Экзотические проекты кораблей в эпоху пара
Приблизительно с середины XIX века кораблестроение оказалось в таких же метаниях, в которых находилось танкостроение между двумя мировыми войнами. Тот небольшой временной отрезок подарил нам массу интересных и просто экзотических, а иногда и курьезных, проектов танков и других бронированных боевых машин. С кораблями происходило примерно то же самое. Не прошло и полувека, как Наполеон Бонапарт говорил Роберту Фултону создателю колесного парохода: «Корабли без парусов — это нонсенс!», как эпоха огромных линейных парусников начала уходить безвозвратно, становясь достоянием истории.
Предвестником радикальной революции в кораблестроении стала паровая машина. В составе военных флотов многих стран начинают появляться первые корабли с паровой машиной. Первоначально это были параходофрегаты. Первый из них «Медея» был построен в Великобритании в 1832 году. Корабль сочетал паровую машину с колесным движителем с парусным вооружением. Изобретение французским генералом Анри-Жозефом Пексаном бомбических пушек, стало вторым вестником радикальных перемен на море. Бомбические орудия, которые стреляли по настильной траектории разрывными снарядами крупного калибра, поставили крест на всем парусном флоте. Если до их изобретения морские сражения между двумя кораблями могли идти часами, то разрывные бомбы, заполненные черным порохом, могли нанести деревянному кораблю катастрофический ущерб за минуты боя.
Первое же использование бомбических орудий в бою во время войны между Данией и Пруссией в 1849 году продемонстрировало, что эпоха парусных судов, которая продолжалась практически две тысячи лет, подошла к концу. Прусские береговые батареи, которые были оснащены орудиями Пексана, удачно стреляли по датским кораблям. Они подожгли и вынудили два крупных судна выброситься на берег — 84-пушечный линкор «Христиан VIII» и 48-пушечный фрегат «Гефион». При этом датчане потеряли убитыми 106 человек, 60 — раненными, а еще 948 членов команд попали в плен. Знаменитое Синопское сражение между российским Черноморским флотом и эскадрой Османской империи снова доказало, что наступают новые времена.
Итальянские канонерки с 400-мм орудиями
Канонерские лодки сформировались в класс боевых кораблей за много лет до наступления паровой эпохи. Это был класс небольших по размерам боевых судов с артиллерийским вооружением. Они были предназначены для боевых действий на озерах, реках, а также в прибрежных морских районах, несения охраны гаваней. И вот в 1887 году британская верфь Armstrong Mitchell & Company, расположенная в Элсвике, получила заказ на строительство для Италии двух обыкновенных канонерских лодок — водоизмещение 687 тонн, длина 35 метров, ширина — 11 метров. Они оснащались одной паровой машиной мощностью 261 кВт. Канонерские лодки назвали «Castore» и «Polluce».
Это были бы ничем не примечательные небольшие военные суда с экипажем из 49 человек и скоростью хода 8 узлов, если бы не попытка итальянцев установить на них 400-мм орудие. Да, да, именно 400-мм крупповское орудие. Мелочиться итальянцы явно не собирались. При этом речь шла ни о какой-то мортире, а о полноценном 400-мм орудии с длиной ствола приблизительно 30 калибров. При водоизмещении в 687 тонн, масса установленного на канонерке орудия составляла около 120 тонн. Естественно, речь не шла ни о какой башне или механизмах наведения, судя по сохранившейся до наших дней фотографии, орудие натуральным образом занимало половину корабля, при этом все надстройки были скучены в носовой части. Вспомогательного вооружения на канонерках не было, для него просто не было места.
381-мм орудия, которые изначально были изготовлены для недостроенного линкора «Cristoforo Colombo», имели сектор обстрела 60 градусов и угол возвышения 15 градусов. По сравнению с мониторами Великобритании тех лет, итальянец был весьма тихоходен, но имел совсем небольшую осадку (не более 2,2 метра), что существенно уменьшало риск подрыва на мине и позволяло монитору не бояться отмелей. Строили корабль долго, практически два года. Это объяснялось значительными проблемами при монтаже сверхмощных орудия на достаточно небольшой корабль (максимальное водоизмещение 2800 тонн). В строй монитор «Фаа ди Бруно» вступил только в середине лета 1917 года. При этом уже в ноябре того же года, боевая карьера корабля прервалась. Обладая отвратительной мореходностью, он попал в шторм и вынужден был выброситься на берег недалеко от Анкона, на этом его участие в Первой мировой войне закончилось.
Со стороны данный итальянский монитор смотрелся по меньшей мере необычно. С расстояния могло показаться, что по морю плывет лишь башня с двумя огромными 15-дюймовыми орудиями и трехногой мачтой. Только присмотревшись, можно было рассмотреть корпус, который практически полностью был скрыт под водой, все-таки сказывались понтонные корни. При этом после окончания Первой мировой войны монитор восстановили, и он даже принял участие во Второй мировой войне, обеспечивая артиллерийское прикрытие Генуи под обозначением «плавучая батарея GM 194».
Источники информации:
http://warspot.ru/3528-kazusy-epohi-para-i-elektrichestva-ekstremalnoe-korablestroenie
http://kettenkrad.livejournal.com/130943.html
http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/1200-броненосец-капитан
http://ship.bsu.by/ship/103298
Предвестником радикальной революции в кораблестроении стала паровая машина. В составе военных флотов многих стран начинают появляться первые корабли с паровой машиной. Первоначально это были параходофрегаты. Первый из них «Медея» был построен в Великобритании в 1832 году. Корабль сочетал паровую машину с колесным движителем с парусным вооружением. Изобретение французским генералом Анри-Жозефом Пексаном бомбических пушек, стало вторым вестником радикальных перемен на море. Бомбические орудия, которые стреляли по настильной траектории разрывными снарядами крупного калибра, поставили крест на всем парусном флоте. Если до их изобретения морские сражения между двумя кораблями могли идти часами, то разрывные бомбы, заполненные черным порохом, могли нанести деревянному кораблю катастрофический ущерб за минуты боя.
Первое же использование бомбических орудий в бою во время войны между Данией и Пруссией в 1849 году продемонстрировало, что эпоха парусных судов, которая продолжалась практически две тысячи лет, подошла к концу. Прусские береговые батареи, которые были оснащены орудиями Пексана, удачно стреляли по датским кораблям. Они подожгли и вынудили два крупных судна выброситься на берег — 84-пушечный линкор «Христиан VIII» и 48-пушечный фрегат «Гефион». При этом датчане потеряли убитыми 106 человек, 60 — раненными, а еще 948 членов команд попали в плен. Знаменитое Синопское сражение между российским Черноморским флотом и эскадрой Османской империи снова доказало, что наступают новые времена.
Итальянские канонерки с 400-мм орудиями
Канонерские лодки сформировались в класс боевых кораблей за много лет до наступления паровой эпохи. Это был класс небольших по размерам боевых судов с артиллерийским вооружением. Они были предназначены для боевых действий на озерах, реках, а также в прибрежных морских районах, несения охраны гаваней. И вот в 1887 году британская верфь Armstrong Mitchell & Company, расположенная в Элсвике, получила заказ на строительство для Италии двух обыкновенных канонерских лодок — водоизмещение 687 тонн, длина 35 метров, ширина — 11 метров. Они оснащались одной паровой машиной мощностью 261 кВт. Канонерские лодки назвали «Castore» и «Polluce».
Это были бы ничем не примечательные небольшие военные суда с экипажем из 49 человек и скоростью хода 8 узлов, если бы не попытка итальянцев установить на них 400-мм орудие. Да, да, именно 400-мм крупповское орудие. Мелочиться итальянцы явно не собирались. При этом речь шла ни о какой-то мортире, а о полноценном 400-мм орудии с длиной ствола приблизительно 30 калибров. При водоизмещении в 687 тонн, масса установленного на канонерке орудия составляла около 120 тонн. Естественно, речь не шла ни о какой башне или механизмах наведения, судя по сохранившейся до наших дней фотографии, орудие натуральным образом занимало половину корабля, при этом все надстройки были скучены в носовой части. Вспомогательного вооружения на канонерках не было, для него просто не было места.
381-мм орудия, которые изначально были изготовлены для недостроенного линкора «Cristoforo Colombo», имели сектор обстрела 60 градусов и угол возвышения 15 градусов. По сравнению с мониторами Великобритании тех лет, итальянец был весьма тихоходен, но имел совсем небольшую осадку (не более 2,2 метра), что существенно уменьшало риск подрыва на мине и позволяло монитору не бояться отмелей. Строили корабль долго, практически два года. Это объяснялось значительными проблемами при монтаже сверхмощных орудия на достаточно небольшой корабль (максимальное водоизмещение 2800 тонн). В строй монитор «Фаа ди Бруно» вступил только в середине лета 1917 года. При этом уже в ноябре того же года, боевая карьера корабля прервалась. Обладая отвратительной мореходностью, он попал в шторм и вынужден был выброситься на берег недалеко от Анкона, на этом его участие в Первой мировой войне закончилось.
Со стороны данный итальянский монитор смотрелся по меньшей мере необычно. С расстояния могло показаться, что по морю плывет лишь башня с двумя огромными 15-дюймовыми орудиями и трехногой мачтой. Только присмотревшись, можно было рассмотреть корпус, который практически полностью был скрыт под водой, все-таки сказывались понтонные корни. При этом после окончания Первой мировой войны монитор восстановили, и он даже принял участие во Второй мировой войне, обеспечивая артиллерийское прикрытие Генуи под обозначением «плавучая батарея GM 194».
Источники информации:
http://warspot.ru/3528-kazusy-epohi-para-i-elektrichestva-ekstremalnoe-korablestroenie
http://kettenkrad.livejournal.com/130943.html
http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/1200-броненосец-капитан
http://ship.bsu.by/ship/103298
Автор: ZloyStrelok