Советский подводный флот в годы "холодной войны"
Основой же ВМС США в акваториях Тихого и Индийского океанов был 7-й оперативный флот, состав которого, в зависимости от текущей обстановки, изменялся от полусотни до 227 боевых кораблей и судов обеспечения. К тому же во второй половине семидесятых годов ВМС США начали быстрыми темпами оснащаться новыми системами вооружения, в том числе дальнобойными баллистическими ракетами, противокорабельными "Гарпун" и крылатыми "Томагавк". Нельзя забывать и о том, что параллельно шел процесс развития и совершенствования флотов союзников США по военным блокам: Великобритании, Франции, Италии, Испании, ФРГ, Японии и др.
Во всем этом не сложно разглядеть желание потенциального противника как бы блокировать СССР и ее союзников со стороны океанских и морских направлений, и, чтобы изменить такое положение, нам требовалось создать свой океанский флот. Однако геостратегическое положение нашей страны, не обладавшей зарубежными морскими базами, вынуждало силы нашего ВМФ, оперируя вдали от своей территории, действовать преимущественно автономно, причем для выхода в океан им практически на всех направлениях необходимо было преодолевать узкости и проливы, которые контролировались объединенными ВМС США и НАТО. В этих условиях наибольшей эффективностью обладали силы, способные действовать скрытно. И потому, хотя в СССР шло строительство и мощного океанского надводного флота, основной упор все же делался на создание подводных лодок сначала с дизель-электрической, а затем с атомной энергетикой, а потому подводные силы стали одним из главнейших родов сил ВМФ.
Разработка и выдача промышленности тактико-технических заданий на создание нового послевоенного поколения подводных лодок была осуществлена еще в 1946 году, тогда же началось развитие существовавших заводов судпрома и строительство новых предприятий. Вместе с этим началось создание новых пунктов базирования подлодок на флотах, и в первую очередь - на Северном и Тихоокеанском, расширение и перепрофилирование учебных отрядов для подготовки подводников, а также создание новых военно-морских училищ для подготовки офицеров-подводников. Уже в первые послевоенные годы ВМФ пополнялся ежегодно 8-10 новыми подводными лодками, в пятидесятых годах их число достигало 40 - 60 ед. в год, а рекордным стал 1955 год, когда в строй советского ВМФ было введено сразу 72 субмарины.
В тот же период времени у нас приступили к созданию подводных атомоходов. В 1958 году в Северодвинске, на первой нашей атомной субмарине был поднят Военно-морской флаг, а спустя всего 10 лет в советском ВМФ было уже более 50 ПЛА. В 1960 году началось строительство специально сконструированных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), первые из которых в количестве трех вошли в строй в 1967 году, а всего за 25 лет их построили 91 единицу.
Иными словами, силы боевой службы превратились в передовой эшелон не только ВМФ, но и всех вооруженных сил нашего государства, решающий в мирное время оперативные задачи и находящийся в высшей степени боеготовности. Пик напряженности боевой службы приходится на середину восьмидесятых, после чего началось ее постепенное сокращение, а с 1991 г. - лавинообразный спад.
Говоря об активности наших подводных сил в послевоенные десятилетия, нужно помнить и о том, что они систематически участвовали во всех крупных учениях, которые проводились в рамках совместных мероприятий объединенных вооруженных сил Варшавского договора и Министерства обороны СССР, а также в учениях масштабов ВМФ и флотов. Так, на первом крупном учении Северного флота "Печора", прошедшем летом 1965 года, было развернуто 48 подводных лодок (из них 8 атомных, 4 ракетные дизельные и 36 торпедных дизельных); на маневрах "Океан-70" СФ развернул 40 ПЛ (в том числе 10 атомных), ТОФ - 28 ПЛ (9 атомных); на маневры "'Океан-75" вышло с СФ 35 ПЛ (из них 13 атомных), с ТОФ - 24 ПЛ (10 атомных); на учения "Север-77" СФ выставил 22 ПЛ (10 атомных), а ТОФ на учения "Радуга-77" - 21 ПЛ (10 атомных); на учение же "Океан-80" в Атлантический океан вышло более 50 ПЛ и ПЛА, в том числе 21 подводный крейсер стратегического назначения.
История зарождения и развития боевой службы сохранила в соответствующих документах характер задач, ставившихся командирам подводных лодок. Так, в пятидесятых годах основной их задачей являлось ведение разведки, выявление деятельности различных сил потенциального противника и освоение районов плавания. Данные их отчетов, как и отчетных документов командиров БЧ и начальников служб ПЛ и ПЛА, рассматривались и изучались в центральных управлениях ВМФ, на основе чего давались соответствующие заключения и рекомендации по совершенствованию методики подготовки сил к несению боевой службы и способов решения поставленных задач. Однако сам термин "боевая служба" был впервые узаконен директивами Главнокомандующего ВМФ и Начальником Главного штаба ВМФ 1963 года, в которых определялись задачи Северному флоту на 1964 года.
Нужно сказать, что в первых руководящих документах формулирование задач боевой службы было сравнительно неконкретным. В последующем, на основе анализа опыта несения силами ВМФ боевой службы, проверенного офицерами Генштаба ВМФ, Военно-морской академии и НИИ ВМФ, Главнокомандующий представил Министру обороны доклад о результатах боевой службы за 1964-1965 года. На основе рассмотрения данных материалов последний принял решение о продолжении ее несения силами ВМФ в Атлантике, Северном Ледовитом и Тихом океанах, о чем была издана специальная директива начальника Генерального штаба. Затем, в ноябре 1965 года, была проведена военно-теоретическая конференция по проблемам боевой службы, где были выработаны единые взгляды на ее ведение. В результате, только с 1965-го по 1968 год было издано более 20 директивных указаний по различным вопросам несения боевой службы.
Начиная с 1970 года, несение боевой службы силами ВМФ стало регламентироваться специальными наставлениями и руководствами. В их разработке принимали участие штабы флотов, морской авиации и тыла, а также специализированные НИИ ВМФ. Их предложения обобщались и рассматривались в Главном штабе, в других центральных и главных управлениях ВМФ, после чего готовился соответствующий документ для подписи Главнокомандующим ВМФ.
В результате к середине семидесятых годов в руководящих документах более четко выкристаллизовались задачи, решаемые подводными лодками на боевой службе. Главными из них явились:
- боевое патрулирование и дежурство РПКСН в готовности к нанесению ракетных ударов по заданным целям на территории противника;
- осуществление поиска ракетных и многоцелевых АПЛ иностранных военно-морских сил и дальнейшее слежение за ними в готовности к их уничтожению в случае начала войны;
- ведение наблюдения за авианосными и иными ударными группировками кораблей натовских и других иностранных ВМС, осуществление слежения за ними в отведенных районах в готовности к осуществлению ударов по главным целям с началом боевых действий;
- препятствование и недопущение разведывательной деятельности иностранных субмарин и надводных кораблей на подходах к советскому побережью;
- обеспечение интересов нашей страны и предотвращение агрессивных действий ВМС потенциального противника в важных районах Мирового океана.
В связи с тем, что к середине восьмидесятых годов с оснащением наших подводных ракетоносцев БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы, они большей частью стали осуществлять патрулирование в ближней зоне флотов, указанные задачи дополнились еще одной - боевым обеспечением РПКСН для придания им высокой боевой устойчивости в случае войны.
Рассматривая боевую службу ВМФ, нельзя не отметить, что она не только стала главным видом повседневной деятельности флота в мирный период и высшей формой поддержания их боеготовности, но и явилась основной экспериментальной лабораторией по проверке правильности принципов строительства ВМФ в целом и его отдельных систем в частности. Основой при этом служили отчетные документы за походы кораблей и подлодок на боевую службу. Сначала выполнялся анализ, и давались заключения по отдельным походам, затем, с 1968 года, такие заключения стали "квартальными", с 1969-го - "полугодовыми" и, наконец, с 1971-го - годовыми. При этом с 1968 года к анализу походов по специальностям были привлечены все отраслевые научно-исследовательские учреждения ВМФ и соответствующие филиалы НИИ МО. В результате такой многолетний анализ боевой службы привел к разработке специальной методологии проведения исследований в данной области, позволяющей оценивать уровни решения каждой задачи боевой службы и выявлять факторы, наиболее существенно снижающие эти уровни, а также разрабатывать рекомендации, как по совершенствованию организации боевой службы, так и по повышению эффективности действий привлекаемых для ее несения сил. Всего за эти годы было разработано свыше 2000 предложений и рекомендаций, более 80% которых нашли внедрение на флотах и в промышленности, дав существенный практический эффект.
Источники:
Кузин В., Никольский В. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 12-23, 28-30, 46, 458-460. 538-542
Костев И., Костев Г. Подводный Флот от Сталина до Путина. Книга 2. М.: Сонэкс-центр, 2008. С. 23-79.
Патрушев В. Подводные силы во второй половине своей истории. // Морской сборник. 1993. № 6. С. 11-16
Ветров Ю. Развитие советских подводных сил с 1945 года. // Военный парад. 1998. №6. С. 57-62
Автор: Инженер-технарь