Торпеда 53-38
Первая торпеда советской разработки 53-27 оказалась неудачной. Она позволила развернуть производство собственного торпедного вооружения, однако имела недостаточно высокие характеристики и в этом отношении заметно уступала современным зарубежным образцам. Кроме того, имелись проблемы производственного характера, дополнительно ухудшавшие качество производимой продукции. Как следствие, флот нуждался в новой торпеде с приемлемыми характеристиками. Модернизация изделия 53-27 в рамках проекта 53-36 не дала ожидаемых результатов, что привело к продолжению работ. Итогом очередного проекта стало появление торпеды 53-38, которая на несколько следующих лет стала одним из основных вооружений своего класса.
Напомним, торпеда 53-27 являлась дальнейшим развитием изделия 45-12 (450-мм торпеда обр. 1912 г.) с увеличенными габаритами, усиленным боевым отделением и доработанной парогазовой машиной. Отсутствие опыта конструирования подобного вооружения, а также ограничения технологического характера не позволили в полной мере реализовать все планы. В середине тридцатых торпеду 53-27 модернизировали с использованием некоторых агрегатов, заимствованных у торпеды 53-Ф итальянской разработки. Получившееся изделие 53-36 почти не отличалось по своим характеристикам от базового 53-27, что не позволило провести полноценное перевооружение флота.
Во второй половине тридцатых годов руководство оборонной промышленности сделало определенные выводы, результатом которых стала программа строительства предприятий торпедостроения. К концу десятилетия в производстве подобного вооружения были заняты четыре предприятия: ленинградские заводы им. Ворошилова и «Двигатель», «Красный Прогресс» (г. Большой Токмак) и дагестанский завод №182 (ныне «Дагдизель»). Под Ленинградом, на Каспийском море и в Крыму были построены пристрелочные станции, отвечавшие за проверку нового оружия. Головной организацией торпедостроительной промышленности стал Научно-испытательный минно-торпедный институт (НИМТИ).
Торпеда 53-38 имела традиционную для такого оружия конструкцию. Основным элементом изделия был цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателем. Кроме того, в хвостовой части корпуса предусматривались Х-образные рули и два соосных винта. Головная часть корпуса отдавалась под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями. Позади него располагались воздушный резервуар, водяной отсек и бак для керосина. Кормовая часть корпуса вмещала парогазовую машину и системы управления торпедой.
Новая торпеда сохранила парогазовую машину изделия-прототипа. Использовалась двухцилиндровая главная машина, для работы которой применялись сжатый воздух, вода и керосин. Цилиндры, а также кривошипно-шатунный и распределительный механизмы машины были смонтированы в едином картере. Крутящий момент машины передавался на два соосных винта в кормовой части торпеды. Для работы машины применялся сжатый воздух, под давлением 190 атм., закачивавшийся в соответствующий резервуар. С целью увеличения максимальной мощности в состав силовой установки был включен подогревательный аппарат, аналогичный примененному на итальянском прототипе.
Использованная парогазовая машина могла развивать мощность до 318 л.с. При этом предусматривались три режима работы с разной мощностью: 318, 160 или 112 л.с. Путем изменения мощности двигателя можно было менять скорость и дальность хода торпеды в достаточно широких пределах. Следует отметить, что советская торпеда 53-38 имела трехрежимную машину, тогда как итальянская 53-Ф оснащалась двигателем с четырьмя режимами работы.
Управление торпедой во время движения осуществлялось традиционным для подобного оружия прибором Обри на основе гироскопа. Это устройство определяло отклонение торпеды от заданного курса и позволяло вырабатывать команды для рулевых машин, удерживавших оружие на нужной траектории. Прибор Обри и гидростат обеспечивали правильное движение торпеды на глубинах от 0,5 до 14 м.
Главная машина торпеды 53-38. Рисунок Wunderwafe.ru
В головной части торпеды 53-38 располагалось боевое отделение, вмещавшее 300 кг взрывчатого вещества. В специальные окна в верхней части корпуса помещались два контактных взрывателя инерционного действия. Они обеспечивали подрыв боевой части при ударе торпеды о корпус цели. Для подготовки моряков и подводников предлагалось использовать торпеды с учебным боевым отделением. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием взрывчатки, вместо которой в корпусе монтировался груз соответствующей массы.
Новая торпеда имела калибр 533 мм и длину 7,2 м. Общий вес готового к применению изделия составлял 1615 кг. Габариты и вес торпеды соответствовали требованиям, предъявляемым конструкцией имеющихся 53-см торпедных аппаратов. Таким образом, торпеды 53-38 могли применяться любыми отечественными кораблями и подводными лодками с соответствующими торпедными аппаратами.
Силовая установка и системы управления торпеды 53-38 позволяли торпедистам перед стрельбой настраивать глубину хода оружия, а также менять скорость и дальность хода. Глубина могла колебаться в пределах от 0,5 до 14 м. Скорость и дальность следовало выбирать в соответствии с тактической обстановкой. При установке режима парогазовой машины с максимальной мощностью (318 л.с.) торпеда могла разгоняться до 44,5 узла, однако в таком случае ее дальность составляла лишь 4 км. При мощности 160 л.с. скорость снижалась до 34,5 узла, но дальность вырастала до 8 км. Третий режим подразумевал работу машины на мощности 112 л.с., скорость 30,5 узла и дальность 10 км.
Первые торпеды модели 53-38 были выпущены ленинградским заводом «Двигатель» в 1938 году. Тогда же стартовали испытания нового оружия. В ходе проверок выяснилось, что копирование зарубежного образца удалось не в полной мере. Отечественная торпеда отличалась от итальянской не только режимами главной машины, но и некоторыми недостатками конструкции. Было выявлено заметное количество недостатков, которые в дальнейшем были устранены, однако доводку оружия пришлось проводить уже в ходе серийного производства. Подавляющее большинство проблем было устранено в 1939-41 годах, однако некоторыми доработками пришлось заниматься уже во время Великой Отечественной войны.
Необходимо отметить, что параллельно с разработкой и постановкой в серию новых торпед флот и промышленность занимались преобразованием существующих военно-промышленных структур. Так, в 1939 году были сформированы конструкторские бюро ЦКБ-36 и ЦКБ-39. Этим организациям передали все имеющиеся проекты торпедного вооружения, ранее разрабатывавшиеся несколькими другими бюро и институтами. Такие преобразования в некоторой мере упростили дальнейшие работы по развитию минно-торпедного вооружения.
Транспортировка торпед. Фото Submarine-at-war.ru
Первые плоды преобразований были получены уже в 1939 году. Одной из первых задач ЦКБ-39 стало повышение могущества торпед. Группа инженеров под руководством А.П. Белякова создала новые варианты боевого отделения для 45-см и 53-см торпед образца 1938 года. Без существенных доработок конструкции вес взрывчатого вещества был увеличен на 80-100 кг. При установке усиленного боевого отделения длина торпеды калибра 533 мм увеличивалась до 7,45 м, а масса – до 1725 кг. Общий вес взрывчатого вещества достигал 400 кг.
В 1939 году ЦКБ-39 совместно со смежными предприятиями построили и испытали несколько торпед с новыми боевыми отделениями. Эксперименты показали, что рост габаритов и массы оружия никак не сказывается на ходовых качествах. Скорость и дальность хода обеих торпед осталась на прежнем уровне. В конце 1939 года торпеды с усиленными боевыми частями были приняты на вооружение под обозначениями 53-38У и 45-36У. Серийное производство такого оружия было развернуто на заводах №182, «Двигатель» и «Красный Прогресс».
В дальнейшем развитие проекта 53-38У привело к созданию новой техники. Еще в конце двадцатых годов специалисты Остехбюро начали работу над неконтактным взрывателем для торпед, позволявшим поражать цель даже при небольшом промахе. Первый вариант такого устройства был принят на вооружение в 1932 году под обозначением НВО. Он решал поставленную задачу, но был крайне сложен в эксплуатации, из-за чего его вскоре сняли с производства. К работам по перспективной тематике привлекли несколько научных организаций, что позволило разработать полноценный работоспособный образец.
Неконтактный взрыватель стабилизированный НВС был создан в самом начале сороковых годов и испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. В ходе испытаний торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту водоизмещением 2500 т. Взрыватель успешно определял искажения магнитного поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до 2,5 от киля судна-цели. Расчеты показывали, что при увеличении водоизмещения цели растет и дистанция уверенного срабатывания взрывателя. По результатам испытаний взрыватель приняли на вооружение. Поставки серийных НВС стартовали в 1942 году. По некоторым данным, для установки устройства НВС требовались некоторые переделки боевого отделения торпеды, из-за чего вес взрывчатки сокращался примерно на 30 кг.
Погрузка торпеды 53-38 на корабль. Фото Navweaps.com
Первые серийные торпеды типа 53-38 имели некоторые проблемы, которые пришлось устранять уже в ходе серийного производства. Следствием этого стали некоторые отличия в характеристиках и надежности изделий разных серий. Тем не менее, уже в 1941 году большая часть недостатков была успешно устранена, хотя часть проблем сохранялась и требовала решения. Наличие затруднений и недостатков, тем не менее, не помешало советской промышленности освоить полномасштабное серийное производство нового оружия. До конца 1939 года с конвейера сходили только изделия 53-38 в базовой конфигурации. В дальнейшем было освоено производство торпед 53-38У с новым боевым отделением. Сборка такого оружия продолжалась до конца Великой Отечественной войны.
Появившись во второй половине тридцатых годов, торпеды 53-38 и 45-36 стали основным оружием своего класса в военно-морском флоте Советского Союза. В подавляющем большинстве случаев боевого применения торпед использовались именно изделия этих моделей и их модификаций. Новые торпеды поставлялись всем советским флотам, однако использовались, по-видимому, только на Европейском ТВД. Сведения о применении торпед 53-38 кораблями или подлодками Тихоокеанского флота отсутствуют.
По имеющимся данным, за предвоенный период и в годы Великой Отечественной промышленность успела построить и передать ВМФ несколько тысяч изделий 53-38 в нескольких модификациях. Большая часть этого оружия была применена по прямому назначению. Так, подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов за годы войны использовали 1471 торпеды 53-38 и 53-38У. Как минимум, 124 пуска торпеды завершились попаданием в цель, однако в нескольких случаях произошли отказы взрывателей. В общей сложности, по техническим причинам до цели не добрались 43 торпеды. Имеются сведения о 243 случаях боевого применения торпед 53-38У с неконтактным взрывателем НВС. Сведения о надежности этих устройств разнятся. Одни источники утверждают, что отказов не было, другие говорят о некотором количестве неправильного срабатывания взрывателей.
К началу Великой Отечественной войны торпеды 53-38 фактически не имели альтернативы. В войсках все еще оставалось значительное количество устаревших изделий 53-27, однако их применение носило крайне ограниченный характер: за все годы войны использовали лишь несколько десятков таких торпед. По этой причине, основным оружием подлодок, кораблей и катеров с торпедными аппаратами калибра 533 мм были торпеды 53-38 разных модификаций с различными взрывателями.
Начав разработку собственных торпед, советские конструкторы столкнулись с серьезными проблемами. Первая торпеда собственной разработки имела низкие характеристики и не отличалась надежностью. По этой причине новое оружие этого класса было решено строить на базе зарубежных разработок. Результатом такого подхода стало появление и дальнейшее развитие проекта 53-38. Эта торпеда, в отличие от предшественницы, имела достаточно высокие характеристики и могла полноценно решать поставленные задачи. Как результат, устаревшее оружие отправилось на склады, откуда ушло на утилизацию, а основную боевую работу взяли на себя торпеды 53-38. С учетом исполненной роли в войне на морях эти торпеды по праву можно считать настоящим Оружием Победы.
По материалам:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://sovnavy-ww2.ho.ua/
http://navweaps.com/
Напомним, торпеда 53-27 являлась дальнейшим развитием изделия 45-12 (450-мм торпеда обр. 1912 г.) с увеличенными габаритами, усиленным боевым отделением и доработанной парогазовой машиной. Отсутствие опыта конструирования подобного вооружения, а также ограничения технологического характера не позволили в полной мере реализовать все планы. В середине тридцатых торпеду 53-27 модернизировали с использованием некоторых агрегатов, заимствованных у торпеды 53-Ф итальянской разработки. Получившееся изделие 53-36 почти не отличалось по своим характеристикам от базового 53-27, что не позволило провести полноценное перевооружение флота.
Во второй половине тридцатых годов руководство оборонной промышленности сделало определенные выводы, результатом которых стала программа строительства предприятий торпедостроения. К концу десятилетия в производстве подобного вооружения были заняты четыре предприятия: ленинградские заводы им. Ворошилова и «Двигатель», «Красный Прогресс» (г. Большой Токмак) и дагестанский завод №182 (ныне «Дагдизель»). Под Ленинградом, на Каспийском море и в Крыму были построены пристрелочные станции, отвечавшие за проверку нового оружия. Головной организацией торпедостроительной промышленности стал Научно-испытательный минно-торпедный институт (НИМТИ).
Торпеда 53-38 имела традиционную для такого оружия конструкцию. Основным элементом изделия был цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателем. Кроме того, в хвостовой части корпуса предусматривались Х-образные рули и два соосных винта. Головная часть корпуса отдавалась под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями. Позади него располагались воздушный резервуар, водяной отсек и бак для керосина. Кормовая часть корпуса вмещала парогазовую машину и системы управления торпедой.
Новая торпеда сохранила парогазовую машину изделия-прототипа. Использовалась двухцилиндровая главная машина, для работы которой применялись сжатый воздух, вода и керосин. Цилиндры, а также кривошипно-шатунный и распределительный механизмы машины были смонтированы в едином картере. Крутящий момент машины передавался на два соосных винта в кормовой части торпеды. Для работы машины применялся сжатый воздух, под давлением 190 атм., закачивавшийся в соответствующий резервуар. С целью увеличения максимальной мощности в состав силовой установки был включен подогревательный аппарат, аналогичный примененному на итальянском прототипе.
Использованная парогазовая машина могла развивать мощность до 318 л.с. При этом предусматривались три режима работы с разной мощностью: 318, 160 или 112 л.с. Путем изменения мощности двигателя можно было менять скорость и дальность хода торпеды в достаточно широких пределах. Следует отметить, что советская торпеда 53-38 имела трехрежимную машину, тогда как итальянская 53-Ф оснащалась двигателем с четырьмя режимами работы.
Управление торпедой во время движения осуществлялось традиционным для подобного оружия прибором Обри на основе гироскопа. Это устройство определяло отклонение торпеды от заданного курса и позволяло вырабатывать команды для рулевых машин, удерживавших оружие на нужной траектории. Прибор Обри и гидростат обеспечивали правильное движение торпеды на глубинах от 0,5 до 14 м.
Главная машина торпеды 53-38. Рисунок Wunderwafe.ru
В головной части торпеды 53-38 располагалось боевое отделение, вмещавшее 300 кг взрывчатого вещества. В специальные окна в верхней части корпуса помещались два контактных взрывателя инерционного действия. Они обеспечивали подрыв боевой части при ударе торпеды о корпус цели. Для подготовки моряков и подводников предлагалось использовать торпеды с учебным боевым отделением. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием взрывчатки, вместо которой в корпусе монтировался груз соответствующей массы.
Новая торпеда имела калибр 533 мм и длину 7,2 м. Общий вес готового к применению изделия составлял 1615 кг. Габариты и вес торпеды соответствовали требованиям, предъявляемым конструкцией имеющихся 53-см торпедных аппаратов. Таким образом, торпеды 53-38 могли применяться любыми отечественными кораблями и подводными лодками с соответствующими торпедными аппаратами.
Силовая установка и системы управления торпеды 53-38 позволяли торпедистам перед стрельбой настраивать глубину хода оружия, а также менять скорость и дальность хода. Глубина могла колебаться в пределах от 0,5 до 14 м. Скорость и дальность следовало выбирать в соответствии с тактической обстановкой. При установке режима парогазовой машины с максимальной мощностью (318 л.с.) торпеда могла разгоняться до 44,5 узла, однако в таком случае ее дальность составляла лишь 4 км. При мощности 160 л.с. скорость снижалась до 34,5 узла, но дальность вырастала до 8 км. Третий режим подразумевал работу машины на мощности 112 л.с., скорость 30,5 узла и дальность 10 км.
Первые торпеды модели 53-38 были выпущены ленинградским заводом «Двигатель» в 1938 году. Тогда же стартовали испытания нового оружия. В ходе проверок выяснилось, что копирование зарубежного образца удалось не в полной мере. Отечественная торпеда отличалась от итальянской не только режимами главной машины, но и некоторыми недостатками конструкции. Было выявлено заметное количество недостатков, которые в дальнейшем были устранены, однако доводку оружия пришлось проводить уже в ходе серийного производства. Подавляющее большинство проблем было устранено в 1939-41 годах, однако некоторыми доработками пришлось заниматься уже во время Великой Отечественной войны.
Необходимо отметить, что параллельно с разработкой и постановкой в серию новых торпед флот и промышленность занимались преобразованием существующих военно-промышленных структур. Так, в 1939 году были сформированы конструкторские бюро ЦКБ-36 и ЦКБ-39. Этим организациям передали все имеющиеся проекты торпедного вооружения, ранее разрабатывавшиеся несколькими другими бюро и институтами. Такие преобразования в некоторой мере упростили дальнейшие работы по развитию минно-торпедного вооружения.
Транспортировка торпед. Фото Submarine-at-war.ru
Первые плоды преобразований были получены уже в 1939 году. Одной из первых задач ЦКБ-39 стало повышение могущества торпед. Группа инженеров под руководством А.П. Белякова создала новые варианты боевого отделения для 45-см и 53-см торпед образца 1938 года. Без существенных доработок конструкции вес взрывчатого вещества был увеличен на 80-100 кг. При установке усиленного боевого отделения длина торпеды калибра 533 мм увеличивалась до 7,45 м, а масса – до 1725 кг. Общий вес взрывчатого вещества достигал 400 кг.
В 1939 году ЦКБ-39 совместно со смежными предприятиями построили и испытали несколько торпед с новыми боевыми отделениями. Эксперименты показали, что рост габаритов и массы оружия никак не сказывается на ходовых качествах. Скорость и дальность хода обеих торпед осталась на прежнем уровне. В конце 1939 года торпеды с усиленными боевыми частями были приняты на вооружение под обозначениями 53-38У и 45-36У. Серийное производство такого оружия было развернуто на заводах №182, «Двигатель» и «Красный Прогресс».
В дальнейшем развитие проекта 53-38У привело к созданию новой техники. Еще в конце двадцатых годов специалисты Остехбюро начали работу над неконтактным взрывателем для торпед, позволявшим поражать цель даже при небольшом промахе. Первый вариант такого устройства был принят на вооружение в 1932 году под обозначением НВО. Он решал поставленную задачу, но был крайне сложен в эксплуатации, из-за чего его вскоре сняли с производства. К работам по перспективной тематике привлекли несколько научных организаций, что позволило разработать полноценный работоспособный образец.
Неконтактный взрыватель стабилизированный НВС был создан в самом начале сороковых годов и испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. В ходе испытаний торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту водоизмещением 2500 т. Взрыватель успешно определял искажения магнитного поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до 2,5 от киля судна-цели. Расчеты показывали, что при увеличении водоизмещения цели растет и дистанция уверенного срабатывания взрывателя. По результатам испытаний взрыватель приняли на вооружение. Поставки серийных НВС стартовали в 1942 году. По некоторым данным, для установки устройства НВС требовались некоторые переделки боевого отделения торпеды, из-за чего вес взрывчатки сокращался примерно на 30 кг.
Погрузка торпеды 53-38 на корабль. Фото Navweaps.com
Первые серийные торпеды типа 53-38 имели некоторые проблемы, которые пришлось устранять уже в ходе серийного производства. Следствием этого стали некоторые отличия в характеристиках и надежности изделий разных серий. Тем не менее, уже в 1941 году большая часть недостатков была успешно устранена, хотя часть проблем сохранялась и требовала решения. Наличие затруднений и недостатков, тем не менее, не помешало советской промышленности освоить полномасштабное серийное производство нового оружия. До конца 1939 года с конвейера сходили только изделия 53-38 в базовой конфигурации. В дальнейшем было освоено производство торпед 53-38У с новым боевым отделением. Сборка такого оружия продолжалась до конца Великой Отечественной войны.
Появившись во второй половине тридцатых годов, торпеды 53-38 и 45-36 стали основным оружием своего класса в военно-морском флоте Советского Союза. В подавляющем большинстве случаев боевого применения торпед использовались именно изделия этих моделей и их модификаций. Новые торпеды поставлялись всем советским флотам, однако использовались, по-видимому, только на Европейском ТВД. Сведения о применении торпед 53-38 кораблями или подлодками Тихоокеанского флота отсутствуют.
По имеющимся данным, за предвоенный период и в годы Великой Отечественной промышленность успела построить и передать ВМФ несколько тысяч изделий 53-38 в нескольких модификациях. Большая часть этого оружия была применена по прямому назначению. Так, подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов за годы войны использовали 1471 торпеды 53-38 и 53-38У. Как минимум, 124 пуска торпеды завершились попаданием в цель, однако в нескольких случаях произошли отказы взрывателей. В общей сложности, по техническим причинам до цели не добрались 43 торпеды. Имеются сведения о 243 случаях боевого применения торпед 53-38У с неконтактным взрывателем НВС. Сведения о надежности этих устройств разнятся. Одни источники утверждают, что отказов не было, другие говорят о некотором количестве неправильного срабатывания взрывателей.
К началу Великой Отечественной войны торпеды 53-38 фактически не имели альтернативы. В войсках все еще оставалось значительное количество устаревших изделий 53-27, однако их применение носило крайне ограниченный характер: за все годы войны использовали лишь несколько десятков таких торпед. По этой причине, основным оружием подлодок, кораблей и катеров с торпедными аппаратами калибра 533 мм были торпеды 53-38 разных модификаций с различными взрывателями.
Начав разработку собственных торпед, советские конструкторы столкнулись с серьезными проблемами. Первая торпеда собственной разработки имела низкие характеристики и не отличалась надежностью. По этой причине новое оружие этого класса было решено строить на базе зарубежных разработок. Результатом такого подхода стало появление и дальнейшее развитие проекта 53-38. Эта торпеда, в отличие от предшественницы, имела достаточно высокие характеристики и могла полноценно решать поставленные задачи. Как результат, устаревшее оружие отправилось на склады, откуда ушло на утилизацию, а основную боевую работу взяли на себя торпеды 53-38. С учетом исполненной роли в войне на морях эти торпеды по праву можно считать настоящим Оружием Победы.
По материалам:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://sovnavy-ww2.ho.ua/
http://navweaps.com/
Автор: Glenn Witcher