«Золотой век» русской медали

Блистательная во многих отношениях эпоха Екатерины может быть по праву названа ещё и «золотым веком» русской медали — столь многочисленны и разнообразны дошедшие до нас произведения медальерного искусства того времени. Начнём с коронационных и исторических медалей.


Медаль «Владимир Мономах»

Одна из них, к работе над которой привлекли всех лучших русских резчиков того времени, и среди них — упомянутые выше Юдин с Ивановым, представляла собой миниатюрную портретную галерею русских князей, начиная с легендарного Гостомысла, и царей. Основой для неё послужили «Краткий Российский летописец» Михаила Ломоносова и серия портретов в яшме, вырезанных нюрнбергским мастером Иоганном Кристофом Доршем. Дизайн у каждой медали типовой: на аверсе — портрет князя или царя, его имя и титул. Легенда на реверсе — указание из «Летописца» о том, каким образом унаследован великокняжеский или царский престол, тут же перечислены и основные события правления. Вот обычный пример — медаль «Владимир Мономах».

На аверсе:

«ВЕЛ. КН. ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧЬ МОНОМАХ»; на реверсе:

«ПО ОБЩЕМУ ВСЕХ ПРОШЕНИЮ СЕЛ НА ВЕЛ. КНЯЖЕНИЕ КИЕВСКОЕ 1114 Г. ВЕНЧАН ЦАРЕМ И САМ.(одержцем) ВСЕРОССИЙСКИМ ВЛАДЕЛ 11 ЛЕТ. ЖИЛ 72 ГОДА».

Эти медальные пособия по русской истории, наглядно демонстрирующие ставшую официальной ломоносовскую идею о преимуществах для России самодержавного правления, в котором наш великий учёный видел залог блаженства и благосостояния родины, продолжали выходить во всё время царствования Екатерины до смерти её в 1796 году. Но и позднее, после кончины каждого из монархов вплоть до Николая I, серия дополнялась их именными медалями. Завершена она изготовлением уже в наши дни трёх недостававших медалей — «Александр II», «Александр III» и «Николай II».
Петербургский монетный двор успел отчеканить ещё и 94 медали, посвящённые отдельным событиям времён Рюрика, Олега, Святослава и Ярополка (а вообще сочинённые Екатериной «Записки касательно российской истории» содержат проекты двухсот с лишним медалей). Тут не обошлось без исторических курьёзов, связанных с вольной трактовкой Екатериной русской истории.

Так, на реверсе медали «На победу Святослава и Ольги в краю древлянском» изображён не пылающий Искоростень, подожжённый хитроумной и мстительной Ольгой с помощью ни в чём не повинных воробьёв, как о том сообщает нам «Повесть временных лет», а, напротив, дана картина совершенно мирная: княгиня с сыном спокойно обозревают раскинутые за рекой поля и жилища древлян.

Подводя предварительный итог, можно сказать, что русское медальерное искусство екатерининской эпохи достигло европейского уровня и отчасти превзошло его. Неслучайно именно тогда появляются первые коллекционеры русских медалей, среди которых — выдающийся скульптор Этьен Фальконе, чьё имя само по себе показатель высокого художественного уровня.

Дважды, в 1767 и 1790 годах, из Петербурга в Вену в качестве дара австрийскому императорскому дому отправлялись богатейшие и разнообразнейшие коллекции серебряных и бронзовых медалей, хранящиеся теперь во флорентийском музее Барджелло. А в библиотеке Эдинбуpгского университета и поныне находятся 178 русских медалей, подаренные ближайшей сподвижницей Екатерины II княгиней Екатериной Дашковой.