Наземные башни-бомбоубежища Лео Винкеля (Германия)
В середине тридцатых годов прошлого века, одновременно с началом строительства вооруженных сил, нацистская Германия занялась вопросом защиты граждан и военнослужащих от гипотетических налетов авиации противника. В подвалах различных зданий началось оборудование бомбоубежищ. Кроме того, стартовало полномасштабное строительство подобных сооружений бункерного типа. Наконец, была предложена оригинальная идея, которая позволяла защитить людей, а также значительно сократить затраты на строительство. Автором этой идеи был архитектор Лео Винкель.
Л. Винкель еще в начале тридцатых годов, без какого-либо заказа, начал разработку перспективных объектов для защиты от налетов авиации. Изучив существующие идеи и предложения, как применяемые на практике, так и оставшиеся только на бумаге, архитектор предложил не зарывать бомбоубежища в землю, а строить их на поверхности в виде специальных башен. В сентябре 1934 года Л. Винкель получил патент на подобную конструкцию защитного сооружения. Через два с лишним года архитектор откроет свою собственную компанию, которая будет заниматься строительство бомбоубежищ, а также станет продавать лицензии на такие работы и осуществлять контроль.
Имея значительный опыт в деле разработки проектов и строительства, Л. Винкель понимал, насколько сложным и трудоемким является строительство подземных убежищ. Для создания такого объекта требовалось найти либо высвободить сравнительно крупный незастроенный участок земли, извлечь до нескольких тысяч кубометров грунта и залить большое количество бетона. Также следовало сделать гидроизоляцию, подвести коммуникации (а также решить вопрос с имеющимися трубопроводами и кабелями) и т.д. Подобный объект мог полноценно решать поставленные задачи, однако был сложен и дорог в строительстве. Л. Винкель предложил альтернативную конструкцию бомбоубежища, которая позволяла резко сократить затраты.
Проектом 1934 года подразумевалось строительство бомбоубежища на 200 человек. Попадать внутрь башни люди должны были через два входа. Один располагался на первом этаже и мог иметь небольшие ступеньки, а второй находился на противоположной части башни и вел на второй этаж, из-за чего оснащался соответствующей лестницей. Рядом с двумя входами предусматривались герметичные тамбуры с набором прочных металлических дверей.
Внутренний объем башни Л. Винкеля делился на девять этажей: два подземных и семь надземных. В самом нижнем планировалось разместить фильтровентиляционную установку и другие системы жизнеобеспечения. Остальные отдавались под места для людей. Перемещаться между этажами следовало по винтовой лестнице в центре башни (позже был разработан вариант проекта с лестницами у стен). С ее помощью люди могли попадать на нужный этаж, где их ждали деревянные лавки. Из-за изменения диаметра башни число мест на этажах отличалось. В среднем на каждом находилось по 20-25 мест.
Предложенная конструкция бомбоубежища имела массу преимуществ перед подземными сооружениями. В первую очередь, она была проще и дешевле с точки зрения строительства, тем более массового. Кроме того, за счет относительно малого диаметра башни сокращалась вероятность прямого попадания бомбы, а упавшие на убежище боеприпасы должны были соскальзывать вниз, не нанося башне или людям значительного ущерба. В ходе Второй мировой войны башни Лео Винкеля показали еще несколько преимуществ перед подземными бункерами. Так, в случае обрушения соседних зданий двери таких убежищ не засыпались обломками и позволяли людям выйти наружу, а газообразные продукты горения при пожарах почти не попадали внутрь обитаемого объема.
Один из вариантов лавок внутри башни. Фото Untertage-übertage.de
Архитектор-изобретатель предложил свой проект немецкому руководству и смог заинтересовать его. В 1935 году на полигоне Рехлин стартовало строительство опытной башни, которую предполагалось использовать в испытаниях. Строительство завершилось к середине зимы 1935-36 годов. 8 января 36-го начались испытания, в ходе которых планировалось проверить стойкость башни к бомбовым ударам. В течение нескольких первых дней башню атаковали пикирующие бомбардировщики Ju-87, однако из полусотни бомб ни одна не попала прямо в цель. Из-за этого пришлось отказаться от применения авиации и перейти к другому способу проверок сооружения.
В ходе нового этапа испытаний бомбы калибра 500 и 1000 кг просто подвешивались на разных частях башни и подрывались в таком положении. Для контроля за воздействием взрывной волны внутрь башни загоняли мелкий рогатый скот. Все наружные подрывы, независимо от типа бомбы, приводили к повреждениям внешней части стен убежища, однако какие-либо трещины или сколы внутри отсутствовали. После взрыва башня немного раскачивалась, но не получала серьезных повреждений. Животные внутри, в свою очередь, получали контузию, из-за чего появилась рекомендация о размещении людей не менее чем в 30 см от стен.
В конце 1936 года Лео Винкель основал собственную компанию L. Winkel & Co, которая должна была распоряжаться патентом на проект. В июле 1937 года, по результатам испытаний башни-прототипа, компания получила право строить защитные сооружения, а также продавать лицензию на их постройку и контролировать строителей. Тогда же появилось официальное обозначение убежища Luftschutzturme «Bauart Winkel» (Башня противовоздушной защиты «Проект Винкель») или LS-Turm Winkel. В дальнейшем подобные сооружения получали и иные наименования, например Winkelturm – «Винкель-башня».
Разрез башни типа 2A. Рисунок Army.armor.kiev.ua
К середине 1937 года Л. Винкель и его коллеги по заказу министерства авиации разработали несколько вариантов защитных башен. Все они основывались на проекте 1934 года, однако отличались габаритами и вместимостью. В общей сложности было создано девять модификаций. Четыре, вместимостью от 168 до 400 человек, должны были строиться из железобетона, а пять типов бетонных башен вмещали от 164 до 500 человек. Предполагалось, что строительство башен из бетона, без металлоконструкций, позволит сократить затраты материалов, благодаря чему новые объекты не ударят по другим проектам.
В соответствии с новыми проектами, башни всех типов должны были иметь несколько этажей для размещения людей, которых планировалось рассаживать по лавкам. С целью оптимизации использования пространства места могли нумероваться, после чего за каждым «обитателем» башни закреплялся свой номер. В случае воздушной тревоги он должен был сразу идти на свой этаж и занимать свое место. Башни имели набор средств жизнеобеспечения. В подвальных помещениях располагались фильтровентиляционные установки. Кроме того, предусматривались емкости для питьевой воды, туалеты и т.д. При наличии городских коммуникаций башня могла соединяться с ними. В противном случае приходилось принимать некоторые меры, например, выводить сточные воды в отдельную выгребную яму и устанавливать собственные генераторы.
Проектом Лео Винкеля быстро заинтересовались не только военные, но и промышленность. Как следствие, строительство первой башни-бомбоубежища стартовало примерно за год до официального одобрения военных. Первым убежищем нового типа считается башня, построенная в 1936 году на территории одного из заводов компании Thyssen в г. Дуйсбург. В октябре-декабре 1937 года в г. Зигене по уже утвержденному военными проекту «Тип 3» была построена вторая башня на 247 человек. Эти два сооружения фактически стали первыми башнями Винкеля, построенными для полноценного применения, однако они не считаются серийными.
Вскоре надземные бомбоубежища начали строиться в интересах промышленных предприятий, железных дорог и других заказчиков. Для защиты персонала заводов и фабрик на территории Германии и захваченной Австрии было построено 29 башен Л. Винкеля. Кроме того, имеются отрывочные данные о существовании еще двух десятков подобных объектов, однако они не подтверждаются иными источниками или являются предметом споров.
Проекты 1934 и 1938 годов были разработаны компанией Лео Винкеля. Кроме того, другими организациями были предложены несколько альтернативных разработок. Так, в 1940 году Управление железных дорог Германии заказало фирме «Брюггерманн» строительство нескольких башен по доработанному проекту. Такой вариант башни-бомбоубежища в большинстве источников именуется как 2C или IIc.
Башня проекта 2C имела высоту 22,3 м и максимальный диаметр 17,6 м при стенах толщиной до 1,9 м, имеющих характерную выгнутую форму. Такое убежище отличалось наличием одного подземного этажа, в котором располагалось специальное оборудование. Кроме того, для оптимизации использования внутреннего пространства башня типа IIc имела спиральные перекрытия этажей, аналогичные использованным в проекте 2A. На верхнем этаже предусматривались амбразуры для наблюдения за местностью: на этаже должны были дежурить пожарные. Сверху башня защищалась крупным коническим бетонным оголовком. Башни версии 2C вмещали до 400 человек. Для входа предлагалось использовать три двери, на 2-м, 3-м и 6-м этажах. Перемещаться между этажами следовало по центральной лестнице.
Сведения об отсутствии серьезных повреждений башен-бомбоубежищ позволяют говорить о высокой эффективности подобных средств защиты. Не разрушаясь под бомбежками противника, такие башни уберегали людей от ранений и смерти. Таким образом, они полностью справились со своей задачей. Тем не менее, с точки зрения численности «Винкель-башни» уступали прочим защитным сооружениям, что не позволило им серьезно сократить потери гражданского населения.
После окончания Второй мировой войны было принято решение снести бывшие бомбоубежища. В 1948 году новые местные власти получили приказ разрушить более не нужные башни. Тем не менее, снос весьма прочных сооружений был сложным и дорогим, что привело к появлению альтернативного предложения. Часть башен были демилитаризованы путем проделывания дверей и окон, после чего применялись в народном хозяйстве. В большинстве случаев их использовали в качестве складов. В условиях недостатка зданий и ограниченных темпов их восстановления такие склады точно не были лишними.
После решения проблем с недвижимостью склады-убежища постепенно начали выводить из эксплуатации и сносить. Ввиду трудности сноса к настоящему времени было уничтожено не более двух третей построенных башен Винкеля. До нашего времени дожило около 40-45 подобных объектов. Теперь они применяются в различных целях или просто стоят без дела, привлекая туристов. Кроме того, в некоторых городах башни необычного вида были учтены в новых архитектурных проектах и удачно вписаны в городской пейзаж.
По материалам сайтов:
http://army.armor.kiev.ua/
http://geschichtsspuren.de/
http://untertage-übertage.de/
http://gradremstroy.ru/
Л. Винкель еще в начале тридцатых годов, без какого-либо заказа, начал разработку перспективных объектов для защиты от налетов авиации. Изучив существующие идеи и предложения, как применяемые на практике, так и оставшиеся только на бумаге, архитектор предложил не зарывать бомбоубежища в землю, а строить их на поверхности в виде специальных башен. В сентябре 1934 года Л. Винкель получил патент на подобную конструкцию защитного сооружения. Через два с лишним года архитектор откроет свою собственную компанию, которая будет заниматься строительство бомбоубежищ, а также станет продавать лицензии на такие работы и осуществлять контроль.
Имея значительный опыт в деле разработки проектов и строительства, Л. Винкель понимал, насколько сложным и трудоемким является строительство подземных убежищ. Для создания такого объекта требовалось найти либо высвободить сравнительно крупный незастроенный участок земли, извлечь до нескольких тысяч кубометров грунта и залить большое количество бетона. Также следовало сделать гидроизоляцию, подвести коммуникации (а также решить вопрос с имеющимися трубопроводами и кабелями) и т.д. Подобный объект мог полноценно решать поставленные задачи, однако был сложен и дорог в строительстве. Л. Винкель предложил альтернативную конструкцию бомбоубежища, которая позволяла резко сократить затраты.
Проектом 1934 года подразумевалось строительство бомбоубежища на 200 человек. Попадать внутрь башни люди должны были через два входа. Один располагался на первом этаже и мог иметь небольшие ступеньки, а второй находился на противоположной части башни и вел на второй этаж, из-за чего оснащался соответствующей лестницей. Рядом с двумя входами предусматривались герметичные тамбуры с набором прочных металлических дверей.
Внутренний объем башни Л. Винкеля делился на девять этажей: два подземных и семь надземных. В самом нижнем планировалось разместить фильтровентиляционную установку и другие системы жизнеобеспечения. Остальные отдавались под места для людей. Перемещаться между этажами следовало по винтовой лестнице в центре башни (позже был разработан вариант проекта с лестницами у стен). С ее помощью люди могли попадать на нужный этаж, где их ждали деревянные лавки. Из-за изменения диаметра башни число мест на этажах отличалось. В среднем на каждом находилось по 20-25 мест.
Предложенная конструкция бомбоубежища имела массу преимуществ перед подземными сооружениями. В первую очередь, она была проще и дешевле с точки зрения строительства, тем более массового. Кроме того, за счет относительно малого диаметра башни сокращалась вероятность прямого попадания бомбы, а упавшие на убежище боеприпасы должны были соскальзывать вниз, не нанося башне или людям значительного ущерба. В ходе Второй мировой войны башни Лео Винкеля показали еще несколько преимуществ перед подземными бункерами. Так, в случае обрушения соседних зданий двери таких убежищ не засыпались обломками и позволяли людям выйти наружу, а газообразные продукты горения при пожарах почти не попадали внутрь обитаемого объема.
Один из вариантов лавок внутри башни. Фото Untertage-übertage.de
Архитектор-изобретатель предложил свой проект немецкому руководству и смог заинтересовать его. В 1935 году на полигоне Рехлин стартовало строительство опытной башни, которую предполагалось использовать в испытаниях. Строительство завершилось к середине зимы 1935-36 годов. 8 января 36-го начались испытания, в ходе которых планировалось проверить стойкость башни к бомбовым ударам. В течение нескольких первых дней башню атаковали пикирующие бомбардировщики Ju-87, однако из полусотни бомб ни одна не попала прямо в цель. Из-за этого пришлось отказаться от применения авиации и перейти к другому способу проверок сооружения.
В ходе нового этапа испытаний бомбы калибра 500 и 1000 кг просто подвешивались на разных частях башни и подрывались в таком положении. Для контроля за воздействием взрывной волны внутрь башни загоняли мелкий рогатый скот. Все наружные подрывы, независимо от типа бомбы, приводили к повреждениям внешней части стен убежища, однако какие-либо трещины или сколы внутри отсутствовали. После взрыва башня немного раскачивалась, но не получала серьезных повреждений. Животные внутри, в свою очередь, получали контузию, из-за чего появилась рекомендация о размещении людей не менее чем в 30 см от стен.
В конце 1936 года Лео Винкель основал собственную компанию L. Winkel & Co, которая должна была распоряжаться патентом на проект. В июле 1937 года, по результатам испытаний башни-прототипа, компания получила право строить защитные сооружения, а также продавать лицензию на их постройку и контролировать строителей. Тогда же появилось официальное обозначение убежища Luftschutzturme «Bauart Winkel» (Башня противовоздушной защиты «Проект Винкель») или LS-Turm Winkel. В дальнейшем подобные сооружения получали и иные наименования, например Winkelturm – «Винкель-башня».
Разрез башни типа 2A. Рисунок Army.armor.kiev.ua
К середине 1937 года Л. Винкель и его коллеги по заказу министерства авиации разработали несколько вариантов защитных башен. Все они основывались на проекте 1934 года, однако отличались габаритами и вместимостью. В общей сложности было создано девять модификаций. Четыре, вместимостью от 168 до 400 человек, должны были строиться из железобетона, а пять типов бетонных башен вмещали от 164 до 500 человек. Предполагалось, что строительство башен из бетона, без металлоконструкций, позволит сократить затраты материалов, благодаря чему новые объекты не ударят по другим проектам.
В соответствии с новыми проектами, башни всех типов должны были иметь несколько этажей для размещения людей, которых планировалось рассаживать по лавкам. С целью оптимизации использования пространства места могли нумероваться, после чего за каждым «обитателем» башни закреплялся свой номер. В случае воздушной тревоги он должен был сразу идти на свой этаж и занимать свое место. Башни имели набор средств жизнеобеспечения. В подвальных помещениях располагались фильтровентиляционные установки. Кроме того, предусматривались емкости для питьевой воды, туалеты и т.д. При наличии городских коммуникаций башня могла соединяться с ними. В противном случае приходилось принимать некоторые меры, например, выводить сточные воды в отдельную выгребную яму и устанавливать собственные генераторы.
Проектом Лео Винкеля быстро заинтересовались не только военные, но и промышленность. Как следствие, строительство первой башни-бомбоубежища стартовало примерно за год до официального одобрения военных. Первым убежищем нового типа считается башня, построенная в 1936 году на территории одного из заводов компании Thyssen в г. Дуйсбург. В октябре-декабре 1937 года в г. Зигене по уже утвержденному военными проекту «Тип 3» была построена вторая башня на 247 человек. Эти два сооружения фактически стали первыми башнями Винкеля, построенными для полноценного применения, однако они не считаются серийными.
Вскоре надземные бомбоубежища начали строиться в интересах промышленных предприятий, железных дорог и других заказчиков. Для защиты персонала заводов и фабрик на территории Германии и захваченной Австрии было построено 29 башен Л. Винкеля. Кроме того, имеются отрывочные данные о существовании еще двух десятков подобных объектов, однако они не подтверждаются иными источниками или являются предметом споров.
Проекты 1934 и 1938 годов были разработаны компанией Лео Винкеля. Кроме того, другими организациями были предложены несколько альтернативных разработок. Так, в 1940 году Управление железных дорог Германии заказало фирме «Брюггерманн» строительство нескольких башен по доработанному проекту. Такой вариант башни-бомбоубежища в большинстве источников именуется как 2C или IIc.
Башня проекта 2C имела высоту 22,3 м и максимальный диаметр 17,6 м при стенах толщиной до 1,9 м, имеющих характерную выгнутую форму. Такое убежище отличалось наличием одного подземного этажа, в котором располагалось специальное оборудование. Кроме того, для оптимизации использования внутреннего пространства башня типа IIc имела спиральные перекрытия этажей, аналогичные использованным в проекте 2A. На верхнем этаже предусматривались амбразуры для наблюдения за местностью: на этаже должны были дежурить пожарные. Сверху башня защищалась крупным коническим бетонным оголовком. Башни версии 2C вмещали до 400 человек. Для входа предлагалось использовать три двери, на 2-м, 3-м и 6-м этажах. Перемещаться между этажами следовало по центральной лестнице.
Сведения об отсутствии серьезных повреждений башен-бомбоубежищ позволяют говорить о высокой эффективности подобных средств защиты. Не разрушаясь под бомбежками противника, такие башни уберегали людей от ранений и смерти. Таким образом, они полностью справились со своей задачей. Тем не менее, с точки зрения численности «Винкель-башни» уступали прочим защитным сооружениям, что не позволило им серьезно сократить потери гражданского населения.
После окончания Второй мировой войны было принято решение снести бывшие бомбоубежища. В 1948 году новые местные власти получили приказ разрушить более не нужные башни. Тем не менее, снос весьма прочных сооружений был сложным и дорогим, что привело к появлению альтернативного предложения. Часть башен были демилитаризованы путем проделывания дверей и окон, после чего применялись в народном хозяйстве. В большинстве случаев их использовали в качестве складов. В условиях недостатка зданий и ограниченных темпов их восстановления такие склады точно не были лишними.
После решения проблем с недвижимостью склады-убежища постепенно начали выводить из эксплуатации и сносить. Ввиду трудности сноса к настоящему времени было уничтожено не более двух третей построенных башен Винкеля. До нашего времени дожило около 40-45 подобных объектов. Теперь они применяются в различных целях или просто стоят без дела, привлекая туристов. Кроме того, в некоторых городах башни необычного вида были учтены в новых архитектурных проектах и удачно вписаны в городской пейзаж.
По материалам сайтов:
http://army.armor.kiev.ua/
http://geschichtsspuren.de/
http://untertage-übertage.de/
http://gradremstroy.ru/
Автор: Glenn Witcher