Противотанковая самоходка M56 Scorpion
В ходе Второй мировой войны американские военные получили бесценный опыт использования воздушно-десантных подразделений. В операциях «Бостон» и «Олбани», которые стали частью операции «Оверлорд» (высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года), было задействовано 13 тысяч парашютистов, еще 4 тысячи бойцов были высажены в тылу врага при помощи планеров. Примерно такое же количество парашютистов приняло участие в операции «Маркет-Гарден», которая была проведена в сентябре 1944 года и закончилась провалом.
Особенно показательной в этом плане была операция «Маркет-Гарден», в рамках которой американские десантники столкнулись с немецкими танковыми частями, которые находились в районе высадки. Один из выводов, который американцы сделали по итогам воздушно-десантных операций Второй мировой войны: десантникам необходима артиллерийская система, которая в состоянии оказать огневую поддержку и эффективно бороться с бронетехникой противника, в том числе и тяжелой. В 1944 году часто парашютисты союзников оказывались в ситуации, когда на земле им противостояли немецкие части, оснащенные бронетехникой, в том числе и тяжелыми танками «Тигр» и «Королевский тигр». Ручные гранаты или гранатометы M1 «Базука» можно было эффективно использовать против этих стальных монстров лишь на очень небольшом расстоянии. Поэтому эти противотанковые средства подходили далеко не для всех ситуаций, к тому же их использование требовало от личного состава хладнокровия и высокой выучки. Десантники нуждались в полноценном орудии, которое могло бы бороться с вражеской бронетехникой на большой дистанции, поражая ее желательно с первого попадания. При этом такая артсистема должна была быть пригодна для перевозки транспортным самолетом или планером, а для достижения мобильности — быть самоходной.
Экипаж самоходной установки состоял из 4-х человек. При этом механик-водитель был единственным, кто имел некое подобие рабочего места. Он располагался впереди слева и на марше смотрел вперед через застекленную часть щитка орудия. За водителем располагалось место командира, который одновременно был и радистом. Во время боя он обычно занимал место на земле рядом с машиной. Справа от 90-мм орудия располагался наводчик. За его спиной на откидной платформе работал заряжающий, который подавал снаряды из боеукладки, расположенной под полом орудийной установки. Для вождения самоходки в ночное время механик-водитель мог использовать бинокль ночного видения, который надевался на его шлем.
Можно сказать, что самоходка M56 Scorpion была компромиссным вариантом между получением мощного самоходного артиллерийского орудия и снижением веса до приемлемых параметров. Результатом этого стало то, что шасси самоходки не могло справиться с отдачей при выстреле 90-мм орудия. Самоходка подскакивала и сильно приседала на корму. Ни о какой стрельбе с ходу нельзя было и говорить, вести огонь по цели можно было только с полной остановки. Сменивший M56 Scorpion легкий авиадесантный плавающий танк M551 General Sheridan имел ту же проблему — сильную отдачу при выстреле из-за небольшого веса танка.
Единственной войной, в которой успел принять участие «Скорпион», была война во Вьетнаме. Здесь базировалась американская 173-я воздушно-десантная бригада, на вооружении которой были самоходки M56 Scorpion. При этом против танков данные самоходки во Вьетнаме не использовались. Основной их работой являлось подавление вражеских огневых точек, ДОТов и ДЗОТов. Однако в этом случае экипаж самоходок был очень уязвим для ответного огня противника. По мере поступления на вооружение легких танков Sheridan самоходки M56 Scorpion передавали войскам Южного Вьетнама. Как именно использовали эти самоходки вьетнамцы, сведений нет, однако известно, что две последние ПТ-САУ были сожжены северовьетнамскими танками Т-54 на подступах к Сайгону.
В мае 1959 года выпуск самоходки M56 Scorpion был остановлен. При этом существовали проекты установки на этом шасси 106-мм безоткатного орудия. Также гусеничная база ПТ-САУ должна была стать основой многоцелевого шасси для создания 81-мм и 106-мм минометов, плавающего бронетранспортера, счетверенной зенитной установки 12,7-мм пулеметов, а также пусковых установок ПТУРС.
Тактико-технические характеристики M56:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4557 мм (5837 мм с пушкой вперед), ширина — 2573 мм, высота — 2004 мм, клиренс — 325 мм.
Бронирование — отсутствует, кроме небольшого защитного щитка орудия.
Боевая масса — 7,7 тонн, масса пустой самоходки — 6,4 тонны.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 205 л.с.
Максимальная скорость — 45 км/ч.
Запас хода — 225 км.
Вооружение — 90-мм пушка M54 с длиной ствола 50 калибров.
Боекомплект — 29 выстрелов.
Экипаж — 4 человека.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/1917-samohodnaia-protivot.html
http://warspot.ru/2546-zhalyaschiy-bronyu
http://amonov.livejournal.com/492859.html
http://wot-all.ru/tanki/istoriya/7144-protivotankovaya-samokhodnaya-ustanovka-m56-scorpion-istoriya
Материалы из открытых источников
Особенно показательной в этом плане была операция «Маркет-Гарден», в рамках которой американские десантники столкнулись с немецкими танковыми частями, которые находились в районе высадки. Один из выводов, который американцы сделали по итогам воздушно-десантных операций Второй мировой войны: десантникам необходима артиллерийская система, которая в состоянии оказать огневую поддержку и эффективно бороться с бронетехникой противника, в том числе и тяжелой. В 1944 году часто парашютисты союзников оказывались в ситуации, когда на земле им противостояли немецкие части, оснащенные бронетехникой, в том числе и тяжелыми танками «Тигр» и «Королевский тигр». Ручные гранаты или гранатометы M1 «Базука» можно было эффективно использовать против этих стальных монстров лишь на очень небольшом расстоянии. Поэтому эти противотанковые средства подходили далеко не для всех ситуаций, к тому же их использование требовало от личного состава хладнокровия и высокой выучки. Десантники нуждались в полноценном орудии, которое могло бы бороться с вражеской бронетехникой на большой дистанции, поражая ее желательно с первого попадания. При этом такая артсистема должна была быть пригодна для перевозки транспортным самолетом или планером, а для достижения мобильности — быть самоходной.
Экипаж самоходной установки состоял из 4-х человек. При этом механик-водитель был единственным, кто имел некое подобие рабочего места. Он располагался впереди слева и на марше смотрел вперед через застекленную часть щитка орудия. За водителем располагалось место командира, который одновременно был и радистом. Во время боя он обычно занимал место на земле рядом с машиной. Справа от 90-мм орудия располагался наводчик. За его спиной на откидной платформе работал заряжающий, который подавал снаряды из боеукладки, расположенной под полом орудийной установки. Для вождения самоходки в ночное время механик-водитель мог использовать бинокль ночного видения, который надевался на его шлем.
Можно сказать, что самоходка M56 Scorpion была компромиссным вариантом между получением мощного самоходного артиллерийского орудия и снижением веса до приемлемых параметров. Результатом этого стало то, что шасси самоходки не могло справиться с отдачей при выстреле 90-мм орудия. Самоходка подскакивала и сильно приседала на корму. Ни о какой стрельбе с ходу нельзя было и говорить, вести огонь по цели можно было только с полной остановки. Сменивший M56 Scorpion легкий авиадесантный плавающий танк M551 General Sheridan имел ту же проблему — сильную отдачу при выстреле из-за небольшого веса танка.
Единственной войной, в которой успел принять участие «Скорпион», была война во Вьетнаме. Здесь базировалась американская 173-я воздушно-десантная бригада, на вооружении которой были самоходки M56 Scorpion. При этом против танков данные самоходки во Вьетнаме не использовались. Основной их работой являлось подавление вражеских огневых точек, ДОТов и ДЗОТов. Однако в этом случае экипаж самоходок был очень уязвим для ответного огня противника. По мере поступления на вооружение легких танков Sheridan самоходки M56 Scorpion передавали войскам Южного Вьетнама. Как именно использовали эти самоходки вьетнамцы, сведений нет, однако известно, что две последние ПТ-САУ были сожжены северовьетнамскими танками Т-54 на подступах к Сайгону.
В мае 1959 года выпуск самоходки M56 Scorpion был остановлен. При этом существовали проекты установки на этом шасси 106-мм безоткатного орудия. Также гусеничная база ПТ-САУ должна была стать основой многоцелевого шасси для создания 81-мм и 106-мм минометов, плавающего бронетранспортера, счетверенной зенитной установки 12,7-мм пулеметов, а также пусковых установок ПТУРС.
Тактико-технические характеристики M56:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4557 мм (5837 мм с пушкой вперед), ширина — 2573 мм, высота — 2004 мм, клиренс — 325 мм.
Бронирование — отсутствует, кроме небольшого защитного щитка орудия.
Боевая масса — 7,7 тонн, масса пустой самоходки — 6,4 тонны.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 205 л.с.
Максимальная скорость — 45 км/ч.
Запас хода — 225 км.
Вооружение — 90-мм пушка M54 с длиной ствола 50 калибров.
Боекомплект — 29 выстрелов.
Экипаж — 4 человека.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/1917-samohodnaia-protivot.html
http://warspot.ru/2546-zhalyaschiy-bronyu
http://amonov.livejournal.com/492859.html
http://wot-all.ru/tanki/istoriya/7144-protivotankovaya-samokhodnaya-ustanovka-m56-scorpion-istoriya
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok