезапас. После приземления Сафонов сказал Сорокину: «Так не воюют... Вы оставили командира без прикрытия. Чем это могло закончиться, объяснять не надо». Вылет обстоятельно проанализировали. Командир напомнил о том, что взаимовыручка и четкое взаимодействие являются обязательным и незыблемым правилом. «В бою ты спокоен только тогда, — говорил он, — когда веришь в напарника... В свою очередь и ведущие обязаны оберегать ведомых, своевременно помогать им».

Сафонов летал очень часто, и почти каждый раз рядом с ним находился Покровский. Ему же довелось участвовать и в последнем для Бориса Феоктистовича бою — 30 мая 1942 года, когда наши три истребителя прикрывали союзный конвой. В тот день Сафонов уничтожил три «юнкерса». Его летчики, Покровский и Орлов, сбили по машине. Потеряв пять самолетов и сбросив бомбы куда попало, фашисты покинули район боя. Корабли и транспорты пришли в Мурманск невредимыми. Но командир на аэродром не вернулся.

Владимир Павлович рассказывал, что тем утром четверка недавно собранных и только что облетанных «томахауков», во главе с Сафоновым взяла курс в море. Вскоре из-за перебоев в работе мотора ведомый командира А. Кухаренко возвратился на аэродром. Дальнейший полет продолжили три машины Тем временем показались конвой и приближавшиеся к нему бомбардировщики. Наши летчики сразу же атаковали головную группу «юнкерсов». Завязался ожесточенный бой, звено распалось. Ни Покровский, ни Орлов прямой связи с командиром не имели. Вернувшись домой ведомые, узнали, что Сафонов сообщил на КП о сбитых им «юнкерсах» и почти тут же о том, что идет на вынужденную. С одного из кораблей охранения наблюдали, как истребитель, теряя высоту, шел к конвою и исчез в волнах бушующего моря. Причина гибели командира так и осталась тайной. Покровский до последних своих дней считал, что Сафонова подвел мотор, отказавший в разгар боя.

Можно понять чувств однополчан Сафонова, узнавших о гибели любимого командира и учителя. Но война продолжалась, и предаваться скорби не было времени. Покровский добивался новых нелегких побед. Однажды, прикрывая конвой, ведомые им летчики перехватили группу фашистских самолетов. Североморцы врезались в строй и заставили бомбардировщики сбросить бомбы в море. Действуя в зоне зенитного огня кораблей охранения, Владимир на глазах у всех сразил истребитель. Изумленные артиллеристы видели смелый бросок «ястребка» через смертельный барьер и уменьшили мощь огня. Но шальной снаряд угодил в фюзеляж машины Покровского, и поджег ее. Авиатор выпрыгнул с парашютом, приземлился в ледяную купель и был подобран катерами.



К маю 1943 года В. П. Покровский в звании капитана командовал звеном 2-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й истребительной авиабригады ВВС Северного флота. К тому времени он совершил 350 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, уничтожил лично 12 и в группе 6 самолетов противника.

В представлении Покровского к званию Героя Советского Союза (им он стал в июле 1943 года) отмечалось: «Подлинный сафоновец, отличный боевой товарищ подполковника Б. Ф. Сафонова, он боевыми делами и подвигами служит олицетворением своего учителя. Смелость атак, меткость огня, исключительная стремительность боя, безграничная ненависть к врагу создали Покровскому огромный заслуженный авторитет не только среди личного состава полка, но и далеко за его пределами».

После войны Владимир Павлович продолжил службу в Советской Армии. В 1954 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1956 году в звании гвардии полковника Покровский был уволен в запас. Скончался В.П. Покровский 22 марта 1998 года, и был похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.



Источники:
Жирохов М. Ас В.П. Покровский // Асы над тундрой. Воздушная война в Заполярье. 1941-1944. М.: Центрполиграф, 2011. С. 172-176.
Егерс Е. Советские асы. М.: Торнадо, 1997. С. 20-22, 40.
Чечен В. Цыбульский И. Крылья над океаном. М.: Молодая гвардия. 1986. С. 54-63.
Мельников В. Ведомый Сафонова // Морской сборник. 1985. № 9. С.47-49.
Бабаков А. Герои Советского Союза. Том 2. М.: Воениздат, 1987. С. 289.