«Конь в пальто»
Конечно, мы все хорошо знаем, что есть такой вот восточный календарь, и по нему 2014 год был «годом лошади». Сейчас у нас «год обезьяны», но по той роли, что сыграла обезьяна в истории человечества, она даже близко рядом с лошадью не стояла, хотя во многом похожа на нас. Ну, а лошадь мы поминаем очень часто, хотя в нашей современной жизни она большой роли уже не играет. Есть и выражение «конь в пальто», что соответствует действительности, потому что коней было издавна принято одевать в попоны для защиты от холода. А вот когда появились первые попоны и для чего они предназначались?
Рыцари на конях и все «закованы в латы». Артиллерийский музей в С. Петербурге.
Интересно, что нет древних изображений, свидетельствующих, что древние греки либо римляне прикрывали лошадей матерчатыми попонами. Зато есть древнеегипетские памятники (росписи и барельефы), на которых лошади, запряженные в колесницы, покрыты легкой наспинной попоной. Вряд ли у них была какая-то иная функция, кроме… опознавательной. Мол, на такой колеснице едет царь!
Там же. Эти же рыцари и… как замечательно выполнены их доспехи!
Сарматы – соперники скифов относительно всего, что касается военного дела, начиная с длинных мечей и тяжелых копий, и заканчивая… конскими доспехами, наверное, были первыми, кто сообразил, что для защиты от стрел коней своих следует одевать в панцири из металлических чешуек. Впрочем, еще греческий историк Ксенофонт написал о всадниках-персах, с которыми лично ему пришлось сражаться, как о воинах, облаченных в доспехи и имеющих «особые доспехи», прикрывавшие грудь и голову их коней. В своей «Киропедии» он писал, что видел воинов в одинаковой одежде пурпурного цвета (вот она – древнейшая униформа!), в доспехах из бронзы и шлемах с белыми плюмажами… Вооружение их состояло из короткого меча и пары дротиков. Лошади же их имели бронзовые нагрудники и наголовники.
Презренный Гюг де Бов спасается бегством с поля битвы при Бувине, 1214 г., и получает стрелу в круп коня! «Большая хроника» Матвея Парижского, ок. 1250 г. Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кембридж.
Ну, а потом наступил период всеобщего упадка и социальной неразберихи и для того, чтобы одевать коней, у людей просто не осталось материальных возможностей – как говорится выживали по принципу: «не до жиру, быть бы живу!»
Рыцарь Генрих фон Бреслау. «Манесский кодекс» из библиотеки Гейдельбергского университета, ок. 1300 г.
На Востоке кони тоже имели свои «пальто». И даже раньше, чем в Европе. В Иране уже в 620 году лошади несли на себе броню из кольчуги, а у китайских всадников на лошадях стеганые защитные панцири появились ещё до гуннского вторжения в Европу. Панцири были и на конях у тяжеловооруженных всадников конницы византийцев, и у их заклятых противников арабов. Причем у арабов они упоминаются еще при жизни пророка Мухаммеда, очень многое заимствовавшего у…персов!
«Минучихр убивает отступающих туранцев». Миниатюра из поэмы «Шахнамэ», тебризская школа, первая половина XIV века. Библиотека музея Топкапы, Стамбул.
Многие средневековые авторы описывают пятичастные конские доспехи воинов Бату-хана. Ну, а что касается собственно рыцарей, то именно под знойным солнцем Палестины они оценили по достоинству не только восточный шербет, массаж и знаменитую турецкую баню, но и широкие свободные одежды, закрывающие сверху доспехи, и конские попоны, защищающие лошадей и от жары, и от раздражающих животных насекомых.
Интересно, что в Персии на миниатюрах конской брони мы не увидим до 1340 года, хотя известно, что она там была даже в 920 году. Но зато после ее изображения встречаются сплошь и рядом, что позволяет говорить о том, что в начале XV в. около 50 процентов всадников имели подобную броню. У персов доспехи были разных типов, но в них кольчуга, как в Индии, не использовалась. Сама их конструкция была традиционной: нашейник, нагрудник, две боковые пластины и накрупник. Открытыми оставались только ноздри, уши и, разумеется, ноги. Известны доспехи одного цвета, в чем проявлялось стремление к единообразию, которое можно рассматривать как некое подобие военной формы наряду с красными плащами спартанцев и туниками римских центурионов. Применялись иранцами и попоны из «стеганого шелка», которые есть на иллюстрациях 1420 года. Однако реально доспехи, которые в музеях отнесены к «персидским» или «турецким», невозможно идентифицировать, так как они очень часто меняли своих хозяев. Их покупали, их продавали, они были частью военной добычи. Поэтому и весь комплект, целиком или отдельные его части, вполне могли совершать длительные «турне» по странам мусульманского Востока! Ну, а количество всадников на «панцирных лошадях» было где-то в пропорции один такой всадник на 50 – 60 всадников «бездоспешных», то есть не очень высоким.
В Индии весьма популярны конские доспехи были вплоть до XVII в. Во всяком случае, Афанасий Никитин видел там конницу, «целиком облаченную в доспехи», при этом он не упустил из вида такую деталь, как конские маски, отделанные серебром, а еще написал, что «у большинства (они) позолочены». Конские попоны, которые он видел, были из цветного шелка, вельвета, сатина и… «ткани из Дамаска».
Лошадь в стеганой попоне и наглавнике. Рис. А. Шепса
Интересно, судя по миниатюрам, то в Персии уже в начале ХV в. примерно половина всех всадников, что на них изображены, имеют на лошадях доспехи. В армии Великих Моголов (судя по миниатюрам 1656 – 1657 гг.) также присутствовали такие всадники.
Лошадь, рыцаря покрытая кольчужной броней. Начало XIV в. Рис. А Шепса.
В Европе важную роль в процессе развития конского доспеха сыграла Столетняя война, показавшая явное превосходство лука и арбалета над популярной в то время многослойной кольчужно-пластинчатой броней. Уж очень дорогими были тогда рыцарские кони, чтобы вот так запросто подставлять их под выстрелы простолюдинов, вот их и начали защищать! Поэтому не стоит удивляться, что если доспехи самого рыцаря в основном должны были защитить его от копий и мечей, то доспехи коня – от стрел. И главным образом… падавших сверху! Ведь лучники выпускали их не прямо в цель (как в кино!), т.е. целясь в голову и грудь лошади, а посылали их в небо по крутой траектории так, что они затем падали бы на всадников и их коней сверху, поражая коней в круп, в шею в области гривы. Именно поэтому эти части тела и «бронировались» вплоть до полного исчезновения доспехов, хотя нагрудными латами мастера-оружейники тоже не пренебрегали.
Замок Варвик – средневековый замок, расположенный в городе Варвик (графство Йоркшир в центральной Англии): рыцарь на коне и оба в доспехах.
Зато в Японии самураи лишь в редких случаях использовали бронированную «одежду» для своих коней. Ну и понятно почему. Ведь большая часть территории Японии покрыта горами (75% площади!), большая часть которых поросла лесом, и там требовались небольшие резвые лошадки, чтобы скакать по горным тропинкам, а не тяжелые рыцарские кони, подобные европейским, способные везти большой груз, но только лишь по ровному месту. Вот почему конская броня в Японии так и не прижилась, также как и щиты, которые самураям в силу специфики их вооружения были не нужны!
Св. Христофор. Роспись XVI в. на стене собора в Свияжске. Фото автора.
Интересно, что если речь зашла у нас про «одетых коней», то самым известным «конем», одетым в чешуйчатые доспехи, нужно будет признать… Св. Христофора, имевшего по воле Господа… конскую голову! Ну, а в доспехах и с мечом в руке его изобразили живописцы Ивана Грозного на стене храма на острове Свияжске, неподалеку от Казани. Ну, а в нашу современную эпоху конские попоны остались разве что только у редких извозчиков.
Попона «радостной лошади», Спб. 1855 год. Выставка конского снаряжения в Казани в 2007 г. Фото автора.
Рыцари на конях и все «закованы в латы». Артиллерийский музей в С. Петербурге.
Интересно, что нет древних изображений, свидетельствующих, что древние греки либо римляне прикрывали лошадей матерчатыми попонами. Зато есть древнеегипетские памятники (росписи и барельефы), на которых лошади, запряженные в колесницы, покрыты легкой наспинной попоной. Вряд ли у них была какая-то иная функция, кроме… опознавательной. Мол, на такой колеснице едет царь!
Там же. Эти же рыцари и… как замечательно выполнены их доспехи!
Сарматы – соперники скифов относительно всего, что касается военного дела, начиная с длинных мечей и тяжелых копий, и заканчивая… конскими доспехами, наверное, были первыми, кто сообразил, что для защиты от стрел коней своих следует одевать в панцири из металлических чешуек. Впрочем, еще греческий историк Ксенофонт написал о всадниках-персах, с которыми лично ему пришлось сражаться, как о воинах, облаченных в доспехи и имеющих «особые доспехи», прикрывавшие грудь и голову их коней. В своей «Киропедии» он писал, что видел воинов в одинаковой одежде пурпурного цвета (вот она – древнейшая униформа!), в доспехах из бронзы и шлемах с белыми плюмажами… Вооружение их состояло из короткого меча и пары дротиков. Лошади же их имели бронзовые нагрудники и наголовники.
Презренный Гюг де Бов спасается бегством с поля битвы при Бувине, 1214 г., и получает стрелу в круп коня! «Большая хроника» Матвея Парижского, ок. 1250 г. Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кембридж.
Ну, а потом наступил период всеобщего упадка и социальной неразберихи и для того, чтобы одевать коней, у людей просто не осталось материальных возможностей – как говорится выживали по принципу: «не до жиру, быть бы живу!»
Рыцарь Генрих фон Бреслау. «Манесский кодекс» из библиотеки Гейдельбергского университета, ок. 1300 г.
На Востоке кони тоже имели свои «пальто». И даже раньше, чем в Европе. В Иране уже в 620 году лошади несли на себе броню из кольчуги, а у китайских всадников на лошадях стеганые защитные панцири появились ещё до гуннского вторжения в Европу. Панцири были и на конях у тяжеловооруженных всадников конницы византийцев, и у их заклятых противников арабов. Причем у арабов они упоминаются еще при жизни пророка Мухаммеда, очень многое заимствовавшего у…персов!
«Минучихр убивает отступающих туранцев». Миниатюра из поэмы «Шахнамэ», тебризская школа, первая половина XIV века. Библиотека музея Топкапы, Стамбул.
Многие средневековые авторы описывают пятичастные конские доспехи воинов Бату-хана. Ну, а что касается собственно рыцарей, то именно под знойным солнцем Палестины они оценили по достоинству не только восточный шербет, массаж и знаменитую турецкую баню, но и широкие свободные одежды, закрывающие сверху доспехи, и конские попоны, защищающие лошадей и от жары, и от раздражающих животных насекомых.
Интересно, что в Персии на миниатюрах конской брони мы не увидим до 1340 года, хотя известно, что она там была даже в 920 году. Но зато после ее изображения встречаются сплошь и рядом, что позволяет говорить о том, что в начале XV в. около 50 процентов всадников имели подобную броню. У персов доспехи были разных типов, но в них кольчуга, как в Индии, не использовалась. Сама их конструкция была традиционной: нашейник, нагрудник, две боковые пластины и накрупник. Открытыми оставались только ноздри, уши и, разумеется, ноги. Известны доспехи одного цвета, в чем проявлялось стремление к единообразию, которое можно рассматривать как некое подобие военной формы наряду с красными плащами спартанцев и туниками римских центурионов. Применялись иранцами и попоны из «стеганого шелка», которые есть на иллюстрациях 1420 года. Однако реально доспехи, которые в музеях отнесены к «персидским» или «турецким», невозможно идентифицировать, так как они очень часто меняли своих хозяев. Их покупали, их продавали, они были частью военной добычи. Поэтому и весь комплект, целиком или отдельные его части, вполне могли совершать длительные «турне» по странам мусульманского Востока! Ну, а количество всадников на «панцирных лошадях» было где-то в пропорции один такой всадник на 50 – 60 всадников «бездоспешных», то есть не очень высоким.
В Индии весьма популярны конские доспехи были вплоть до XVII в. Во всяком случае, Афанасий Никитин видел там конницу, «целиком облаченную в доспехи», при этом он не упустил из вида такую деталь, как конские маски, отделанные серебром, а еще написал, что «у большинства (они) позолочены». Конские попоны, которые он видел, были из цветного шелка, вельвета, сатина и… «ткани из Дамаска».
Лошадь в стеганой попоне и наглавнике. Рис. А. Шепса
Интересно, судя по миниатюрам, то в Персии уже в начале ХV в. примерно половина всех всадников, что на них изображены, имеют на лошадях доспехи. В армии Великих Моголов (судя по миниатюрам 1656 – 1657 гг.) также присутствовали такие всадники.
Лошадь, рыцаря покрытая кольчужной броней. Начало XIV в. Рис. А Шепса.
В Европе важную роль в процессе развития конского доспеха сыграла Столетняя война, показавшая явное превосходство лука и арбалета над популярной в то время многослойной кольчужно-пластинчатой броней. Уж очень дорогими были тогда рыцарские кони, чтобы вот так запросто подставлять их под выстрелы простолюдинов, вот их и начали защищать! Поэтому не стоит удивляться, что если доспехи самого рыцаря в основном должны были защитить его от копий и мечей, то доспехи коня – от стрел. И главным образом… падавших сверху! Ведь лучники выпускали их не прямо в цель (как в кино!), т.е. целясь в голову и грудь лошади, а посылали их в небо по крутой траектории так, что они затем падали бы на всадников и их коней сверху, поражая коней в круп, в шею в области гривы. Именно поэтому эти части тела и «бронировались» вплоть до полного исчезновения доспехов, хотя нагрудными латами мастера-оружейники тоже не пренебрегали.
Замок Варвик – средневековый замок, расположенный в городе Варвик (графство Йоркшир в центральной Англии): рыцарь на коне и оба в доспехах.
Зато в Японии самураи лишь в редких случаях использовали бронированную «одежду» для своих коней. Ну и понятно почему. Ведь большая часть территории Японии покрыта горами (75% площади!), большая часть которых поросла лесом, и там требовались небольшие резвые лошадки, чтобы скакать по горным тропинкам, а не тяжелые рыцарские кони, подобные европейским, способные везти большой груз, но только лишь по ровному месту. Вот почему конская броня в Японии так и не прижилась, также как и щиты, которые самураям в силу специфики их вооружения были не нужны!
Св. Христофор. Роспись XVI в. на стене собора в Свияжске. Фото автора.
Интересно, что если речь зашла у нас про «одетых коней», то самым известным «конем», одетым в чешуйчатые доспехи, нужно будет признать… Св. Христофора, имевшего по воле Господа… конскую голову! Ну, а в доспехах и с мечом в руке его изобразили живописцы Ивана Грозного на стене храма на острове Свияжске, неподалеку от Казани. Ну, а в нашу современную эпоху конские попоны остались разве что только у редких извозчиков.
Попона «радостной лошади», Спб. 1855 год. Выставка конского снаряжения в Казани в 2007 г. Фото автора.
Автор: kalibr