Военные игры и игрушки советских детей (окончание). Детское техническое творчество Страны Советов.
Воспоминания об играх в войну вызвали живой интерес у посетителей ВО и… почему бы и не продолжить эту тему? На этот раз рассказ будет посвящен близкой мне теме детского технического творчества, которым я и в детстве занимался, и потом уже довольно серьезно во взрослом состоянии.
Самая моя любимая самоделка, пришедшая из моего детства: виброход из мыльницы.
Сразу хочу сказать, что не я придумал принцип виброхода. Я прочитал о нем сначала в журнале «Моделист-конструктор». И модели виброходов тоже делали до меня. Я всего лишь придумал делать корпус из… мыльницы, а ставить его не на кусок мехового воротника и не на платяные щетки из щетины, а на четыре зубные щетки. И это оказалось тем, что надо! Такую самоделку дети в кружках стали делать за 30 минут и… сразу выходить на соревнования – «гонки виброходов»!
Как я уже писал, мой дед Петр Константинович Таратынов в годы войны заведовал пензенским гороно, был награжден орденами Ленина и Знак Почета, а после до 70 лет работал в одной из школ города учителем труда и географии. Дома поэтому у меня был и полный набор всевозможных инструментов, да и работать меня с ними он начал учить очень рано.
Обложка книги, очень сильно повлиявшей на мою судьбу.
Ну, а тут школа и там мне все эти умения пригодились. Хотя… и не все там было так, как того бы мне хотелось. Например, в начальной школе моя «первая учительница» (о мертвых либо ничего, либо хорошо) учила нас и пуговицы пришивать, и рамки картонные нитками обматывать (творчество такое вот было!), и коробочки из открыток сшивать и… все! Ни на что большее ее не хватало! А ведь уже тогда и, в частности, лично у меня были книги по детскому техническому творчеству с самыми простыми, но интересными самоделкам. Но… фиг вам! А чаще вместо труда у нас была математика!
Фотоаппарат из книги «Сто затей двух друзей» сделан из спичечного коробка и самое интересное, что им можно было снимать!
С пятого класса мальчики работали отдельно, а девочки отдельно. Они учились готовить (я бы тоже не отказался, хотя научился сам, так уж пришлось!), а у нас сначала было столярное дело, потом слесарное, потом токарное и все! Чем занимались? Опять же самым примитивом. Делали скворечники, табуретки, ручки для метел и зубья для граблей. Ох, сколько я этих зубьев наточил напильником, а потом расклепывал собственно в граблях. И опять-таки на этом все! Хотя время было такое, когда наши космические корабли бороздили просторы вселенной.
Моя статья из журнала «Юный техник» (1984 г.)
Впрочем, я делал модели ракет, но почему-то в химическом кружке, а вот так, чтобы в школе работало что-нибудь «техническое», не припомню. Впрочем, рядом был ДК им. Кирова и вот там-то такие кружки были. Авиамодельный, судомодельный и даже театральный… и во всех я был записан, но подолгу нигде не задержался. Почему? А вот судите сами… Пришел в авиамодельный и дали мне сразу делать модель планера из набора ДОСААФ. Фанера – ломкая, древесина «сэконд хэнд», навыков у меня никаких. Ну… я тут же весь набор и запорол! А нового нет, лимит исчерпан! Жди месяц! Вот я месяц ходил, смотрел на более удачливых товарищей, а потом успешно запорол и второй набор – поспешил их догнать! Ну, и ушел, конечно.
Все тоже самое получилось и в судомодельном. Дали мне модель «большого охотника». Набор сосновых деревяшек! Кое-как я их обточил, гвоздей набил в палубу – поручни! В общем, вышла «модель» – «выкрасить, да выбросить»! Дрова, одним словом!
Настала очередь театрального кружка. Пришел, проверился – «данные есть!» и дали мне роль в детском спектакле. Сначала просто читать. А потом… переписывать. Переписывать 35 страниц! Ну, я тут же им все отдал и поскорее оттуда смотался. Мало мне в школе русского языка…
Вон он робот из кинофильма «Планета бурь» и телепередачи «Операция «Сириус-2». Внутри сидел физкультурник, вот как!
Одним словом, эти две передачи оказали на меня большое воздействие. Из спичечных коробков я тогда сделал модель броненосца и «пароход Тома Сойера», по журналу «Юный-техник» аэроплан «Илья Муромец», а из пластилина диораму с двумя динозаврами и охотящихся на них первобытных людей. Это после прочтения книги «Затерянный мир» Конан Дойла. Потом были довольно дешевые сборные модели самолетов из пластмассы производства ГДР. Конечно, в основном пассажирские лайнеры, но были среди них и Ту-95, и МиГ-21 и, почему-то, шведский СААВ-35 «Дракен». Целые каникулы склеивал «Потемкин» и «Аврору», но не знал, что их надо красить. Хотя с другой стороны, а чем бы я их красил в то время? Склеивал модели Т-34, КВ-85, ИС-3, ИСУ-122 и ИСУ-152 фирмы «Огонек» и всегда недоумевал, где БТ, Т-26, Т-35… В итоге уже во взрослом состоянии в 1982 году сделал все их сам и на конкурсе игрушек ЦК ВЛКСМ и Минлегпрома получил второе место, диплом и… 250 р. премии. «Но делать ваши игрушки мы не будем, – сказали мне тогда на заводе. – Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год подрастают новые дети!» Такая вот у них была маркетинговая политика и, судя по их сегодняшнему ассортименту, она не слишком изменилась за все эти годы.
А вот такое усовершенствование «пневмостарта» предлагается в Интернете. Тут главное «резко выдохнуть много воздуха», что и достигается не насосом, а весом самого ребенка!
Цветные рисунки А. Шепса.
Самая моя любимая самоделка, пришедшая из моего детства: виброход из мыльницы.
Сразу хочу сказать, что не я придумал принцип виброхода. Я прочитал о нем сначала в журнале «Моделист-конструктор». И модели виброходов тоже делали до меня. Я всего лишь придумал делать корпус из… мыльницы, а ставить его не на кусок мехового воротника и не на платяные щетки из щетины, а на четыре зубные щетки. И это оказалось тем, что надо! Такую самоделку дети в кружках стали делать за 30 минут и… сразу выходить на соревнования – «гонки виброходов»!
Как я уже писал, мой дед Петр Константинович Таратынов в годы войны заведовал пензенским гороно, был награжден орденами Ленина и Знак Почета, а после до 70 лет работал в одной из школ города учителем труда и географии. Дома поэтому у меня был и полный набор всевозможных инструментов, да и работать меня с ними он начал учить очень рано.
Обложка книги, очень сильно повлиявшей на мою судьбу.
Ну, а тут школа и там мне все эти умения пригодились. Хотя… и не все там было так, как того бы мне хотелось. Например, в начальной школе моя «первая учительница» (о мертвых либо ничего, либо хорошо) учила нас и пуговицы пришивать, и рамки картонные нитками обматывать (творчество такое вот было!), и коробочки из открыток сшивать и… все! Ни на что большее ее не хватало! А ведь уже тогда и, в частности, лично у меня были книги по детскому техническому творчеству с самыми простыми, но интересными самоделкам. Но… фиг вам! А чаще вместо труда у нас была математика!
Фотоаппарат из книги «Сто затей двух друзей» сделан из спичечного коробка и самое интересное, что им можно было снимать!
С пятого класса мальчики работали отдельно, а девочки отдельно. Они учились готовить (я бы тоже не отказался, хотя научился сам, так уж пришлось!), а у нас сначала было столярное дело, потом слесарное, потом токарное и все! Чем занимались? Опять же самым примитивом. Делали скворечники, табуретки, ручки для метел и зубья для граблей. Ох, сколько я этих зубьев наточил напильником, а потом расклепывал собственно в граблях. И опять-таки на этом все! Хотя время было такое, когда наши космические корабли бороздили просторы вселенной.
Моя статья из журнала «Юный техник» (1984 г.)
Впрочем, я делал модели ракет, но почему-то в химическом кружке, а вот так, чтобы в школе работало что-нибудь «техническое», не припомню. Впрочем, рядом был ДК им. Кирова и вот там-то такие кружки были. Авиамодельный, судомодельный и даже театральный… и во всех я был записан, но подолгу нигде не задержался. Почему? А вот судите сами… Пришел в авиамодельный и дали мне сразу делать модель планера из набора ДОСААФ. Фанера – ломкая, древесина «сэконд хэнд», навыков у меня никаких. Ну… я тут же весь набор и запорол! А нового нет, лимит исчерпан! Жди месяц! Вот я месяц ходил, смотрел на более удачливых товарищей, а потом успешно запорол и второй набор – поспешил их догнать! Ну, и ушел, конечно.
Все тоже самое получилось и в судомодельном. Дали мне модель «большого охотника». Набор сосновых деревяшек! Кое-как я их обточил, гвоздей набил в палубу – поручни! В общем, вышла «модель» – «выкрасить, да выбросить»! Дрова, одним словом!
Настала очередь театрального кружка. Пришел, проверился – «данные есть!» и дали мне роль в детском спектакле. Сначала просто читать. А потом… переписывать. Переписывать 35 страниц! Ну, я тут же им все отдал и поскорее оттуда смотался. Мало мне в школе русского языка…
Вон он робот из кинофильма «Планета бурь» и телепередачи «Операция «Сириус-2». Внутри сидел физкультурник, вот как!
Одним словом, эти две передачи оказали на меня большое воздействие. Из спичечных коробков я тогда сделал модель броненосца и «пароход Тома Сойера», по журналу «Юный-техник» аэроплан «Илья Муромец», а из пластилина диораму с двумя динозаврами и охотящихся на них первобытных людей. Это после прочтения книги «Затерянный мир» Конан Дойла. Потом были довольно дешевые сборные модели самолетов из пластмассы производства ГДР. Конечно, в основном пассажирские лайнеры, но были среди них и Ту-95, и МиГ-21 и, почему-то, шведский СААВ-35 «Дракен». Целые каникулы склеивал «Потемкин» и «Аврору», но не знал, что их надо красить. Хотя с другой стороны, а чем бы я их красил в то время? Склеивал модели Т-34, КВ-85, ИС-3, ИСУ-122 и ИСУ-152 фирмы «Огонек» и всегда недоумевал, где БТ, Т-26, Т-35… В итоге уже во взрослом состоянии в 1982 году сделал все их сам и на конкурсе игрушек ЦК ВЛКСМ и Минлегпрома получил второе место, диплом и… 250 р. премии. «Но делать ваши игрушки мы не будем, – сказали мне тогда на заводе. – Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год подрастают новые дети!» Такая вот у них была маркетинговая политика и, судя по их сегодняшнему ассортименту, она не слишком изменилась за все эти годы.
А вот такое усовершенствование «пневмостарта» предлагается в Интернете. Тут главное «резко выдохнуть много воздуха», что и достигается не насосом, а весом самого ребенка!
Цветные рисунки А. Шепса.
Автор: kalibr