Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Как известно, знаменитый итальянский пистолет-пулемет Villar-Perosa изначально создавался в качестве легкого скорострельного вооружения для аэропланов. Тем не менее, характеристики этого оружия посчитали недостаточными для применения в авиации, вследствие чего появилась модификация для пехоты. Именно в такой роли «Виллар-Пероза» применялся до конца Первой мировой войны. В 1917 году австро-венгерские войска начали ограниченную эксплуатацию своего пистолета-пулемета Frommer Stop M.17, призванного стать прямым аналогом итальянского оружия, однако этот проект завершился неудачей. Зарубежный опыт явно говорил о сомнительных перспективах самой идеи двуствольного оружия под пистолетный патрон. Тем не менее, это не остановило швейцарского оружейника, который разработал аналогичный образец под названием Flieger-Doppelpistole 1919.
Автором необычного проекта был швейцарский оружейник Адольф Фуррер (также встречается транслитерация Фюррер), в то время руководивший оружейной фабрикой W+F (Waffenfabrik) в г. Берн. Основной продукцией предприятия были пистолеты Parabellum, однако специалисты фабрики занимались и собственными проектами. Так, с конца десятых и до начала сороковых годов прошлого века специалисты W+F разработали несколько пистолетов-пулеметов с различными характеристиками. Интересной чертой всех проектов было активное использование основных идей, заимствованных у пистолета «Парабеллум». В 1919 году А. Фуррер и его коллеги создали «обычный» пехотный пистолет-пулемет, а также оригинальное оружие для авиации. По некоторым данным, оба этих образца имели высокую степень унификации, из-за чего авиационный пистолет-пулемет мог считаться модификацией пехотного.
По задумке конструкторов, легкие военные самолеты следовало оснащать компактным и скорострельным стрелковым оружием, применяющим пистолетный патрон. Для повышения скорострельности было решено оснастить оружие двумя стволами. Знал ли А. Фуррер о неудаче итальянских коллег – неизвестно, однако решил повторить их путь. Проект нового авиационного пистолета-пулемета получил обозначение Flieger-Doppelpistole 1919 («Авиационный двойной пистолет 1919 года»). Также это оружие нередко именуют Furrer M1919, однако в этом случае не исключена путаница, поскольку такое название применяется и для пехотного оружия.
Общий вид оружия. Фото Vk.com/all_of_weapon
Вероятно, швейцарскому оружейнику очень понравилась автоматика конструкции Георга Люгера, из-за чего все его разработки получали механизмы, аналогичные пистолету Parapellum. «Двойной пистолет» так же не стал исключением. При этом в новом проекте было решено использовать два основных блока автоматики, по одному на ствол, а также соединить их при помощи механизма синхронизации. Таким образом, Flieger-Doppelpistole 1919 строился по т.н. схеме Гаста.
Основными агрегатами авиационного пистолета-пулемета стали два блока автоматики, размещенные в собственных ствольных коробках. При этом коробки двух блоков соединялись между собой при помощи полой перемычки. От последней вперед отходило опорное устройство, на конце которого располагались устройства удержания подвижных стволов и часть прицельных приспособлений. Сзади перемычки ствольных коробок поместили прямоугольный кожух ударно-спускового механизма с пистолетной рукоятью и спусковым крючком. Там же крепился приклад изогнутой формы.
На центральной балке, проходившей между стволами, предусматривалась петля для монтажа на турели подходящей конструкции. В таком случае оружие могло качаться в вертикальной плоскости, а за горизонтальную наводку должны были отвечать соответствующие детали турели.
Внутри двух ствольных коробок располагались механизмы автоматики, аналогичные использовавшимся на пистолете «Парабеллум». При этом подача патронов производилась сверху, а гильзы должны были выбрасываться вниз, что сказалось на ориентации деталей. Можно сказать, что каждый стреляющий агрегат Flieger-Doppelpistole 1919 являлся перевернутым пистолетом Г. Люгера. Оружие в целом, в свою очередь, выглядело как два перевернутых пистолета с механизмом синхронизации между ними.
В заднем прямоугольном кожухе, над рукояткой управления огнем, располагалась часть деталей ударно-спускового механизма. Это устройство оснащалось предохранителем с флажком на внешней поверхности корпуса и позволяло вести огонь в автоматическом режиме. Благодаря использованию рычага синхронизации схемы Гаста выстрелы производились из двух стволов поочередно.
Искать цель и наводить оружие предлагалось при помощи механических прицельных приспособлений. Нерегулируемый целик располагался на перемычке между ствольными коробками, а на дульном устройстве монтировалась мушка в виде ракурсных колец. Предполагалось, что такие прицельные приспособления позволят летчикам-стрелкам атаковать цели с приемлемой эффективностью. Несмотря на кажущееся неудобство систем боепитания, между магазинами оставалось достаточное пространство для нормального использования прицелов.
Удобство применения оружия обуславливалось использованием нескольких деталей, облегчающих удержание и ведение огня. Позади спускового крючка имелась пистолетная рукоятка в виде металлической основы с деревянными накладками. К заднему кожуху также крепился деревянный приклад сложной изогнутой формы.
По имеющимся данным, перспективный пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistole 1919 имел общую длину порядка 635 мм и стволы длиной по 300 мм каждыйый. Вес конструкции без патронов достигал 8,6 кг. Оружие получилось достаточно тяжелым для своего класса, однако вес мог частично компенсироваться установкой на турели. Стрельба с рук не предусматривалась, поскольку пистолет-пулемет предлагался исключительно в качестве оружия для самолетов.
Разработанная Адольфом Фуррером автоматика на основе пистолета Parabellum позволяла вести огонь с весьма высоким темпом. Суммарная скорострельность при поочередной стрельбе из двух стволов достигала 1900 выстрелов в минуту. Таким образом, стрелок имел возможность буквально засыпать цель пулями. Тем не менее, при непрерывной стрельбе готового к применению боезапаса в размере 80 патронов хватало лишь на три секунды, после чего требовалась перезарядка.
Сомнительное преимущество в виде высочайшей скорострельности дополнялось явным недостатком, связанным с использованным патроном. Пистолетный патрон 7,62х21 мм «Парабеллум» мог применяться в легком пехотном стрелковом оружии, однако совсем не подходил для авиационных пулеметов. Эффективная дальность стрельбы с использованием таких боеприпасов не превышала нескольких десятков метров. На больших расстояниях энергия пули сокращалась до неприемлемых значений и не позволяла надежно поражать цели. Таким образом, авиационный пистолет-пулемет имел недостаточные характеристики для использования на практике.
По некоторым данным, компания W+F представила свой пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistol 1919 военным, однако те отреагировали на него без энтузиазма. К концу десятых годов прошлого века уже никто не спорил с тем, что оружие под пистолетные патроны не подходит для боевой авиации. Таким образом, использование отработанных механизмов или уникально высокая скорострельность не смогли перевесить недостаточные характеристики примененного патрона. Проект забраковали, из-за чего он не вышел из стадии испытаний прототипа.
Встречаются упоминания об испытаниях или опытной эксплуатации двуствольных пистолетов-пулеметов в швейцарской армии. Согласно этим данным, несмотря на отказ военных, было изготовлено несколько единиц такого оружия в пехотной конфигурации. Это оружие в течение некоторого времени использовалось отдельными стрелками, но в скором будущем было списано за отсутствием перспектив.
После этого фирма А. Фуррера и другие швейцарские оружейники уже не поднимали тему авиационного пистолета-пулемета. Увидев на практике бесперспективность подобной идеи, они отказались от нее и продолжили развитие прочего оружия, пригодного для практического применения. К примеру, коллектив фирмы W+F в дальнейшем представил несколько других пистолетов пулеметов. Что касается опытных «Авиационных двойных пистолетов 1919 года», то, как минимум, один прототип в дальнейшем стал музейным экспонатом. Сейчас он хранится Великобритании, в National Firearms Centre (г. Лидс).
По материалам сайтов:
http://forgottenweapons.com/
https://royalarmouries.org/
http://strangernn.livejournal.com/
https://vk.com/all_of_weapon
		Автором необычного проекта был швейцарский оружейник Адольф Фуррер (также встречается транслитерация Фюррер), в то время руководивший оружейной фабрикой W+F (Waffenfabrik) в г. Берн. Основной продукцией предприятия были пистолеты Parabellum, однако специалисты фабрики занимались и собственными проектами. Так, с конца десятых и до начала сороковых годов прошлого века специалисты W+F разработали несколько пистолетов-пулеметов с различными характеристиками. Интересной чертой всех проектов было активное использование основных идей, заимствованных у пистолета «Парабеллум». В 1919 году А. Фуррер и его коллеги создали «обычный» пехотный пистолет-пулемет, а также оригинальное оружие для авиации. По некоторым данным, оба этих образца имели высокую степень унификации, из-за чего авиационный пистолет-пулемет мог считаться модификацией пехотного.
По задумке конструкторов, легкие военные самолеты следовало оснащать компактным и скорострельным стрелковым оружием, применяющим пистолетный патрон. Для повышения скорострельности было решено оснастить оружие двумя стволами. Знал ли А. Фуррер о неудаче итальянских коллег – неизвестно, однако решил повторить их путь. Проект нового авиационного пистолета-пулемета получил обозначение Flieger-Doppelpistole 1919 («Авиационный двойной пистолет 1919 года»). Также это оружие нередко именуют Furrer M1919, однако в этом случае не исключена путаница, поскольку такое название применяется и для пехотного оружия.
Общий вид оружия. Фото Vk.com/all_of_weapon
Вероятно, швейцарскому оружейнику очень понравилась автоматика конструкции Георга Люгера, из-за чего все его разработки получали механизмы, аналогичные пистолету Parapellum. «Двойной пистолет» так же не стал исключением. При этом в новом проекте было решено использовать два основных блока автоматики, по одному на ствол, а также соединить их при помощи механизма синхронизации. Таким образом, Flieger-Doppelpistole 1919 строился по т.н. схеме Гаста.
Основными агрегатами авиационного пистолета-пулемета стали два блока автоматики, размещенные в собственных ствольных коробках. При этом коробки двух блоков соединялись между собой при помощи полой перемычки. От последней вперед отходило опорное устройство, на конце которого располагались устройства удержания подвижных стволов и часть прицельных приспособлений. Сзади перемычки ствольных коробок поместили прямоугольный кожух ударно-спускового механизма с пистолетной рукоятью и спусковым крючком. Там же крепился приклад изогнутой формы.
На центральной балке, проходившей между стволами, предусматривалась петля для монтажа на турели подходящей конструкции. В таком случае оружие могло качаться в вертикальной плоскости, а за горизонтальную наводку должны были отвечать соответствующие детали турели.
Внутри двух ствольных коробок располагались механизмы автоматики, аналогичные использовавшимся на пистолете «Парабеллум». При этом подача патронов производилась сверху, а гильзы должны были выбрасываться вниз, что сказалось на ориентации деталей. Можно сказать, что каждый стреляющий агрегат Flieger-Doppelpistole 1919 являлся перевернутым пистолетом Г. Люгера. Оружие в целом, в свою очередь, выглядело как два перевернутых пистолета с механизмом синхронизации между ними.
В заднем прямоугольном кожухе, над рукояткой управления огнем, располагалась часть деталей ударно-спускового механизма. Это устройство оснащалось предохранителем с флажком на внешней поверхности корпуса и позволяло вести огонь в автоматическом режиме. Благодаря использованию рычага синхронизации схемы Гаста выстрелы производились из двух стволов поочередно.
Искать цель и наводить оружие предлагалось при помощи механических прицельных приспособлений. Нерегулируемый целик располагался на перемычке между ствольными коробками, а на дульном устройстве монтировалась мушка в виде ракурсных колец. Предполагалось, что такие прицельные приспособления позволят летчикам-стрелкам атаковать цели с приемлемой эффективностью. Несмотря на кажущееся неудобство систем боепитания, между магазинами оставалось достаточное пространство для нормального использования прицелов.
Удобство применения оружия обуславливалось использованием нескольких деталей, облегчающих удержание и ведение огня. Позади спускового крючка имелась пистолетная рукоятка в виде металлической основы с деревянными накладками. К заднему кожуху также крепился деревянный приклад сложной изогнутой формы.
По имеющимся данным, перспективный пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistole 1919 имел общую длину порядка 635 мм и стволы длиной по 300 мм каждыйый. Вес конструкции без патронов достигал 8,6 кг. Оружие получилось достаточно тяжелым для своего класса, однако вес мог частично компенсироваться установкой на турели. Стрельба с рук не предусматривалась, поскольку пистолет-пулемет предлагался исключительно в качестве оружия для самолетов.
Разработанная Адольфом Фуррером автоматика на основе пистолета Parabellum позволяла вести огонь с весьма высоким темпом. Суммарная скорострельность при поочередной стрельбе из двух стволов достигала 1900 выстрелов в минуту. Таким образом, стрелок имел возможность буквально засыпать цель пулями. Тем не менее, при непрерывной стрельбе готового к применению боезапаса в размере 80 патронов хватало лишь на три секунды, после чего требовалась перезарядка.
Сомнительное преимущество в виде высочайшей скорострельности дополнялось явным недостатком, связанным с использованным патроном. Пистолетный патрон 7,62х21 мм «Парабеллум» мог применяться в легком пехотном стрелковом оружии, однако совсем не подходил для авиационных пулеметов. Эффективная дальность стрельбы с использованием таких боеприпасов не превышала нескольких десятков метров. На больших расстояниях энергия пули сокращалась до неприемлемых значений и не позволяла надежно поражать цели. Таким образом, авиационный пистолет-пулемет имел недостаточные характеристики для использования на практике.
По некоторым данным, компания W+F представила свой пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistol 1919 военным, однако те отреагировали на него без энтузиазма. К концу десятых годов прошлого века уже никто не спорил с тем, что оружие под пистолетные патроны не подходит для боевой авиации. Таким образом, использование отработанных механизмов или уникально высокая скорострельность не смогли перевесить недостаточные характеристики примененного патрона. Проект забраковали, из-за чего он не вышел из стадии испытаний прототипа.
Встречаются упоминания об испытаниях или опытной эксплуатации двуствольных пистолетов-пулеметов в швейцарской армии. Согласно этим данным, несмотря на отказ военных, было изготовлено несколько единиц такого оружия в пехотной конфигурации. Это оружие в течение некоторого времени использовалось отдельными стрелками, но в скором будущем было списано за отсутствием перспектив.
После этого фирма А. Фуррера и другие швейцарские оружейники уже не поднимали тему авиационного пистолета-пулемета. Увидев на практике бесперспективность подобной идеи, они отказались от нее и продолжили развитие прочего оружия, пригодного для практического применения. К примеру, коллектив фирмы W+F в дальнейшем представил несколько других пистолетов пулеметов. Что касается опытных «Авиационных двойных пистолетов 1919 года», то, как минимум, один прототип в дальнейшем стал музейным экспонатом. Сейчас он хранится Великобритании, в National Firearms Centre (г. Лидс).
По материалам сайтов:
http://forgottenweapons.com/
https://royalarmouries.org/
http://strangernn.livejournal.com/
https://vk.com/all_of_weapon
Автор: Glenn Witcher
		
