Легкие бронированные машины выходят на первый план
Инициатива «LAV-UР» – это программа канадской армии по модернизации и совершенствованию своих машин LAV с целью повышения их живучести, мобильности и летальности
STRYKER
Семейство ЛБМ M1126 Stryker 8х8 американской армии – это еще один вариант машины Piranha, который на основе боевого опыта, полученного во время вторжения в Ирак, получил ряд модификаций, включая дополнительную баллистическую защиту. Например, бомбам повстанцев должно противостоять двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull) разработки компании GDLS. «Этот новый компонент DVН используется американской армией для реализации других модернизаций, – заметил руководитель развития бизнеса в компании General Dynamics Land Systems Тим Риз. – Модернизация машин Stryker, которая начнется в 2017 году, восстановит характеристики, повысит живучесть и улучшит совместимость системы с новыми цифровыми технологиями самого широкого диапазона, включая мониторинг систем, объединение в сеть и оперативное управление. Этот процесс обеспечит повышение возможностей за меньшие инвестиции». В соответствии с программой модернизируется подвеска для того, чтобы справиться с массой машины 27270 кг, устанавливается новый двигатель Caterpillar C9 и более мощный генератор на 570 ампер, совершенствуется система охлаждения плюс добавляется «цифровая магистраль», позволяющая экипажу обмениваться видео и данными. Американская армия финансировала три из своих девяти механизированных бригад Stryker, завершение модернизации машин которых намечено на 2016 год.
В мае 2015 года американская армия одобрила официальное заявление об оперативных потребностях от своего 2-го разведывательного полка, базирующегося в Германии, и получила финансирование на установку на некоторые машины M1126 ДУБМ MCRWS с 30-мм пушкой. MCRWS устанавливается на крышу машины без проникновения внутрь и соответственно не уменьшает внутренний объем. Для этой программы уже была продемонстрирована комбинация ДУБМ Kongsberg Protector и 30-мм пушки компании Orbital ATK. Компания GDLS выпустила заявку и примет решение по MCRWS в начале 2016 года. Тем не менее, начальное финансирование на 81 систему по ускоренной программе было включено в оборонный бюджет на 2016 год.
ББМ Boxer может выполнять широкий круг задач, поскольку имеет уникальную компоновку со сменными функциональными модулями. На базовое шасси устанавливаются задние модули, которые могут быть заменены менее чем за час
TAPV
Еще одно новая программа в сфере ЛБМ – это патрульная бронированная машина TAPV (Tactical Armoured Patrol Vehicle) канадской армии в четырехколесной конфигурации, которая заменит RG-31 Nyala компании BAE Systems и разведывательную машину Coyote 8х8 от GDLS (базируется на шасси Piranha). Проект компании Textron, базирующийся на M1117 ASV (Armoured Support Vehicle – бронированная машина обеспечения), выиграла конкурс и получила контракт в 2012 году, по которому первые 500 систем должны были быть поставлены в 2014 году. Но проблемы с надежностью, выявленные при испытаниях предсерийных машин, задержали их поступление в войска до 2016 года. Бронемашина TAPV имеет защиту из композиционной брони; на ней установлен ДУБМ Kongsberg, вооруженный 40-мм автоматическим гранатометом GMG от Heckler and Koch и 7,62-мм пулеметом.
VBTP MR Guarani для бразильской армии разрабатывается и изготавливается в сотрудничестве с бразильским филиалом компании Iveco
Будущие программы
Равно как и канадская армия, закупившая новые машины, австралийская армия также начала свою инициативу Project Land 400 по закупке новой боевой разведывательной машине CRV, боевой машине пехоты и машине боевого обеспечения. CRV заменит ASLAV Type-I/II/II, которых в эксплуатации находится 257 штук; новая машина, как ожидается, поступит на вооружение в 2020 году. Для реализации этой программы формируется промышленная группа состоящая из финской компании Patria, предлагающей свою машину AMV-XP, и австралийского филиала компании BAE Sуstems.
Малазийская компания Dеftеch изготавливает для малазийской армии 257 машин AV-8 в 12 вариантах. Машина колесной конфигурации 8х8 базируется на платформе PARS 8х8 разработки турецкой компании FNSS. Dеftech поставила первые двенадцать машин, получавших официальное имя Gempita (Гром), в декабре 2014 года. Среди вариантов можно отметить БМП IFV-25 с одноместной башней FNSS Sharpshooter и БМП IFV-30, оборудованную двухместной башней Denel LCT30. Как ожидается, развертывание машин будет завершено в 2018 году.
К другим разработкам в области ЛБМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно отнести боевую машину MCV (Mobile Combat Vehicle) для японских сил самообороны производства компании Mitsubishi Heavy Industries. Эта высокомобильная бронемашина непосредственной огневой поддержки массой 25 тонн вооружена 105-мм пушкой. По словам военного атташе Японии в США, она поступит в бригаду быстрого развертывания японских сил самообороны. Впервые показанная в 2013 году, MCV по графику должна быть принята на вооружение в 2016 году; в общей сложности будет закуплено 99 систем. Неподалеку от Японии Тайвань ведет для своей армии закупки ЛБМ Clouded Leopard 8х8 производства Ordnance Readiness Development Centre. Производство этой машины началось в 2007 году, на вооружение поступили 368 систем из общей потребности в 1400 платформ, которые должны быть поставлены в 2017-2018 годы. Наконец, корейская компания Rotem, подразделение Hyundai Motor Group, поставляет ЛБМ KW1 Scorpion 6х6, которая составит основу новых бригад быстрого реагирования южнокорейской армии. В соответствии с контрактом, подписанным в ноябре 2012 года, в 2016-2020 годы предусматривается поставка этих машин в войска, и прежде всего 600 машин в варианте БТР.
Будущие тенденции
Легкая боевая машина, хотя и не такая легкая, как ее предшественники, значительно прибавила в боевой эффективности благодаря новым технологиям. Они позволили адаптироваться к новым угрозам и примерить на себя новые роли. ЛБМ в настоящее время имеет большую полезную грузоподъемность, может принять пушки более крупного калибра (до 120 мм) и выполнять задачи, которые когда-то считались для нее невыполнимыми. Кроме того, машины этого класса сохраняют свои традиционные преимущества по сравнению с их гусеничными аналогами касательно продолжительности срока службы, увеличенного запаса хода, меньшего объема обслуживания и меньшей стоимости эксплуатации на километр. Также растет потребность в более защищенных транспортных средствах с большим уровнем развертываемости, предназначенных для самых разных задач, начиная от боевых действий в высоком темпе и до миротворческих задач и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Легкие боевые машины в полной мере соответствуют всем этим потребностям.
Использованы материалы:
www.armadainternational.com
www.patria.fi
www.gdls.com
www.renault-trucks-defense.com
www.kmweg.com
www.textron.com
www.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev